Доведено до... руины
Конфликт между Национальным газетно-журнальным издательством и Министерством культуры набирает обороты![](/sites/default/files/main/articles/24072015/kan_0005.jpg)
В Украине существует мало изданий, ориентированных на вопросы культуры. Семь из них — журналы «Український театр», «Театрально-концертний Київ», «Музика», «Українська культура», «Пам’ятки України», газеты «Культура і життя» и «Кримська світлиця» — выпускает Национальное газетно-журнальное издательство, которое подчиняется Министерству культуры. 23 июля в издательстве состоялась пресс-конференция, где главные редакторы этих изданий и уполномоченные представители трудового коллектива выразили свою позицию по поводу конфликта с министерством, который с каждым днем набирает все больших оборотов.
«ПОСЛЕДНЯЯ КАПЛЯ»
Проблемы начали возникать уже с осени прошлого года (когда трудовой коллектив перевели на 4-дневную рабочую неделю), заострились с начала нынешнего и достигли апогея в июле. Для внешнего наблюдателя наличие таких проблем было очевидно хотя бы по тому, что в 2015-ом «толстые» журналы перестали выходить в печати.
ДЕЯТЕЛИ ТЕАТРА ОРГАНИЗОВАЛИ В СОЦСЕТЯХ ФЛЭШ-МОБ В ПОДДЕРЖКУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЖУРНАЛОВ. НА ФОТО: ХУДОЖНИК БОГДАН ПОЛИЩУК
«Последней каплей» в чаше терпения было то, что 18 мая истек срок контракта прежнего генерального директора Романа Ратушного, но Минкульт не объявил конкурс на должность и не торопился назначать исполняющего обязанности. Между тем пан Ратушный полтора месяца не отдавал печать и учредительные документы, о чем был составлен соответствующий акт. Минкульт вмешался в ситуацию только 2 июля, и через три недели конфликт вышел за пределы указанных учреждений.
Когда у трудового коллектива появилась возможность получить доступ к документам (в т.ч. и финансовым), открылась шокирующая картина: фактически за год издательство было доведено до руины. Причем даже если бы сотрудники и хотели отправить в печать давно подготовленные издания, у них бы это не получилось: ведь, как оказалось, предыдущее руководство «забыло» объявить соответствующий тендер.
Поэтому было инициировано обращение от предприятия как юридического лица и от трудового коллектива к вице-премьер-министру — министру культуры Украины Вячеславу Кириленко с просьбой ради возобновления нормальной работы издательства до момента объявления результатов конкурса на замещение вакантной должности генерального директора, как следует по закону, назначить исполняющим обязанности заместителя директора по творческим вопросам Руслана Оноприенко. Однако 17 июля коллектив получил информацию от руководителя аппарата министерства о назначении и.о. генерального директора другого человека — Мазницкого Богдана Юрьевича, причем сделано было это с нарушением действующего законодательства. Трудовой коллектив такое назначение не поддержал, тем более что никаких официальных документов по этому поводу в издательстве не получили. Единственное, что есть фотокопия, сделанная на телефон: приказ не имеет подписей ни самого министра, ни уполномоченных лиц.
Самое интересное, что во время проведения пресс-конференции на сайте министерства наконец появилась информация о том, что «Министерство культуры проводит открытый конкурс на должность генерального директора государственного предприятия «Национальное газетно-журнальное издательство» (приказ № 421 от 16.06.2015 года «О проведении конкурсного отбора руководителя Государственного предприятия «Национальное газетно-журнальное издательство»). Объявление о конкурсе будет опубликовано в газете «Літературна Україна» в ближайшие дни». Почему решение, принятое больше месяца назад, обнародовано именно сейчас? Очевидно, чтобы успокоить коллектив и общественность — ведь все усилия Министерства (в т.ч. и комиссии, посланной в издательство 20 июля) теперь направлены на то, чтобы заставить сотрудников «не выносить сор из избы».
Также вместо конструктивного диалога с коллективом его просто оставили без зарплаты, что, естественно, воспринимается как факт шантажа и психологического давления. Как отметила Ольга Голинская (главный редактор журнала «Музика» и председатель профкома), невыплата зарплаты является прямым нарушением бюджетного законодательства.
По словам Руслана Оноприенко, такое отношение Министерства культуры к позиции издательства и в целом к роли культурологической прессы в государстве сформировалось не во время каденции нынешнего или предыдущего министра. Это ситуация, с которой издательство сталкивается много лет. Но именно с начала 2015-го издательство реально почувствовало на себе прессинг со стороны должностных лиц, возглавляющих это ведомство. «На общем собрании коллектив написал письмо пану Кириленко, где выразил недоверие заместителю генерального директора Анатолию Серикову, и это было принципиальным вопросом, — говорит Оноприенко. — Ведь именно Сериков фактически руководил издательством, а пан Ратушный был при нем «мертвой душой», ставил подписи на всех документах, в которых — долги, обязательства, огромное количество несоответствий действующему законодательству». Сотрудники издательства знают, о чем говорят: пять лет назад пан Сериков уже руководил издательством, и тогда издания тоже перестали выходить. Они возродились только при генеральном директоре Олесе Билаш — со второй половины 2011 года.
«НЕТ ПОДПИСЧИКОВ — НЕТ ПРОБЛЕМЫ!»
Министерство также ставит в вину издательству, будто бы сейчас коллектив не работает и не исполняет свои обязанности. Но, как отметила Ольга Голинская, электронные макеты всех журналов готовы, и, если бы был проведен тендер, они хоть сегодня оказались бы в типографии; к тому же продолжается работа над следующими номерами. По ее словам, информацию об обобщенном количестве подписчиков держали в тайне, называли заниженные цифры. Это делалось, чтобы убедить всех, в том числе и общественность, что эти издания никому не нужны. «Нет подписчиков — нет проблемы! Что это, как ни сознательное уничтожение культурологической прессы? — говорит Голинская. — В Польше журналов по музыкальной тематике, которые поддерживает государство, около десяти, в России — близко полусотни. У нас он один».
Как отметил шеф-редактор журнала «Пам’ятки України» Игорь Гирич, во времена Януковича журнал выходил с периодичностью 15 выпусков в год. За полгода в 2015-м вышли два выпуска. «Уничтожать наши издания — отметил пан Гирич — это преступление. Особенно сегодня, когда идет война с Россией. Нет украинских изданий — нет Украины. И очевидно то, что там, где не читают украинских изданий, там нет Украины».
Его поддерживает Руслан Оноприенко: «Нам постоянно говорят о том, что мы должны выиграть информационную войну, должны говорить об Украине, и в то же время та пресса, которая имеет надлежащий профессиональный уровень для этого, уничтожается. Я уверен в том, что чиновники из министерства культуры ни разу не прочитали ни «Пам’ятки України», ни «Українську культуру», ни остальных наших изданий. Просто потому, что им это неинтересно».
Главный редактор портала «Культура» Лилиана Фесенко отметила, что была уничтожена старая версия портала, где находился архив за несколько лет: «Пан Сериков и пан Ратушный решили, что сделают портал, который будет представлять издательство. А в действительности, как выяснилось, это был базис портала для интернет-магазина. Также оказалось, что в штате издательства есть «мертвые души» — например, Валерий Гриценко, который уже полгода находится за рубежом, потому что на него открыто уголовное дело».
Можно вспомнить еще такую «мелочь», как полное отсутствие отопления помещения издательства зимой: бывали дни, когда утром в кабинетах термометры показывали семь градусов тепла. В стране — война, и все это понимали, поэтому коллектив работал без каких-либо протестов.
Работа журналиста вообще предусматривает возможную занятость 24 часа в сутки семь дней в неделю, поэтому продолжалось освещение событий, предоставление им экспертной оценки, помощь коллегам. К тому же весь творческий состав издательства бесплатно делал материалы для газеты «Культура і життя», потому что нескольких человек в штате газеты были просто не в состоянии сами ее выпустить. Работали сотрудники издательства и над частным журналом «Киев и не только» и его англоязычной версией, которые старое руководство «подцепило» к «Театрально-концертному Києву». Здесь вообще стоит вспомнить, что авторы статей гонораров не получают: гонорарный фонд был отменен еще в 2009 году, тогда, когда издательством опять-таки руководили пан Сериков и его команда.
Отдельный болезненный вопрос связан с газетой «Кримська світлиця», которая тоже выпускается издательством и теперь оказалась на оккупированной территории.
По словам Руслана Оноприенко, во время одной из встреч с заместителем министра Ростиславом Карандеевым было поставлено требование немедленно уволить главного редактора газеты и перевести редакцию в Киев в срок, который противоречит действующему законодательству.
В целом на протяжении года Министерство утверждало, что с газетой нет связи, что с главным редактором нельзя наладить конструктивный диалог, даже возникла идея назначения нового главного редактора.
Однако 23 июля на пресс-конференции связь с главным редактором «Кримської світлиці» Виктором Качулой была без каких-либо особенных усилий налажена через скайп. Он отметил, что «борьба редакции — и за газету, и за уважение к людям, которые работают в достаточно непростых условиях, началась больше года назад, когда тогдашний министр культуры Евгений Нищук дал согласие на назначение на ответственные должности в Издательство тех лиц, которые в конечном итоге и привели к этому кризису. Как писал Остап Вишня, в литературу надо входить, сняв ботинки. Чтобы руководить таким издательством, надо туда заходить с чистыми совестью и помыслами. Этого нам сегодня очень не хватает, особенно в Крыму — нашей украинской духовной потуги.
ИСКУССТВЕННО СОЗДАТЬ ИНФОРМАЦИОННУЮ БЛОКАДУ
— На все письма, которые я на протяжении года писал и старому, и новому министру, не было ответа. Вы же видите, что я есть, что я — перед вами. Речь не идет сугубо о деньгах — в нашей крымской истории мы переживали худшие времена. Переживем и это. Если бы в действительности были осуществлены попытки вырвать отсюда газету, чтобы «подложить» ее ближе к бюджету с возможностью красть деньги — мы бы не отдали ее, потому что это частица нашей жизни. И в Крыму есть очень много людей, являющихся нашими читателями. Лишать их последней информационной духовной привязки к нашему государству, к материку — это преступление. И мы честно и ответственно работаем, не пропустив нашим маленьким составом ни одного номера.
Год назад издательством пришли руководить реваншисты, которые еще пять лет назад пробовали забрать «Світлицю» в Киев и уничтожить коллектив. Тогда они проиграли, а после Майдана для них создалась благоприятная ситуация. Выходит, что после Революции Достоинства вернулись негодяи и взялись «руководить» культурой. Как это можно было допустить? Как министры — и один, и второй — представляют себе то, чем они обязаны руководить, где они должны показывать пример, где мораль является основой из основ? Есть две колоссальные проблемы — коррупция финансовая и коррупция моральная. Искусственно создать информационную блокаду, объявить главного редактора каким-то неадекватным, который избегает контактов, не хочет общаться. Сегодня не очень поездишь из Крыма в Киев, а с такими руководителями, по-видимому, и не стоит общаться. Когда еще была возможность, когда в Крыму еще не отключили украинских операторов, я общался с паном Ратушным, и он тогда ничего мне не мог сказать, и никакой попытки наладить работу в оккупационных условиях не было предпринято. Мы спасли, что смогли, из нашего имущества, нашли место, которое можно назвать редакцией. К сожалению, для того, чтобы способствовать нам, не было сделано ничего. Как выяснилось, легче было создать вот такую блокаду, махнуть на нас рукой и делать свои темные дела».
...Журналисты и сотрудники издательства готовились задать во время пресс-конференции пакет вопросов официальным представителям Министерства, но никто из них на приглашение не отозвался и комментарии не предоставил!
«Я ТЕБЯ ПОРОДИЛ, Я ТЕБЯ И УБЬЮ!»
Следовательно, возникла странная ситуация, когда журналы и газеты, которые в все времена развивались, имели разные периоды, лучшие или худшие, но выходили, — в «новом» Украинском государстве никому не нужны.
Минкульт, похоже, решил действовать по принципу: «я тебя породил, я тебя и убью»! Однако к «рождению» он имеет опосредствованную причастность — например, журналу «Музика» — 92 года, «Театрально-концертному Києву» в следующем году — 80, «Український театр» был основан в 1917 году... Даже самой молодой «Кримській світлиці» уже 23. Но сегодня, если ситуация не изменится, подняться не с колен — с земли — будет очень сложно. Как риторически спросил в конце Игорь Гирич: «Если у 40-миллионной нации не будет журналов о театре и музыке, зачем тогда существует министерство культуры?!»
ОТВЕТ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ
В Министерстве культуры Украины рассмотрен ваш информационный запрос относительно ситуации в ГП Национальное газетно-журнальное издательство. Пресс-служба Министерства уполномочена предоставить следующие ответы:
Почему не учитывается мнение трудового коллектива, который выдвинул на должность и.о. директора Р. Оноприенко и высказал недоверие заместителю директора по производственным вопросам, гражданину Германии А. Серыкову?
Должность генерального директора издательства вакантна в связи с тем, что контракт с Романом Ратушным, заключенный сроком на 1 год, завершился. Министерство культуры в соответствии с приказом № 421 от 16.06. 2015 года «О проведении конкурсного отбора руководителя Государственного предприятия «Национального газетно-журнального издательства» проводит конкурс на занятие должности генерального директора издательства. Конкурс продлится 30 дней от даты печати объявления в газете «Литературная Украина», которое выйдет в ближайшие дни.
Учитывая прекращение выпуска печатных изданий, крайне негативные показатели деятельности предприятия, в частности, критические финансовые показатели, а также напряжение внутри коллектива, Министерство культуры в установленном законодательством порядке назначило исполняющего обязанности директора предприятия Богдана Мазницкого на период до назначения директора по результатам конкурса.
Кандидатуры действующих заместителей генерального директора не рассматривались при принятии этого решения, поскольку предыдущим руководителем предприятия их назначения на должности происходило без согласования Министерства культуры, что является нарушением устава ГП. При этом один из них является гражданином Германии, а другой - не имеет высшего образования, поэтому не соответствует квалификационным требованиям для занятия должности.
Учитывая то, что часть коллектива отказывается выполнить решение Министерства и препятствует назначенному и.о. гендиректора приступить к исполнению обязанностей, в Министерстве культуры создана комиссия для урегулирования ситуации на предприятии.
Как могла возникнуть ситуация, при которой Издательством почти 2 месяца руководил директор, с которым не был продлен контракт?
Приказом Министерства от № 364 от 18 мая 2015 года Роман Ратушный был освобожден от должности генерального директора издательства. Приказ был доведен до работников государственного предприятия. Любые действия Ратушного по управлению ГП с 18 мая являются незаконными.
Почему на общем собрании в феврале 2015 года до коллектива доносится мысль Р. Карандеева о том, что Издательство должно полностью перейти в интернет-формат, а в июле коллектива перестают начислять зарплату, мотивируя тем, что не выходят в свет издания?
Никаких официальных решений Министерства культуры о прекращении выпуска печатных изданий не принималось.
Министерство культуры оказывает ГП «Национальное газетно-журнальное издательство» финансовую поддержку в рамках бюджета; в 2015 году предусмотрено финансирование соответствующей бюджетной программы на сумму 5,381 млн грн. За первое полугодие 2015 года Министерством профинансирована деятельность ГП «Национальное газетно-журнальное издательство» на сумму 2,849,9 млн гривен, что составляет 100% от запланированного показателя. В рамках этой суммы государственное предприятие осуществляет выплату заработной платы, закупку необходимых полиграфических материалов, финансирует другие расходы для обеспечения деятельности предприятия.
Министерство культуры не имеет обязательства финансировать 100% расходов на заработную плату работников издательства. Национальное газетно-журнальное издательство может проводить экономическую деятельность и зарабатывать дополнительные средства. Плановые доходы предприятия на 2015 год составляют 900 тыс. грн, в первом квартале этот показатель был выполнен на 35%; показатель второго квартала также свидетельствует о негативной динамике доходности издательства. Заработанные предприятием средства могут быть потрачены как на финансирование заработной платы работников, так и на уставные цели предприятия. Плановые бюджетные назначения июля на финансирование деятельности ГП «Национальное газетно-журнальное издательство» будут профинансированы Министерством культуры в установленные сроки до конца текущего месяца.
Какой Министерство видит дальнейшую перспективу существования издательской отрасли в сфере культуры, если фактически прекращен выход фактически всех государственных изданий, которые пережили Вторую мировую войну, развал СССР и две революции в Украине?
Министерство рассчитывает, что в результате конкурса будет выбрана кандидатура генерального директора издательства, способная предложить новые подходы, которые обеспечат восстановление печатных изданий и развитие онлайн-проектов издательства в соответствии с новыми современными вызовами.
Собирается ли Министерство провести пресс-конференцию, на которой озвучит свою позицию относительно конфликтной ситуации, которая уже стала предметом значительного общественного резонанса?
Министерство культуры открыто предоставляет средствам массовой информации полную и всестороннюю информацию по этому вопросу. В случае необходимости может быть принято решение о проведении пресс-конференции.
Выпуск газеты №:
№133, (2015)Section
Культура