Дежавю
Исправляю неточности из предыдущей статьи: крест, спиленный FEMEN, — не мемориальный в память о жертвах репрессий, а поклонный в честь оранжевой революции; Александра Шевченко и Инна Шевченко из FEMEN — не сестры.
Журналисты ошибаются — я не исключение. Журналист, если и дальше хочет оставаться в профессии, должен иметь мужество признавать свои ошибки. Ошибки в словах из-за невнимательности — это одно. За ошибки нужно отвечать, иногда их — в газетной статье, например — можно исправить.
За свои поступки тоже нужно отвечать, однако сознательно сделанную глупость исправить сложнее.
Почему опять о FEMEN?
На прошлых выходных в России неизвестные снесли четыре поклонных креста: один в Архангельске и три в Челябинской области. FEMEN уже выразили восхищение по этому поводу. В своем Живом Журнале девушки обещают турне с бензопилой по деревянным церквям России, а также наказать ею «подонков, ответственных за страдание ни в чем не виновных женщин», если кого-то из активисток посадят.
Можно сказать, что это шутка. Но снесение креста над Майданом шуткой не было. Повторюсь: за слова свои нужно отвечать. Хорошо, что у нас пока еще не господствует такое мракобесие, как на севере от Хутора-Михайловского, а то посадили бы Инну Шевченко, и пришлось бы обещания выполнять: взять бензопилу, поехать в Россию, вычислить маршруты кортежа и порезать... не фотографию, а настоящего Путина. Или здесь, в Киеве — настоящего судью. С кровью и внутренностями. Но знают, что не посадят. Знают, что не поедут в Россию, знают, что ничего там не будут пилить.
Молоть глупости и делать глупости, зная, что ни за первое, ни за второе никто не накажет, — легкое дело. Разница между Pussy Riot и FEMEN — как между хирургом и уличным забиякой. Первые сработали со скальпельной точностью, вскрыв целую гроздь давно назревших проблем, вторые просто бьют наотмашь во всех направлениях, чаще лишь имитируя удар, но надеясь зацепить какое-нибудь больное место. Теперь FEMEN своим, настаиваю, совершенно глупым поступком (уже осужденным заключенной Марией Алехиной) оказали огромную услугу православным экстремистам. Ответственность за срубленные кресты взяло на себя «движение «Народная воля»; то ли искренние идиоты, то ли наемные провокаторы от власти — роли не играет: брать название террористической организации ХІХ века — не просто глупость, а глупость в квадрате.
Между тем ультраправый экстремизм в России растет: на улицы готовы выйти дружины «Союза православных хоругвеносцев» (читай — черносотенцов), в Москве православные фашисты на Павелецком вокзале сорвали с прохожего футболку в защиту Pussy Riot, другая группа варваров ворвалась на спектакль Театра.doc, посвященный процессу Толконниковой, Алехиной и Самуцевич, но получила отпор от зрителей.
Печальная правда, которая высветилась именно после акций Pussy Riot: в России нет ни одной институции, которая бы служила моральным балансиром, которая бы примиряла, а не раскалывала общество. РПЦ — крепко сросшаяся с властью, коррумпированная, увязшая в многочисленных скандалах — лишь усиливает раздор (в Украине в том числе). Этой церкви нужна широкая дискуссия, открытость, самоочищение, необходимо (возвращаюсь к медицинским метафорам) срочное лечение. Конечно, есть намного более простой путь, он уже намечается и Украину стороной не обойдет: армия «хоругвеносцев» против армии «народовольцев». Знакомо?
Выпуск газеты №:
№152, (2012)Section
День Украины