Украинский характер с точки зрения филолога
Евгений Бадин изобразил портрет наших предков от эпохи Великого переселения народов до зарождения казачества
Недавно в издательстве «Карпатська вежа» (Мукачево) вышла из печати книга Евгения Бадина «Українська вдача». Автор — днепропетровский филолог, известный своим исследованием «Походження українських прізвищ», попробовал в научно-популярном жанре объективно изобразить коллективный исторический портрет наших предков от эпохи Великого переселения народов до зарождения казачества. Источником его исследований стали украинская мифология, труды византийских, арабских, персидских авторов, произведения древнеукраинской литературы и монографии современных ученых.
Что же нового внес Евгений Бадин в изучение украинского этноса? Вот лаконичное изложение основных идей исследования. Украинцы входят в семью славянских народов. Именно с общей характеристики славянства и начинается книга... В главе «З мечем і без меча» исследователь отбрасывает миф о воинственности древнего украинского этноса, а, наоборот, доказывает, что он был мотивирован на достижениях мирного труда. В качестве аргумента приводится такая ссылка: у многих соседних воинственных народов были боги войны (Арей, Марс, Атон), а древние украинцы не имели такого бога, потому что он им был не нужен. Мифу о воинственности украинцев способствовала другая черта этноса — стойкость в бою. Это действительно так: если уже вступили древние украинцы в бой, то будут стоять до конца. Только общая воинственная атмосфера средневековой Европы повлияла на милитаризацию нашего этноса. Главное место в этом процессе сыграла экспансия скандинавов-русов. Воинственные русы и создали первое огромное государство на наших землях, которое историки позже назвали Киевская Русь. Кстати, государства в то время создавали в основном агрессивные этносы, то есть создание государства иностранцами косвенно свидетельствует о миролюбивой ментальности древних украинцев.
Прослеживает автор и векторы влияния христианской религии на славян-язычников. Борьба языческого и христианского мировоззрений не завершилась в 988 году, а продолжалась еще несколько веков после крещения Руси. Многочисленными примерами он отстаивает это мнение. Даже неизвестный автор «Слова о полку Игореве», созданного через 200 лет после крещения киевлян, вполне можно предположить, исповедовал языческое мировоззрение.
Среди древних черт, присущих украинцам, автор выделяет общеизвестные: демократизм и индивидуализм. Украинцам присущ индивидуализм в понимании того, что человек уверен в своих силах, что ему не нужен никакой поводырь, руководитель в жизни, что он привык решать все проблемы самостоятельно. Индивидуализм имел и негативную сторону: украинец замыкался на собственных или корпоративных интересах и не всегда мог подняться в своем мировоззрении до общих интересов своего этноса.
Об извечной демократичности украинцев написано немало. Она проявлялась и в отношениях к женщине, и в лояльном отношении к пленным, и в отрицании пыток, и в организации казацкого уклада. Кстати, о казаках. Автор (пожалуй, слишком смело) допускает, что украинское казачество в своих истоках было казачеством татарским. То есть украинцы воевали в составе татарских военных формирований. А выделилось оно в самостоятельное казачество лишь в 1475 году, когда крымский хан Мехмед-Герай сменил политическую ориентацию: отрекся от Литвы и присягнул турецкому султану. Эту дату — 1475 год — автор и предлагает считать датой возникновения украинского казачества. А почему бы и нет? Ведь конкретной даты рождения украинского казачества нет до сих пор. Есть размытая формулировка — конец XV века. Историки, наверное, никогда не найдут письменные источники, по которым бы можно считать какое-то событие началом казачества.
Важной чертой украинца автор считает также эмпатию (сопереживание), которую еще иногда философы называют кордоцентричностью (преобладание в мыслях и поступках эмоционального компонента). Думаю, что небывалое современное волонтерское движение украинцев доказало, что это, действительно, имманентная черта нашего этноса.
В книге уделено внимание юмору украинцев как национальной черте. Даже украинским ругательствам посвящено несколько страниц, а проблеме пьянства — отдельная глава «Хмільні справи». «Лжи остерегайся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело», — предостерегал своих потомков Владимир Мономах.
Не мог автор обойти и тему разницы в ментальности украинцев и русских. Эта проблема очень актуальна для настоящего и имеет большое воспитательное значение. Интересно, что Евгений Бадин прослеживает ее из глубины веков — еще с периода восточнославянских племен. При этом он опирается не на украинских авторов, а на известного русского историка В. О. Ключевского. Русские — это, по большому счету, не славянский, а финский этнос, у них только язык славянский. Весьма перспективной является попытка автора найти черты древнего финского языка в современном русском языке. Так он исследует, хотя и поверхностно, редукцию гласных и согласных в русском языке, удвоение согласных и т. п. Таких лингвистических попыток, кажется, еще не предпринимал никто.
В книге много других интересных неординарных мыслей об особенностях украинского этноса. Думаю, что любознательным читателям не помешает ознакомиться с ними лично. Бурная полемика поощряется.
Выпуск газеты №:
№92, (2015)Section
Почта «Дня»