Перейти к основному содержанию

Под «Каменным крестом»

На «1+1» — кинематограф национального сопротивления
24 апреля, 11:11
«КАМЕННЫЙ КРЕСТ» ЛЕОНИДА ОСЫКИ — АБСОЛЮТНАЯ КЛАССИКА УКРАИНСКОГО КИНЕМАТОГРАФА / ФОТО С САЙТА KINOFILMS.TV

В ночь с 26 на 27 апреля в 01:00 на телеканале «1+1» смотрите программу «Аргумент-кино»: классическое произведение украинского кинематографа — фильм режиссера Леонида Осыки «Каменный крест» (1968, Украина), снятый по сценарию Ивана Драча, написанному по произведениям Василия Стефаника.

Фильм Леонида Осыки «Каменный крест» прописан по адресу такого феномена как Украинское поэтическое кино, которое совмещает в себе стилистически разнообразные фильмы, созданные разными режиссерами, начиная, наверное, с «Теней забытых предков» Сергея Параджанова.

Я бы назвал это самое Украинское поэтическое — кинематографом национального сопротивления, каким он только и был возможен, когда культурное и художественное дыхание украинцев прерывалось компартийной идеологической рукой. Некоторое послабление в 1960-х позволяло лишь новаторски обращаться к фольклорным, этнографическим сюжетам, обходя закованное соцреалистической догмой изображение современности.

Среди таких сюжетов, собственно, и «Каменный крест», который является экранизацией двух новелл классика украинской литературы Василия Стефаника. Одна из них так и называется, «Камінний хрест». И в ней разворачивается драма вынужденной эмиграции селянской семьи из Буковины за океан из-за невозможности выжить и жить достойно на Родине. Едут в Канаду, как на тот свет.

Возвращаясь к феномену Украинского поэтического кино, стоит заметить: упомянутые «Тени забытых предков» Параджанова, созданные по одноименной повести Михаила Коцюбинского, увидели мир в 1965 году, «Каменный крест» Леонида Осыки — в 1968-м, а уже через шесть лет, в 1974-м, первый секретарь компартии Украины Владимир Щербицкий рассказал всему миру о том, что «Определенное время приемы так называемого «поэтического кино» с их ударением на абстрактной символике с резко подчеркнутым этнографическим орнаментом трактовались отдельными кинематографистами едва ли не как ведущие приемы развития киноискусства в Украине. Эти взгляды, можно сказать, преодолены».

Так появился в советской, подкоммунистической Украине запрет на «поэтическое кино», которое воспринималось тогдашней промосковскою властью как определенная угроза господствующему строю. Ведь «поэтическое» или «живописное» или же «ассоциативное», как его называл Параджанов, кино сопротивлялось навязанным той властью соцреалистическим клише.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать