Перейти к основному содержанию

Три храма перед Лицом Господним

Иерусалимский храм — София Константинопольская — София Киевская: что объединяет и разнит
15 мая, 10:03
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Храмы Божьи почти всегда появлялись при драматичных обстоятельствах. Не верите? Запаситесь терпением, и даже если вы не архитектор, раздобудьте какой-нибудь справочник по мировой архитектуре, а лучше — архитектурную энциклопедию, и ознакомьтесь с историей сооружения самых выдающихся христианских храмов мира, таких, например, как собор святого Петра в Риме и другие соборы в этом «вечном городе», святого Павла в Лондоне, Парижской Богоматери, святой Софии в Константинополе, самого высокого в Европе собора в Кельне, фантастические своими архитектурными формами соборы испанских городов, Успенские соборы Киево-Печерской лавры и Почаевской лавры, Софийский собор в Киеве. Вы убедитесь, что о каждом из названных соборов и о тысячах других, появившихся в мире за два тысячелетия христианской цивилизации, можно писать разлогие романы, полные драматичных коллизий, порой невероятных, даже снимать содержательные фильмы.

Сам храм является чудом. Потому что нет другого сооружения, которое бы хоть немного было похоже на храм. Церкви всех архитектурных стилей и манер будут тянуться вверх к небу, потому что на небе Бог и Бог духовно присутствует в каждой церкви.

Бог как духовная ипостась и творец всего не нуждается в жилище ни на земном шаре, ни на других планетах и галактиках, потому что оно все — Его! Но Он через храмы, которые велел строить не такими, как наши жилища, хозяйственные сооружения, музеи, театры и дворцы, а совсем особой «высокой» архитектуры, — посылает нам свет и хочет в них встречаться с теми своими созданиями, то есть нами, людьми, которые любят его и хотят разговаривать с Ним. Удачно об этом написал французский исследователь Жорж Дюби в своей книге «Эпоха соборов: Искусство и общество 980—1420 гг.»: «Абсолютный свет — Бог — так или иначе кроется в каждом создании, в зависимости от того, насколько так или иначе оно восприимчиво к его свету. Но каждое создание своей мерой показывает его, потому что оно излучает перед каждым, кто хочет смотреть на него с любовью, часть света, который оно таит в себе».

♦ Как источник и пристанище абсолютного Божественного света храм, церковь и даже небольшая часовня становится предметом завистей Божьего и человеческого врага — дьявола. Он всеми силами препятствует появлению этих центров света — мест, где происходят молитвенные общения творений с Творцом. Вот первопричина трудностей, неудач и драм при построении храмов! Злопыхательством и интригами дьявол препятствовал возведению величественных соборов, но даже и маленьких часовен. И всегда проигрывал. Потому что даже во время войн и природных катастроф все вокруг падало, а соборы стояли. Когда же и они взлетали в воздух или годами прислужниками дьявола разрушались, проходило время, и они представали еще лучшими. Яркий пример для нас — восстановление Михайловского Златоверхого монастыря, Успенского собора Киево-Печерской лавры, церкви Пирогощи на Киевском Подоле, церкви Рождества Христова на Почтовой площади около Днепра в Киеве.

♦ Восстановление христианских знаковых храмов за годы независимости Украины и сохранение чудом от неистовства безбожных коммуно-большевиков ряда древних соборов даже эпохи Киевской Руси-Украины (в Киеве, Чернигове, Владимире-Волынском) — яркое свидетельство, что Бог не отказывается давать свой свет веры украинскому народу в его древних и заново отстроенных храмах. Из Библии мы узнаем, как Бог с особой усердностью лелеял построение храма для общения с его избранным народом в Иерусалиме. Он давал через пророков детальные указания Соломону, как и что строить, чем украшать Святое Святых и весь храм. Читая в Старом Завете Библии Книги Царств и Книги Паралипоменон (в украинском переводе Библии митрополитом Илларионом Огиенко — Книги Хроники), мы с удивлением и восхищением узнаем, с какой точностью и тщательностью Бог давал указания царю Соломону, строителям, что и как обустраивать. И все было с точностью соблюдено.


СОФИЙСКИЙ СОБОР, ТАКЖЕ АЙЯ-СОФИЯ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ — ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ «ЗОЛОТОГО ВЕКА» ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ОДИН ИЗ СИМВОЛОВ СОВРЕМЕННОГО СТАМБУЛА / ФОТО С САЙТА grandseashostmark.com

«И сделал Соломон все вещи, которые в храме Господа: золотой жертвенник и золотой стол, на котором хлебы предложения; и светильники — пять по правую сторону и пять по левую сторону, пред задним отделением храма, из чистого золота, и цветы, и лампадки, и щипцы из золота; и блюда, и ножи, и чаши, и лотки, и кадильницы из чистого золота, и петли у дверей внутреннего храма во Святом Святых и у дверей в храме из золота же.

Так совершена вся работа, которую производил царь Соломон для храма Господа. И принес Соломон посвященное Давидом, отцом его; серебро и золото и вещи отдал в сокровищницы храма Господня» (Третья Книга Царств, 7: 48-51).

Более того. Когда еще народ блуждал по Синайской пустыне, направляясь к обещанной Богом земле, Бог даже в походных условиях велел им изготовить переносное святилище — так называемую скинию; Бог даже показал Моисею на Синайской горе ее вид снаружи и все детали внутреннего обустройства: «И пусть построят мне святыню — и буду пребывать среди них. Как все, что Я покажу тебе, — строение скинии и строение вещей ее, — так и сделаете. И смотри, и сделай по тому образцу, что тебе показывал на горе» (Книга Исход, 25: 8,40). В семи разделах, с 25 по 31 включительно, Моисей в этой Книге Исхода описывает в малейших деталях обустройство походного храма скинии согласно указаниям Бога.

С подобной скрупулезностью мы встречаем в текстах Библии описание сооружения и украшения первого (Соломонова) храма в Иерусалиме: теперь уже не походного, как скиния, а постоянного величественного храма! Его должен был строить еще отец Соломона царь Давид на горе Мориа в Иерусалиме около 563 года до Рождества Христова; но Бог запретил Давиду строить, потому что царь много воевал и грешил, поэтому строительство начал его преемник Соломон и через семь лет завершил сооружение и украшение. Господь остался доволен видом храма и при его освящении появился здесь в виде тучи: «Когда священники вышли из святилища, туча наполнила дом Господний; и не могли священники стоять на служении из-за тучи, потому что слава Господня наполнила храм Господний» (Третья Книга Царств, 8:10-11).

Построено было крепко, изысканно, на века. С условием, что народ и цари останутся верными завещаниям Бога. Но они почти сразу начали роптать, грешить, бунтовать и отступать от Бога. Пророки Исаия, Иеремия, Иезекииль и другие описывают эти беззакония. Мудрый Иеремия так передает Божье возмущение делами иудеев: «Не надейтесь на обманчивые слова: «Здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! Вы крадете, убиваете и прелюбодействуете и клянетесь во лжи и кадите Ваалу (фальшивому языческому идолу, подсунутому им дьяволом. — Д. С.), и ходите во след других богов, которых вы не знаете; и потом приходите и становитесь перед лицом Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «Мы спасены!» — чтобы и впредь совершать все эти мерзости. Не сделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, — говорит Господь» (Книга пророка Иеремии, 7:4-11).

Видел это. По милосердию Своему готов был простить, если покаются в перечисленных мерзостях. Не дождался: не покаялись. Прошло 380 лет от сооружения Соломоном храма. Господь все эти почти четыре века наставлял, побуждал, чтобы свет веры и авторитет храма повлияли на них — от последнего бедняка до царя. Когда терпению наступил конец, Бог допустил, чтобы с Востока, из халдейского Вавилона, пришел с несметным войском их глава Навуходоносор и через взятие в плен всего иудейского населения, через разрушение Иерусалима вместе с прекрасным храмом заставил их подумать о своих прошлых преступлениях.


СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ — СОФИЯ КИЕВСКАЯ ИЛИ СОФИЙСКИЙ СОБОР — ОДНО ИЗ НЕМНОГИХ УЦЕЛЕВШИХ СООРУЖЕНИЙ ВРЕМЕН КИЕВСКОЙ РУСИ И ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ХРИСТИАНСКИХ СВЯТЫНЬ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

♦ Следовательно, август 586 года до Рождества Христова; и Библия описывает причины и следствия отступничества от Бога: «И взят был город, и побежали все военные ночью по пути к вратам, между двумя стенами, что около царского сада; халдеи же стояли вокруг города, и царь пошел по дороге к равнине. И погналось войско халдейское за царем, и догнали его на равнинах иерихонских, и все войско его разбежалось от него. И взяли царя, и отвели его к царю Вавилонскому в Ривлу, и совершили над ним суд: и сыновей Седекии закололи перед глазами его, а самому Седекии ослепили глаза и заковали его в кандалы, и отвели его в Вавилон... И сжег дом Господень и дом царя, и все дома в Иерусалиме, и все дома большие сжег огнем; и стены вокруг Иерусалима разрушило войско халдейское, что было у начальника охранников» (Четвертая Книга Царств, 25:4-10).

♦ Во время многолетнего вавилонского плена иудеи сидели на берегу реки и плакали обо всем потерянном. Оплакивали и свои мерзости. А плач мог быть признаком раскаяния; поэтому Бог так устроил, что Персия разгромила Вавилон и персидский царь Кир позволил евреям вернуться на родину и отстроить храм Господень. За время плена древнее грешное поколение отошло в вечность, и дело восстановления легло на плече нового поколения недавних пленных во главе с Зоровавелем. Поэтому второй Иерусалимский храм получил в истории название «храма Зоровавеля». В первую очередь они восстановили жертвенник. Восстановление храма продолжалось 22 года — между 537 и 515 годами до Рождества Христова под наблюдением управителя Иудеи (кстати, назначенного персидским царем Киром) Зоровавеля. Источники немногословно приводят информацию, как выглядел этот второй храм. Известно, что по размерам он был больше, чем тот, который разрушило войско вавилонцев Навуходоносора. Интересно, что ковчега завещания, который издавна знаменовал присутствие Бога в храме, в новом здании уже не было: Святое Святых во втором храме было совершенно пустое. В текстах Библии нет упоминания, что во время освящения храма слава Господа наполнила его, как это было при освящении первого храма Соломона. Народ и дальше тяжело грешил и не считался с Божьими предупреждениями. Поэтому на иудеев было наслано новое порабощение — в этот раз со стороны Сирии, войско которой по приказу сирийского царя Антиоха Епифана (175—164 до Рождества Христова) ограбило и осквернило храм. Это дало толчок для известного восстания иудейских братьев Маккавеев (с еврейского языка — «молотков»), один из которых после изгнания сирийцев, Иуда Маккавей, распорядился восстановить и освятить (в 165 году до Рождества Христова) храм. С тех пор праздник восстановления храма стал отмечаться как религиозный праздник. И вот в 63 году до Рождества Христова Иудею, Израиль и весь Ближний Восток завоевывает Римская империя. Когда глава римского войска Гней Помпей вошел в храм, то, несмотря на то, что был другой веры, оставил храмные сокровища нетронутыми. Наступает время третьего Иерусалимского храма — уже при римском властвовании и при земной жизни Господа Иисуса Христа. Дело полной перестройки храма Зоровавеля выпало на одного из потомков династии Маккавея — на царя Ирода великого: на царя, поставленного Римом, но крайне жестокого, который вырезал тысячи младенцев, чтобы среди них погубить и только что рожденного Иисуса Христа, чтобы Он не стал царем и не отобрал власть у потомков Ирода.


ТАК, ПО РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИКОВ И ИСКУССТВОВЕДОВ, ДОЛЖЕН БЫЛ ВЫГЛЯДЕТЬ ХРАМ СОЛОМОНА В ИЕРУСАЛИМЕ — ВПЕЧАТЛЯЮЩАЯ ПОСТРОЙКА, КОТОРАЯ ПРОИЗВЕЛА МОЩНОЕ КУЛЬТУРНОЕ И ДУХОВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЕВРОПЫ, В ЧАСТНОСТИ, ВИЗАНТИИ И КИЕВСКОЙ РУСИ / ФОТО С САЙТА MJCC.RU

♦ Побуждением к построению фактически нового храма была не набожность и не благочестие Ирода, а его желание понравиться населению, которое его ненавидело за выслуживание перед оккупантами, коварство, жестокость. Замыслы Ирода относительно третьего храма были большими: он стремился превзойти красоту первого храма Соломона, о котором даже через несколько веков после руины все еще ходили легенды. Стены храма Зоровавеля разбирали и строили новые. Дворы располагались друг над другом в виде террас. Дворы и храм были окружены могучей стеной, от которой до сих пор сохранилась так называемая «стена плача» (плача о храме, потому что и он, как увидим, просуществовал недолго и за тяжелые грехи был уничтожен до основания — так, что, по словам Иисуса Христа, не останется камень на камне).

С запада был главный вход в третий, Иродов, храм, откуда верующие сначала попадали во внешний двор. С востока к храму вел так называемый «портик Соломона», а с юга — «царский портик», где 12-летний Сын Божий Иисус Христос удивлял своими знаниями Священных Писаний седобородых книжников. С северо-западной стороны сохранилась от храма Зоровавеля мощная крепость Барис, которую укрепил Ирод и переименовал в оборонную крепость Антония. Посредине внешнего двора окруженный колоннами стоял центральный храм. На колоннах были прикреплены доски с надписями, запрещавшими под страхом смертной казни проходить в центральный храм всякому, кто не был иудеем.

Лестница из двенадцати ступенек вела наверх в храм, и верующие могли зайти в него через девять входов: четыре с северной стороны, четыре с южной и один — с востока, то есть через «красные врата», украшенные пышнее всего. За ними винтовая лестница из 15 ступенек проводила в т. н. «двор израильцев», куда женщинам вход был запрещен. Около этой лестницы, по преданию, Симеон Богоприимец и пророчица Анна встретили Богородицу Марию с маленьким Иисусом на руках и Обручника Иосифа, когда старенький Симеон, опознав в младенце Сына Божьего, произнес молитву, которая читается ныне в церквях на праздник Сретения Господнего: «Ныне, Владика, можешь отпустить слугу Твоего, за Твоим словом в мире. Потому что мои глаза видели Твое спасение, что Ты приготовил пред всеми народами; свет — на просветительство язычникам, и славу Твоего люда — Израиля». Молитва глубокая, духовная, пророческая, философская: она знаменовала начало христианской эры.

♦ Двор храма Ирода «для израильцев» был отделен земляным валом от «двора священников», в котором находился жертвенник всесожжения и вместилище для воды — «медное море». От жертвенника к притвору храма было 12 ступенек. Во время правления Ирода с этой лестницы священники благословляли народ. К притвору впритык построены Святое, а также Святое Святых, куда первосвященник мог заходить только один раз в год. Между Святым и Святым Святых расположен занавес, который в момент смерти Господа Иисуса Христа на Голгофском кресте саморазорвался пополам. Это был знак, что Бог пренебрег, отбросил все жертвы как напрасные и ненужные, ведь принесен в жертву Его единородный Сын Божий, который своей смертью преодолел смерть как такую. Храм с его ритуалами и предписаниями стал не нужен — несмотря на всю его красоту и величие. Он все-таки превратился в вертеп разбойников, Иисус Христос дважды выгонял из него торгашей-менял вместе с ослами, козлами и другими животными, которыми здесь торговали. Должно было осуществиться Господнее пророчество, что не останется здесь камня на камне. И оно наступило в 70 году І века новой эры.

n О гибели третьего Иерусалимского храма, в этот раз окончательной гибели, существует значительная литература, поскольку та трагедия имела очевидцев как с римской, так и с еврейской стороны. Во всех подробностях описал восстание в Иерусалиме против римлян и подавление его римским императором Веспасианом и его сыном Титом очевидец событий Иосиф Флавий в хронике «Иудейская война». Флавий описывал события с позиции ученого-статиста, однако и сами факты выглядят так ужасно, что от них стынет кровь. Иерусалим погибал в конвульсиях — его уже разрушали сами повстанцы, порой страшнее, чем римляне. Ни Веспасиан, ни Тит не ставили своей задачей уничтожить храм. Они хотели подавить бунт, как пишет Флавий, «неистовых зелотов», но словно случайно был сожжен именно храм. Потому что иногда закономерные явления совершаются в результате совпадений случайностей.

Продолжение читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать