Перейти к основному содержанию

Контрактовая площадь станет... «гостиной Киева»

Центр Подола хотят сделать пешеходным, с большим количеством деревьев и подземным музеем. «День» узнал, как, когда и кто это будет воплощать
22 июля, 12:19
ИЗ-ЗА ПОЛУРАЗРУШЕННОГО ГОСТИНОГО ДВОРА ВСЯ КОНТРАКТОВАЯ ПЛОЩАДЬ ПОНЕМНОГУ ПРИХОДИТ В УПАДОК. ЭКСПЕРТЫ СЧИТАЮТ, СНАЧАЛА НАДО ПРИВЕСТИ В ПОРЯДОК ИМЕННО ЕГО — И КОНТРАКТОВАЯ НЕМНОЖКО «ПОДТЯНЕТСЯ» / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

На днях презентовали проект — победитель конкурса на лучшую концепцию организации общественного пространства Контрактовой площади. Конкурс проходил в мае этого года, в нем приняли участие 14 проектов. «Идея обновления исторической среды подола зародилась в 2013 году. Разработали концепцию программы «Киев самобытный», провели опрос, как громада города видит будущее Контрактовой площади, — рассказывает координатор конкурса, начальник отдела Департамента градостроения и архитектуры Киевской городской государственной администрации Анна Бондарь. — Но в конце 2013 года в городе началась революция. Все усилия мы направили на проведение конкурса «Территория Достоинства» (конкурс на концепцию обновления общественного пространства центрального ядра Киева с мемориализацией событий Революции Достоинства. — Авт.). В 2015 году мы вернулись к работе с Контрактовой площадью. Организовали конкурс на обновление общественного пространства площади и улиц поблизости».

ОАЗИС ВМЕСТО АСФАЛЬТА

В состав жюри конкурса вошли представители разных сообществ: архитекторы, общественные активисты, сотрудники КГГА. В частности, проекты оценивали главный архитектор Киева Сергей Целовальник, директор Департамента культуры КГГА Диана Попова, преподаватель Киево-Могилянской академии и культуролог Владислава Осьмак, представительница сообщества «Подоляночка» Ольга Закревская.

Победил проект «Киевская гостиная», который подготовила организация «Buro-о». «Мы хотим сделать Контрактовую площадь «гостиной» Киева, встречать там туристов со всех уголков мира, — объясняет архитектор «Buro-о» Сергей Ферлей. — Сегодня Контрактовая площадь — это море асфальта, реки из автомобилей, стихийная торговля около метро. Но есть и позитивные моменты, от которых мы отталкивались».

Среди плюсов Контрактовой — транспортная развязка с трамваями, метро, автобусами и маршрутками. Также рядом есть два сквера, где отдыхают люди. Место всегда привлекало туристов, потому что богато историческими достопримечательностями. Кроме того, здесь проводят разные фестивали.

Архитекторы условно разделили пространство на семь участков: улица Петра Сагайдачного, участок около церкви Пирогощи, сквер, который хотят сделать Контрактовым садом, транспортный хаб, Подольский Пассаж, Контрактовая площадь как таковая — свободное пространство с границами.

«Все эти участки образуют единую пешеходную зону с информационными табличками, большим количеством деревьев, местами для фотографирования, уличными кафе. Планируем создать подземный музей археологии рядом с раскопками, проведенными в 1970-х годах», — делится Сергей Ферлей. Архитекторы хотят сделать пространство свободным от машин, чтобы там ездили лишь общественный транспорт и велосипеды.

БОЛЬШЕ ВСЕГО ВОПРОСОВ — С ТРАНСПОРТОМ

Реконструкция Контрактовой площади может начаться весной 2016 года. «Зимой, возможно, будут проводиться работы по благоустройству и расчистке площади. Если будет финансирование, весной можем начать реконструкцию территории, — отмечает Анна Бондарь. — Соответствующие предложения к программе социально-экономического развития на следующий год подаст Департамент градостроения осенью».

Победители конкурса по обновлению пространства Контрактовой площади уже разработали план, по которому хотят внедрять проект. «Первая фаза — убираем автомобильное движение с части пространства, в частности, рядом с транспортным хабом, и оборудуем парковку. Не знаем, сколько это займет времени. Следующая фаза — реконструируем улицу Сагайдачного, убираем с нее автомобили. Чистим площадь перед Киевским магистратом и начинаем реконструкцию сквера около транспортного хаба. Потом занимаемся самой транспортной развязкой, марафетим площадь вокруг церкви Пирогощи. И самый сложный этап, последняя фаза — это реконструкция участка вокруг Гостиного двора», — рассказал архитектор «Buro-о» Влодко Зотов.

Бюджет «Киевской гостиной» посчитают, когда разработают детальный проект программы. По словам Влодка Зотова, в Европе обустройство приличного публичного пространства стоит 400 евро за квадратный метр.

На презентации проекта началась горячая полемика относительно его реализации. Это касается и транспортной развязки, и подземного музея, и самого благоустройства пространства Контрактовой площади. В КГГА уверяют: идеи, которые предлагаются в проекте, доработают после общественного обсуждения, которое будет проходить на протяжении июля.

«НЕ НУЖНО ЖДАТЬ ИДЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВСЕГО. НУЖНО ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ СЕЙЧАС»

Владислава ОСЬМАК, культуролог, киевовед, член жюри конкурса на лучшую концепцию организации общественного пространства Контрактовой площади:

— Конкурс был закрытый. Учитывая это, отобрали не самых плохих участников, и, в целом, все проекты были интересные. На определенном этапе оценивания я растерялась. Некоторые проекты стояли вровень, было сложно определить, кто должен занять шестое, седьмое или девятое место. Но относительно проекта-победителя у меня не было никаких колебаний — влюбилась в него, как только увидела. Проект «Киевская гостиная» максимально сохраняет среду, больше всего отвечает конкурсному заданию, которое не касалось достройки, реконструкции или реставрации зданий.

Контрактовая площадь — ужас и стыд национального масштаба, с ней нужно что-то делать. Кто-то считает, что к вопросу ее обновления нужно подходить глобально, ремонтировать сразу весь Подол. Не бывает так. Внутри Контрактовой площади стоит полуразрушенный Гостиный двор. Это приводит к тому, что вся площадь понемногу приходит в упадок. В идеале нужно было бы привести в порядок в первую очередь Гостиный двор — после этого и Контрактовая площадь немного «подтянется». Но нет такой возможности: идут суды из-за Гостиного двора, это не коммунальная собственность, нет денег и т.п. А создать более интересное, удобное и «человечное» публичное пространство — это настолько неотложно!

Есть вопросы, например, относительно обустройства транспортной развязки на Контрактовой площади. Но существуют специалисты, которые много усилий приложили для создания альтернативных транспортных схем. Вообще, не вижу проблем, которых нельзя решить, если между властями города, общественными активистами и представителями бизнеса будет определенное общественное соглашение.

Для многих людей Контрактовая площадь — «белое пятно». Я, в частности, работаю экскурсоводом. Часто люди путают Гостиный двор и Контрактовый дом. Привлечь больше людей на Контрактовую площадь посредством улучшения ее состояния — значит, в том числе, создать потенциал для более широкого ознакомления киевлян с собственным городом. Когда появляется эмоциональная связь с определенными точками: около какого-то здания пили кофе, где-то встречались с друзьями — оно уже не чужое. И вдруг какому-то из этих зданий будет грозить реальная опасность, горожане выйдут на его защиту. Именно поэтому не нужно ждать идеальных условий для преобразования всего. Нужно делать то, что можно сделать сейчас.

После объявления результатов конкурса нужно продолжать пошаговую работу по обустройству площади. Если постепенно сделать все, что задумано в проекте, получится «куколка». Сейчас Контрактовая площадь очень запущенная, но у нее фантастический туристический потенциал.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать