Бурная реакция Эрдогана
Эксперт — о разрушении «паритета на историю» между Анкарой и МосквойБурную реакцию и обиду вызвали у президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана слова российского коллеги Владимира Путина о геноциде армян в 1915 году. На прошлой неделе Путин побывал в Ереване на мемориальных мероприятиях по случаю 100-летия массового убийства армян. Там он заявил следующее: «массовому убийству людей нет, и не может быть никаких оправданий». Путин также добавил, что Россия — участник и инициатор «целого ряда международно-правовых актов, которые заложили основу современного международного уголовного права, в том числе Конвенции относительно предупреждения преступлений геноцида».
В Анкаре пристально следят за заявлениями, которые касаются армянского геноцида. Турция не признает этого преступления, который Папа Римский Франциск назвал «первым геноцидом ХХ века», в результате которого погибло 1,5 млн. армян. Сначала турецкий МИД, а затем уже и сам турецкий президент Реджеп Эрдоган раскритиковали Путина. «Это не первый раз, когда Россия использует слово «геноцид» в этом вопросе». Мне грустно, что Путин предпринял такой шаг. То, что происходит в Украине и в Крыму, — очевидно. Они должны сначала объяснить это, а затем говорить о геноциде», — отметил турецкий лидер.
Когда верстался номер, появилось заявление пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова на слова Эрдогана. Он, в частности, сказал, что глава Кремля знает о реакции Турции и надеется, что это не коснется отношений между обеими странами.
А как в действительности эта перепалка повлияет на отношения между Турцией и Россией? Об этом «День» спросил у исполнительного директора Центра Ближневосточных исследований Игоря СЕМИВОЛОСА:
— Для турецкой правящей партии крайне важны экономические отношения с Россией. Это расширяет возможности среднего класса, который голосует за Эрдогана. На этом построена вся его политика. Поэтому Турция не вмешивалась в войну в Украине: с ее стороны было минимальное количество негативных реакций, и фактически игнорирование крымскотатарского вопроса и многое другое, что критиковала Украина.
Однако некоторые вещи являются очень чувствительными для Турции. Одна из них — события 1915 года. Трудно спорить с тем, что это был не геноцид. Но у Турции есть своя версия этих событий: это происходило во время войны Османской империи с Российской, а армяне выступали союзниками последней. Параллельно с этим, у Турции есть длинный список претензий и геноцидов, которые осуществляла Россия относительно мусульманских стран на Кавказе. В районе Сочи фактически было истреблено все население. Те, кто остался живым во время геноцида и этноцида, были вынуждены убегать в Османскую империю.
До этого момента между Турцией и Россией существовал паритет: никто не вспоминал о списке взаимных претензий. Но здесь Эрдоган не мог не отреагировать: это слишком болезненная и чувствительная для него тема. Тем более, Эрдоган приложил немало усилий, чтобы уменьшить уровень напряжения между Турцией и Арменией. Это, в частности, ряд дипломатических инициатив, которые закончились ничем.
Реакция Эрдогана бурная и выходит за рамки поведения, которое обычно он демонстрировал по отношению к России. Последствия этого заявления еще будут, как и охлаждение в политических отношениях между Анкарой и Москвой. Вспомнив о Крыме и Донбассе, Эрдоган фактически открытым текстом заявил, что Россия их захватила. То есть, это значит, что Турция признает факт того, что это — не внутреннеукраинский конфликт.
Выпуск газеты №:
№75, (2015)Section
День Планеты