«Над Богом»
Как закон о декоммунизации затронул исторические памятники и что предлагают взамен активисты
Деятели из сферы культуры и общественные активисты призвали министра культуры Кириленко не уничтожать определенные арт-объекты коммунистического периода, в которых не используются «совковые» символы и которые не несут идеологической нагрузки. Свое мнение деятели культуры и культурные менеджеры изложили в открытом письме, которое опубликовали сегодня. Этот вопрос стал массово обсуждаться в культурных кругах страны после принятия закона. Например, ранее Евгения Моляр в своем блоге в издании IZIN сообщала, что в список объектов, которые подлежат демонтажу, почему-то попали киевские мозаики «Триполье» и «Киевская Русь».
Публичное обсуждение проблем, связанных с реализацией декоммунизационных законов, и переосмысление исторического прошлого назрело уже давно. Именно с такой целью была создана культурно-художественная резиденция «Над Богом», предпрезентация которой недавно состоялась в украинском кризисном медиа-центре. В рамках проекта «Культурная дипломатия между регионами Украины» инициатива соберет активную молодежь, деятелей культуры, интеллектуалов для совместного поиска решений и адекватного применения норм законов о декоммунизации, в зависимости от особенностей города или региона.
Резиденция будет проходить с 20 по 30 августа в Виннице в очень символической локации — кинотеатре «Россия», который является ярким примером советского конструктивизма. Он находится практически в самом центре города, над рекой Южный Буг, историческое название которой — Бог, откуда и пошло название проекта. По словам куратора и автора идеи культурно-художественной резиденции «Над Богом» Леонида МАРУЩАКА, именно этот город был выбран не случайно. «Винница за последнее время стала ярким примером города, в котором диалог между обществом и властью смог привести к ярким прецедентам. Мы хотим, чтобы наши гости, которые приедут в Винницу — в первую очередь из восточного региона, которых мы активно приглашаем, увидели, как важно вести этот диалог. Также в Виннице к определенным декоммунизационным законам уже есть некоторые активные и очень прогрессивные наработки», — отмечает куратор резиденции.
Кроме того, организаторы хотят привлечь местное население к культурным проектам, и таким образом развивать локальные инициативы и общественную активность на уровне города. «Я всю жизнь прожила в Виннице и помню этот кинотеатр совсем в другом виде, — делится своими впечатлениями общественная активистка Анна САВЧИНСКАЯ. — Он начинал свое существование достаточно интересной локацией, которая была активно задействована, а сейчас находится в предсмертном состоянии — еще лет 5-7, и он может разрушиться. Я надеюсь, что не только общественные активисты, но и рядовые жители заинтересуются и смогут участвовать как зрители и участники воркшопов в нашей резиденции. Мне кажется, что запрос на культурные проекты от города — это сигнал о том, что город развивается, что мы преодолеваем барьер провинциализма, и переходим к другому восприятию реальности и вообще освоению существующего пространства. Для Винницы возможность иметь культурный проект такой продолжительности — это возможность изменить, переосмыслить свое отношение города как такового».
Цель культурно-художественной резиденции — опережение конфликтных ситуаций, которые могут быть связаны с декоммунизационными законами, принятыми в Украине. «Мы знаем, что из-за тех принципов и механизмов, посредством которых законы выполняются, под огромным риском находится большое количество произведений искусства — в первую очередь это мозаики, большие панно, скульптурные памятники, — заявляет куратор резиденции. — Они подлежат демонтажу без решения дальнейшей их судьбы — фактически уничтожению. И мы противники этого, мы не хотим выглядеть на международном уровне страной, которая не умеет заботиться о культурном наследии. Речь пойдет не только о визуальных вещах — речь пойдет о литературе, о кино и о различных аспектах культурной жизни Украины. Будем говорить о гуманитарной политике Украины в целом, о том, как ее развитие может стимулировать принятие и выполнение этих законов».
Перед организаторами стоит довольно непростая задача — они хотят «запустить художественное мышление», которое присутствует в городе, но не имплементировано в органы исполнительной власти. «Мышление, которое мы привезем, должно стимулировать молодежь, возможно, и старшее поколение к тому, что можно думать иначе, — уверен Леонид Марущак. — По итогам события мы создадим определенную дорожную карту, резолюцию, которую можно будет модифицировать под разные регионы. Роль приглашенных из разных регионов, особенно восточных, в том, что они будут видеть и знать, как реагировать на выполнение декоммунизационных законов в их городах. Если мы меняем что-то, то вопрос: на что именно? В вопросе культурного наследия мы должны все продумать и быть экспертами, чтобы не выглядеть вандалами. Ведь если все будет списываться под ремарку «советское», а затем под еще какую-то — мы будем в состоянии постоянной руины. Если мы начинаем что-либо уничтожать и не предлагать альтернативу — то мы действительно будем страной третьего уровня».
Какую именно альтернативу предлагают культурные деятели, объясняет арт-менеджер, публицист, куратор дискуссионной и интерактивной программ культурно-художественной резиденции «Над Богом» Евгения МОЛЯР: «Существуют два возможных пути будущей судьбы таких объектов — они разрушатся, и на их месте построят торговый центр или какую-то коммерческую недвижимость. Или будущее, которое предлагаем мы — их можно переосмыслить, не списывать, как советский рудимент, а сделать из него что-нибудь современное. И приглашенные современные архитекторы будут предлагать свои проекты именно для такого будущего».
В резиденции будут задействованы двадцать художников из Украины, несколько художников из России, один из Берлина, и максимально привлечены художники из Винницы — для начала пять стрит-артистов. Художники будут работать и с местным контекстом. Для того, чтобы встреча с современным искусством была понятной для жителей Винницы, на протяжении нескольких дней будут открыты презентации, где художники смогут рассказать и показать свои работы, рассказать, как и каким образом они работают, и почему они решили творить именно в этом направлении искусства. «Вся программа поднимает вопрос, основываясь на двух основных понятиях: мутация города и трансформация памяти, — рассказывает Евгения Моляр. — Все, что происходит сейчас, может происходить очень болезненным способом, и мы должны исследовать и проанализировать — как эти процессы могут проходить безболезненно и цивилизованно. Кроме запланированных многочисленных обсуждений, результатом нашей работы будет выставка произведений современного искусства, которые создадут художники во время этого события».
А после Винницы экспозицию покажут и в Киеве. Как отмечает художница и куратор визуальной программы проекта «Над Богом» Алина Якубенко, организаторы надеются, что эта резиденция не будет одноразовой, а продолжит свою жизнь и в дальнейшем.
Section
Культура