Первый в списке... «Расстрелянного Возрождения»
К 140-летию со дня рождения Александра МурашкоПрирода щедро наделила Александра Мурашко талантом. Судьба же отмерила ему довольно короткий срок творчества — всего девятнадцать лет. Творчество художника многогранно, сочетает в себе элементы реализма, импрессионизма и модерна, он увлекался природой светового рефлекса, стремился овладеть самыми тонкими модуляциями солнечной атмосферы. И в то же время шел к созданию обобщенного образа психологического состояния человеческой души.
Родился будущий художник 26 августа 1875 года в Киеве, однако до семилетнего возраста воспитывался у бабушки в местечке Борзна на Черниговщине. Поэтому в связи с замужеством матери, Марии Крачковской, переезжает в Чернигов, где у его отчима, Александра Мурашко, была небольшая иконописная мастерская. К работе в ней он стал привлекать пасынка, которому дал свою фамилию.
В конце 1880-х годов мастерская Мурашко получила заказ на выполнение художественно— оформительских работ во вновь возведенном столичном Владимирском соборе, и поэтому семья перебирается в Киев. Так волей судеб пятнадцатилетний Александр становится свидетелем (да и исполнителем) создания живописного декора собора, ему повезло наблюдать за работой таких известных живописцев, как Виктор Васнецов и Михаил Нестеров. Это они и профессор Адриан Прахов, как указывает искусствовед О. Жбанкова, «первыми обратили внимание на способности худощавого, длинноногого, лохматого и застенчивого подростка». Живопись становится смыслом жизни молодого художника, он даже решает «перейти на свой хлеб». В этом его поддерживает брат отчима Николай Мурашко, руководитель Киевской рисовальной студии, занятия в которой юноша посещает во внерабочее время.
Осенью в 1894 году А. Мурашко поступает в Высшее художественное училище при Петербуржской академии искусств, а через два года становится учеником в мастер-классе Ильи Репина, одного из ведущих в то время живописцев, профессоров академии. Свою учебу А. Мурашко закончил на рубеже веков, представив на экзаменационный конкурс монументальное полотно «Похороны кошевого» (1900). Тема этого произведения стала своеобразным (и сознательным!) противопоставлением комедийно-веселой и даже несколько гротесковой картине учителя «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Как точно подметил кандидат искусствоведения Н. Козак: «А. Мурашко показал другую сторону казачества, его рыцарский дух, его трагедию», которая завершилась разгромом Запорожской Сечи и заключением гетмана Калнышевского.
Как пансионер Петербуржской академии искусств, художник выезжает в Европу, которая открывает ему тогдашнюю художественную столицу мира — Париж, и один из самых сильных художественных центров — Мюнхен. Находясь там с 1901 по 1903 гг., молодой художник попадает под определенное влияние импрессионизма и модерна. В своих произведениях «Парижанки», «У кофейни», «Девушка в красной шляпке» А. Мурашко стремится к тонкому нюансированию тональных переходов, передачи рефлексов искусственного вечернего освещения, которое создает выразительные световые эффекты.
Чувствуя, что «Париж — прекрасное место для общего развития, а не для работы», художник перебирается в Мюнхен, где занимается совершенствованием своего рисунка и знакомится с работами представителей мюнхенского сецессиона.
В 1904 году А. Мурашко переезжает в более привычную среду Петербурга, пытаясь на практике закрепить свои художественные позиции — «На катке», «Зима. Молодая пара». А картина «Карусель» (1906), экспонируемая на Х Мюнхенской международной выставке в 1909 году, была отмечена Золотой медалью. С тех пор перед художником открылись двери художественных галерей самых выдающихся культурных центров Европы. Персональные выставки проходили в Берлине, Дюссельдорфе, Кельне, а отдельные полотна экспонировались в Вене, Париже, Амстердаме, Риме, Венеции. В 1911 году А. Мурашко избирают членом Мюнхенского сецессиона. Вернувшись в Киев — «здесь солнце, здесь чудесная природа, здесь своя культура», — покупает домик на Лукьяновке, засаживает сад и строит мастерскую, приглашая друзей поселиться рядом в тихих живописных окрестностях и мечтая о преобразовании Боговутовской улицы в своеобразный Барбизон — «городок художников»...
В 1913 году А. Мурашко основывает собственную художественную студию в одном из самых высоких зданий Киева — в мансардах двенадцатиэтажного дома Гинзбурга на Институтской улице. Преподавание в студии было построено по академической системе — наряду с занятиями по рисунку и живописи здесь читались лекции по истории искусства и философии.
В 1917 году на руинах Российской империи Украина получает заветную независимость. В основанной Украинской академии искусств А. Мурашко наряду с Г. Нарбутом, В. и Ф. Кричевскими, М. Бойчуком стал одним из активнейших ее созидателей, посвятив себя преподавательскому труду и общественной деятельности в Художественном совете при Народном комиссариате образования. Отложив творческую работу до той поры, «когда отдам должное общественному строительству и с миром буду отпущен для тихого труда». Однако не судьба. Вечером 14 июня 1919 года большевистский военный патруль задержал художника рядом с собственным домом. А утром — его нашли убитым — выстрелом в затылок, как в дальнейшем привычно действовали «красные революционеры», расправляясь с национально сознательными деятелями украинской науки и культуры.
Александра Мурашко называют первым в списке художников и литераторов «Расстрелянного Возрождения» Украины ХХ века.
Фоторепродукции картин предоставлены автором
Выпуск газеты №:
№72, (2015)Section
В конце «Дня»