Перейти к основному содержанию

Об особенностях британских выборов

Эксперты «Дня» — о шансах консерваторов и лейбористов победить на парламентских выборах, и как это может повлиять на отношения Лондона и Киева
28 апреля, 12:27
ФОТО РЕЙТЕР

Как и пять лет назад, на парламентских выборах в Великобритании, которые состоятся через неделю, не прогнозируют очевидного победителя. Ныне, согласно опросам общественного мнения, ведущие политические силы — консерваторы и лейбористы — получат почти одинаковое количество голосов, но не смогут  самостоятельно сформировать правительство.  По некоторым опросам консерваторы по популярности немного опережают лейбористов, однако по данным YouGov, они отстают от них на один процент. Опрос третье место отдает Партии независимости, четвертое — либерал-демократам, а список завершают «зеленые».

Следовательно, в ход идут «последние» аргументы, чтобы заручиться большей поддержкой среди избирателей. Премьер-министр Дэвид Кемерон пообещал отменить налоги для тех, кто получает минимальную зарплату, удвоить бесплатный уход за детьми до 30 часов в неделю, усилить право на покупку жилья и в целом улучшить жизнь. «Мы предлагаем хорошую жизнь для тех, кто хочет попробовать, потому что мы — партия трудового народа. Поэтому, если хотите более безопасной Британии, лучшего будущего для себя, своей семьи, тогда давайте вместе не возвращаться назад, а закончим то, что начали», отметил Кемерон.

За день до этого лидер оппозиции Эд Милибенд выдвинул предвыборную программу Лейбористской партии, которую также назвал партией трудового народа, а Консервативную — «партией богатых».

«День» обратился к британским экспертам с просьбой прокомментировать выборы в Великобритании и то, как приход лейбористов к власти может повлиять на политику Лондона в отношении Киева.

«ПРИ ЛЕЙБОРИСТСКОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ БУДЕТ БОЛЬШЕ ШАНСОВ, ЧТОБЫ РАЗРАБОТАТЬ СИЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ ЕС ОТНОСИТЕЛЬНО УКРАИНЫ И РОССИИ»

Стивен ТИНДЕЙЛ, старший научный сотрудник в Центре европейских реформ, Лондон:

— Главное отличие нынешних выборов от предыдущих в 2010 году заключается в том, если на них выигрывают консерваторы, то состоится референдум по выходу  Британии из ЕС. Напомню, что в 1975 году 67,2% британцев проголосовало за членство Великобритании в Евросоюзе. По моему мнению, если в 2017 году будет проведен референдум, как это обещают консерваторы, то британцы проголосуют за то, чтобы выйти из ЕС. И это является ключевым вопросом на этих выборах.

— Согласно опросам общественного мнения очевидно, хотя консерваторы и наберут больше всего мест, но их представительство в 650-местном парламенте будет уменьшено. И это притом, что правительство Кемерона за 5 лет  создало 2 млн дополнительных рабочих мест. Как можно объяснить, что, несмотря на это, популярность консерваторов падает?

— Да, действительно консерваторы обеспечили экономический рост и создали новые рабочие места. Но многие из этих рабочих мест являются контрактами на ноль часов, независимо от продолжительности работы и суммы полученных денег. И что касается равенства, то консерваторы ввели налог на добавленную стоимость, что ударило по бедным людям. Кроме того, они сократили налоги для богатых. Следовательно, многие люди считают, что консерваторы отдают преимущество богатым над бедными.

— Кемерон объявил план на первые 100 дней, а у лейбористов я  ни вижу такой четкой программы-плана действий. Чем это объясняется?

— Действительно, программа лейбористов   четче, чем была в начале выборов. В своем манифесте они четко заявили, что собираются делать, как и либеральные демократы — третья партия. Консерваторы, действительно, заявляют, что они хотят сделать, но не говорят, как они собираются заплатить за это. На предыдущих выборах лейбористская партия чувствовала себя виноватой за то, что давала необоснованные обещания. Теперь так делают консерваторы.

— Так можно сказать, что Лейбористская партия извлекла уроки из последнего поражения.

— Да, лейбористы не идеал в том плане, чтобы четко сказать, как они будут платить за свои обещания. Но они в данный момент лучше консерваторов.

— Учитывая то, что согласно опросам ни одна, ни другая партия не получит большинства, а лидер лейбористов Эд Милибенд заявляет, что не будет образовывать коалицию с Шотландской националистической партией (SNP), то как он может в такой ситуации возглавить новое правительство после выборов?

— Да,  но он не говорил, что не будет руководить с поддержкой SNP без привлечения ее в коалицию. Вероятнее всего у нас будет лейбористское правительство меньшинства, в котором партии, которые попали в парламент, будут поддерживать премьера во время голосования за конкретные вопросы.

В данный момент совершенно не понятно, сколько времени пойдет на формирование нового правительства при таких обстоятельствах, когда ни одна партия не имеет большинства голосов. Нынешнее правительство Кемерона имеет полномочия до 6 августа.  И это один дейдлайн, до которого нужно сформировать новое правительство. Не исключено, что этот процесс может затянуться, и, наконец, поздно осенью могут пройти новые всеобщие выборы.

Другой вариант заключается в том, что, возможно, до 6 августа будет сформировано правительство меньшинства. Но если до осени оно не получит вотум доверия, то это будет означать внеочередные парламентские выборы.

Но, скорее всего, у нас будет правительство меньшинства. И новым премьером, вероятно, станет Эд Милибенд.

— Выступая с предвыборной речью по проблемам внешней политики перед аудиторией в Королевском институте международных отношений в Лондоне, Эд Милибенд обвинил премьер-министра Дэвида Кемерона в ослаблении позиций Великобритании на мировой арене. «Отсутствие Кемерона на мирных переговорах по урегулированию кризиса в Украине является символом «изоляции Великобритании и ослабления ее влияния», — отметил лидер лейбористов. Можно ли ожидать от Милибенда, если он станет премьером, более активной позиции по Украине, которая страдает от российской агрессии?

— Я считаю, что главное отличие между Милибендом и Кемероном будет заключаться в том, что лидер лейбористов будет больше готов работать с другими европейскими странами. И что касается конфликта в Украине, Минских соглашений    Великобритания не привлекалась к этому процессу. При лейбористском правительстве будет больше шансов, что Великобритания будет работать с Германией, Францией, Польшей, чтобы разработать сильную политику ЕС относительно Украины и России.

«НЫНЕ МИЛИБЕНД БОЛЬШЕ ПОЗИЦИОНИРУЕТСЯ КАК ПРЕМЬЕР-МИНИСТР»

—  Что вы можете сказать о Милибенде как личности на должности главы правительства? СМИ пишут, что он был очень упрямым на должности министра энергетики.      

— Он как политик готов слушать, но у него очень сильные собственные взгляды. Когда он был министром энергетики и климатических изменений, то у него были очень четкие идеи относительно реформ, которые нужны Великобритании в этой сфере. Он очень решительно боролся за то, чтобы государственная служба согласилась на проведение этих реформ. В то время лейбористское правительство имело большинство, поэтому у  него не было больших проблем с другими политическими партиями. Милибенд готов  — его нельзя назвать типичным политическим вождем — работать с нынешним министром энергетики и климатических изменений от консервативной партии. В данное время госсекретарем по климатическим изменениям является Эд Дейве, у которого подобный подход к изменениям в энергетике и окружающей среде как у Эд Милибенда.

— Мне раньше говорили некоторые британские эксперты, что Эд Милибенд в противовес брату Дэвиду не очень привлекательный политик, чтобы занимать должность лидера лейбористской партии. Что вы скажете на это?

— Должен сказать, что Эд изменился. Дэвид Милибенд, старший брат,  занимал должность министра иностранных дел, а Эд в то время был министром энергетики и климатических изменений. И когда Эда выбрали на должность лидера Лейбористской партии, он не производил особого впечатления. Но во время избирательной кампании он в конечном итоге проявил себя лучше, чем многие люди предполагали. И ныне Милибенд больше позиционируется как премьер-министр, чем несколько недель  назад.

— Обычно, при смене власти в Великобритании много говорится о реформах. Так было после прихода к власти Тони Блэра, Дэвида Кемерона. Так какие реформы  безотлагательными для нового правительства, которое, скорее всего, возглавит Милибенд?

— Я считаю, что, во-первых, он должен вернуть Великобританию в главную европейскую политику и работать с другими странами, потенциальными союзниками, что не смог сделать Кемерон. Во-вторых, он должен усилить британскую социальную политику, повысить социальную мобильность, уменьшить экономическое неравенство. В-третьих, он должен работать над тем, чтобы реформировать энергетическую систему Великобритании, которая является очень оптимальной в данное время.

«ЧТО КАСАЕТСЯ УКРАИНЫ, ТО ВРЯД ЛИ  БУДУТ ОТЛИЧИЯ ОТ ПОЛИТИКИ НЫНЕШНЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВА»

Профессор Джон КЕРТИС, Университет Стратклайд, Глазго:

— У нас снова возникла ситуация, когда ни одна партия  не получит большинства. Это очевидно. Но абсолютно не ясно, кто: Консервативная или Лейбористская партия будет способной сформировать правительство. Их результаты  очень близки. И многое будет зависеть не только от того, сколько мест они получат, но также от распределения мест среди меньших партий и от решений этих партий относительно того, с кем они будут сотрудничать или кого будут поддерживать. Это сейчас очень неопределенно. Я думаю, что Миллибенд точно является фаворитом на должность премьер-министра. Это объясняется тем, что он скорее получит поддержку со стороны меньших партий.

— Так у Дэвида Кемерона нет никаких шансов?

— Кемерон продолжает пользоваться большей популярностью, чем Миллибенд, который остается самым непопулярным лидером оппозиции. Таково восприятие среди избирателей. И если бы у нас проходили президентские выборы, то, безусловно, победил бы Кемерон. А у нас проходит соревнование по антипопулярности. Между умеренно непопулярным премьер-министром и очень непопулярным лидером оппозиции. Кстати, лидер либеральных демократов по коалиции с консерваторами Ник Клегг также непопулярен, что является подтверждением конкурса по антипопулярности.

— Но кто же, по вашему мнению, победит на этих выборах?

— Возможно, случится так, действующее правительство консерваторов сможет создать коалицию с либеральными демократами, при возможной поддержке Юнионистской партии в Северной Ирландии. Если сделать предположение, что это произойдет до 7 мая, принимая во внимание опрос общественного мнения, то вы просто увидите, как консерваторы окажутся в оппозиции. Для них будет сложно создать коалицию, а Лейбористской партии, наоборот, будет легче это сделать, в частности с Шотландской националистической партией, хотя об этом они сейчас не говорят. У лейбористов  больше возможностей создать коалицию с меньшими партиями. Шотландская националистическая партия получит хороший результат в Шотландии.

— А какой будет внешняя политика Великобритании в отношении ЕС и Украины?

— Что касается Украины, то вряд ли будут отличия от политики нынешнего правительства. Запад не в состоянии сделать что-то с Крымом и начать делать что-то по отношению к востоку Украины.

Ключевое отличие между двумя партиями заключается в том, что Лейбористская партия не будет проводить референдум относительно выхода из ЕС. Поэтому членство Великобритании будет сохранено на пять лет пребывания лейбористов при власти. А если при власти будет правительство консерваторов, то они проведут референдум.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать