Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Если ты хочешь выиграть войну – развивай культуру!»

О реформировании независимых театров «День» беседовал с актером, режиссером и общественным деятелем Александром Билерой
04 августа, 16:37

Сегодня, когда в стране идет война, вопрос культуры, к сожалению, теряет свою актуальность. Проблемы в театральной и музыкальной сферах, конфликты между культурными институциями отодвинуты на периферию, а если они и «дотягиваются» оттуда до центра, то речь обязательно идет об участии в них государственной власти. Но что делать тем художникам, к деятельности которых государство мало причастно? На прошлой неделе в Украинском кризисном медиа-центре состоялась пресс-конференция на тему «Реформирование театрального направления в аспекте деятельности независимых театров», с экспертным обсуждением отмеченной проблемы. Мероприятие инициировано общественной организацией «Ассоциация деятелей независимых театров», которая, приобщив профессиональных юристов, работает над реформированием театральной отрасли на основе анализа соответствующего европейского и украинского опыта. В кругу проблематики — разработка государственной программы, изменение законодательной базы в театральной области и адаптация ее к Европейским нормам, согласно подписанному соглашению об ассоциации Украины и ЕС. Члены Ассоциации являются экспертами Реанимационного Пакета Реформ, который тесно сотрудничает с органами власти и осуществляет адвокацию законодательной базы.

О путях реформирования деятельности негосударственных театров и проблемах, которые с этим связаны, — наш разговор с одним из соучредителей общественной организации, режиссером и общественным деятелем Александром БИЛЕРОЙ.

«РПР — ЭТО НЕЗАВИСИМАЯ ГРУППА, ЦЕЛЬ КОТОРОЙ — ЧЕРЕЗ РЕФОРМЫ ВЫВЕСТИ СТРАНУ ИЗ КРИЗИСА»

— Александр, что стало толчком к возникновению организации, которая занимается вопросом независимых театров?

— Идея возникла после Майдана. Была создана Ассамблея деятелей культуры, в которую изначально входило определенное количество людей, но достаточно быстро значительная часть отсеялась. Во время интеллектуальных штурмов был сформирован ряд вопросов и предложений относительно реформирования театрального направления, но Ассамблея занималась проблематикой всех направлений искусства.

— Кто сформировал эти предложения?

— Основные — драматург Надежда Мирошниченко (Неда Неждана) и режиссер Александр Витер, которые имеют большой опыт зарубежной практики, и я. Мы выписали первые тезисы на основе анализа, как это происходит за рубежом — в Литве, Латвии, Болгарии, Германии, Франции, какие у них есть театральные площадки и каким образом это может работать у нас. Работу Ассамблеи тормозило бывшее руководство Минкульта. Ассамблея прежде всего предлагала провести аудит Министерства культуры.

Осенью 2014 г. один из основателей Ассамблеи Лариса Артюхина создала волонтерский проект «Новый Донбасс», с которым мы и сегодня тесно сотрудничаем. Потом был избран новый министр культуры. В целом, если бы все, что должно быть сделано, было сделано вовремя, мы бы эту войну уже остановили! Если ты хочешь выиграть войну — развивай культуру, а культура сейчас умышленно уничтожается!

Я говорил с заместителем министра культуры Ростиславом Карандеевым, сказал ему, что процесс начат, есть определенные наработки по театральному направлению, и предложил их реализовывать. Он согласился, и на том все остановилось. Спустя какое-то время мы собрались выходить на митинг, и буквально на следующий день нас с Надеждой Мирошниченко пригласили в министерство на встречу с паном Карандеевым. Он сказал, что мы в течение двух дней должны сформировать состав комиссии и работа будет начата. Мы сформировали — пригласили восемь человек, а дальше они 10 дней не могли эту комиссию доформировать, то есть пригласить Алексея Кужельного и Василия Неволова.

Комиссия заработала, но как только мы вынесли на рассмотрение документ, который можно воплощать, все начало тормозиться. Наша позиция была очень острой. Почему? Потому что сейчас война, люди погибают, а на этом манипулируют. Где ваша ответственность? Люди погибли на Майдане, погибают в АТО, все это продолжается... Новые чиновники ничего не делают. Если уничтожить культуру, нация не будет знать, кто она, у нее не будет самоидентичности. Тогда здесь будет пустое поле, на которое может прийти кто угодно.

В итоге министерство полностью затормозило работу и мы обратились к Реанимационному Пакету Реформ, где еще не было направления культуры. РПР — это независимая группа, цель которой — через реформы вывести страну из кризиса. Это достаточно успешная общественная инициатива, которая образовалась тоже после Революции и специализируется на наработке законопроектов. То есть можно создать закон на базе РПР, а затем они будут лоббироваться его в Верховной Раде.

Таким образом, в РПР одним из направлений деятельности стало направление культуры. Создалась инициативная группа, в которую, в частности, вошли члены Ассамблеи. Принцип работы тот же — представлены все направления культуры, в русле которых происходит обсуждение горячих вопросов и представление законопроектов. Я взял на себя направление негосударственных театров, и мы выработали три законопроекта.

— Какие вопросы вы предлагаете решить на законодательном уровне?

— Во-первых, это предоставление соответствующего статуса негосударственным театрам, поскольку, пока нет статуса, мы не имеем юридического веса, который решает все. Во-вторых — предоставление налоговых льгот и создание равноправных льготных условий аренды помещений государственной и коммунальной собственности для театров всех форм. Поскольку государство ничего не дает, то пусть хотя бы не забирает. Еще это дотационная схема на аренду помещений — театров, домов культуры и т.п. То есть мы взяли самые болезненные проблемы и начали прорабатывать.

В последующих планах — новый закон о театре. Здесь одним из главных и самых болезненных является вопрос театральных центров, потому что он блокируется со всех сторон.

— В чем заключается угроза театральных центров нынешней системе?

— Во-первых, они самоокупаются. Во-вторых, имеют горизонтальную структуру, которая пронизывает все слои населения. В Киеве мы планируем открыть такой театральный центр на Русановской набережной в помещении бывшего кинотеатра «Краков», где еще два года назад находился муниципальный театр «Киев». Ведущее направление — работа с детьми-переселенцами и военными АТО. Планируется создание двух групп, одна из которых будет работать при центре, а другая будет ездить и по третьей линии фронта и по местам, где находятся переселенцы. В действительности их очень много, и такая работа — зернышко на полу. Мы бы сегодня вместо того, чтобы заниматься политическими и юридическими вопросами, лучше поехали бы к этим детям, потому что им такая поддержка чрезвычайно важна. Мы уже ездили со спектаклями, и действительно эти дети воспринимают их «на ура».

Следовательно, одна часть выездной группы может ездить по центрам, а другая — по третьей линии фронта, которая проходит на расстоянии 15 км от самого фронта. Я планировал сделать спектакль на шесть актеров, но финансово мы просто не потянем, поэтому в проекте планируется спектакль на трех актеров.

Стационарная группа при самом центре, в частности, бесплатно будет показывать спектакли. Будет присутствовать и патриотическая тематика, но патриотизм не измеряется в шароварах и лентах. Это прежде всего самоидентичность, это ответ на вопрос «кто ты такой». Также планируется создание группы актерского мастерства для детей-переселенцев, чтобы через искусство выводить из посттравматического стрессового расстройства. Волонтеров и людей, которые хотят поддержать, хватает.

«ПЛАНОВ МНОГО, НО И ПРОБЛЕМ — ТОЖЕ»

— Планируете ли вы предоставление психологической помощи детям-переселенцам и военным АТО?

— Конечно, мы будем приглашать психологов. Планов много, но проблем тоже, в частности с помещением. Для их решения мы обратились к комиссии по культуре, и нас поддержал депутат Павел Бригинец, который лично обращался и в департамент культуры, и в департамент собственности. Писали мы заявления и Виталию Кличко, 12 августа планируется их обсуждение в КГГА.

Мы создали общественную организацию независимых театров, которая по большей части ориентирована на интеллектуальную работу и помощь в юридических вопросах, вопросах реализации творческих личностей. Основное направление — реформирование театрального дела, но параллельно — открытие творческих центров.

— На какие средства должны существовать театральные центры?

— Одной из инициированных правок к закону о театрах является основание грантовой программы. Я разослал письма-описания нашего проекта и приглашения к сотрудничеству к британской культурной институции, они нас поддержали и готовы оказать помощь, Французское посольство тоже откликнулось. Подали заявку на получение гранта в норвежский центр «Ибсен», ждем ответ осенью. Еще один грант, американский, мы могли выиграть, прошли конкурсный отбор, однако одним из условий было предоставление ссылки на наше заведение. А его нет. Нам отписали, что, к сожалению, вынуждены отказать, но хотят нас отметить за высокий художественный уровень нашей работы. Проблема находится только в правовом поле, так как нет юридического статуса.

— То есть европейские культурные формации готовы к сотрудничеству, но нужна юридическая основа?

— Да. Не с чем работать, потому что нет юридического решения, которое составляет угрозу для системы. А система ничего не хочет делать, потому что бережет себя.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать