Перейти к основному содержанию

«Это отвратительно и опасно...»

Эксперты «Дня» — о заявлении немецкого министра о необходимости посадить за стол переговоров представителей Украины, непризнанных «ДНР и «ЛНР» и ОБСЕ
17 августа, 18:43
ФОТО PRESIDENT.GOV.UA

В последние дни наблюдается усиление обстрелов позиций сил АТО на Донбассе со стороны сепаратистов. Причем количество обстрелов, в том числе с применением системы залпового огня «Град»,  за сутки достигает больше 150, чего не наблюдалось в предыдущие месяцы. Все эти нарушения договоренностей о прекращении огня и отведении тяжелой артиллерии и танков происходят на глазах мониторинговой миссии ОБСЕ.

И как на все это реагирует Запад? В частности Германия как одна из сторон «норманского» формата, которая вместе с Францией фактически заставила Киев подписать 12 февраля так называемые договоренности Минск-2 и продолжает оказывать давление на Украину, чтобы она выполняла все 13 пунктов договоренностей, никоим образом не влияя на Россию, которая поддерживает боевиков финансово, вооружениями и живой силой — так называемыми «военослужащими-добровольцами»?

Позавчера глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмаер в интервью газете Bild am Sonntag назвал ситуацию на востоке Украины взрывоопасной, призвав посадить за стол переговоров представителей официального Киева, пророссийских сепаратистов и представителей миссии ОБСЕ!

«Многое поставлено на карту. Если обе стороны конфликта не вернутся к мирному процессу, то в любое время может возникнуть новая военная эскалация», — цитирует Штайнмаера агенство Reuters.

Это заявление немецкого министра полностью контрастирует с договоренностями, которые не предусматривали такой формат общения между украинской властью и непризнанными террористами. С другой стороны, накануне президент Польши Анджей Дуда предложил украинскому президенту Петру Порошенко новый формат переговоров относительно решения конфликта на Донбассе с привлечением самых сильных государств Европы, а также соседей Украины, в том числе Польши.

А в опубликованной вчера статье в Financial Times экс-министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский раскритиковал подход, когда отдельные государства берут  решение проблем в свои руки. «В вопросе Украины Евросоюза нет даже за столом переговоров. Зато Франция и Германия, ни одна из которых не имеет общей границы с Украиной, взяли на себя управление российской агрессией, лишь с частичным успехом», — отметил он.

В украинском МИД сказали «Дню», что изучают заявление главы внешнеполитического ведомства Германии, поэтому пока еще не могут его комментировать.

«День» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать заявление немецкого министра о необходимости посадить за один стол представителей украинского правительства, непризнанных «ДНР и «ЛНР» и ОБСЕ.

«НЕЛЬЗЯ СТАВИТЬ НА ОДИН МОРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЗАКОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В КИЕВЕ И ПРОРОССИЙСКИХ СЕПАРАТИСТОВ»

Эдвард ЛУКАС, старший вице-президент Центра анализа европейской политики, Лондон:

— Если происходит ограбление, вы не говорите владельцу дома и преступнику, чтобы они сели за стол и мирным путем обсудили свои расхождения. Вы звоните по телефону в полицию. Это отвратительно и опасно, когда Запад ставит на один моральный уровень законное правительство в Киеве и пророссийских сепаратистов.

«ЗАПАД ХОЧЕТ ПОСТЕПЕННО ДИСТАНЦИРОВАТЬСЯ ОТ РЕАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ НА РЕШЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ РОССИЙСКОЙ АГРЕССИИ»

Владимир ОГРЫЗКО, экс-министр иностранных дел Украины, Киев:

— В немецком издании в оригинале говорится, что на прошлой неделе Штайнмаер в разговорах с российским и украинским министрами предложил не через две недели, а насколько возможно быстрее собрать  военных конфликтующих сторон и ОБСЕ, чтобы решить, как сделать ситуацию менее напряженной и достичь отвода вооружения. Здесь главный вопрос, что он имел в виду под сторонами конфликта.

Если он предложил украинскому и российскому министрам такую встречу, то можно трактовать, что он имел в виду украинскую и российскую стороны в рамках так называемой группы, где представлены украинские и российские военные, чтобы вместе с ОБСЕ это сделать.  Тогда он говорит о конфликтной стороне, имея в виду Россию и Украину.  Кое-кто понимает в качестве конфликтной стороны  «ДНР» и «ЛНР». Такое тоже возможно.

Но при любых обстоятельствах это свидетельствует об одном: таким образом, Запад хочет постепенно дистанцироваться от реального влияния на решение последствий российской агрессии. Потому что призывы то ли к России, то ли к Украине, то ли вместе к ним, то ли к боевикам что-то делать без участия Запада означает фактически постепенный процесс отхода от того, что собственно начиналось.

Поэтому для нашего руководства абсолютно необходимо отрицать такой способ развития событий в дальнейшем. Мы никоим образом не должны соглашаться на то, чтобы оставаться один на один с агрессором. То ли в лице российской стороны, то ли в лице боевиков, то ли тех и других вместе взятых.

С нашей стороны должны быть представители цивилизованного мира. Другое дело, в какой комбинации. Но это должна быть Украина «плюс». И этот «плюс» означает и ЕС, и НАТО, и ОБСЕ, и Соединенные Штаты Америки в личном качестве. Поляки сейчас предлагают приобщить к переговорам Польшу. Это уже вопрос, который западная часть мира и Украина должны обсуждать самостоятельно. А с той стороны должны оставаться российские террористические войска, как бы кто хотел или не хотел их разъединять или объединять.

Почему до сих пор нет официальной реакции Киева на заявление Штайнмаера. Я думаю, что она отрабатывается. Это займет некоторое время. Но она должна, безусловно, быть. Я исхожу из того, что эти заявления не могут оставаться вне поля зрения, потому что это все-таки говорит министр Германии, а не какой-то другой страны.

Ввиду очередного заявления польского президента о необходимости привлечения Варшавы к переговорному процессу по Донбассу, здесь нужно просто действительно нам садиться с нашими западными партнерами и искать наиболее адекватную форму взаимодействия. Будет ли это перечень каких-то структур, таких как ЕС и НАТО,  будут ли эти  структуры и отдельные страны, или это будут эти структуры, отдельные страны и организация типа ОБСЕ — это уже следующий вопрос. Но я думаю, что при любых обстоятельствах здесь Украина должна быть во главе и давать соответствующие предложения после консультаций с заинтересованными сторонами.

«ШТАЙНМАЕРУ НЕУДОБНО ПРИЗНАВАТЬ ПРОСТУЮ ИСТИНУ, ЧТО БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ВОСТОКЕ УКРАИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ ГИБРИДНОЙ ВОЙНОЙ...»

Джон ХЕРБСТ, экс-посол США в Украине, член Американского Совета, Вашингтон:

— Штайнмаеру неудобно признать простую истину, что боевые действия на востоке Украины являются гибридной войной, которую инициировал и осуществляет Кремль. Без российского руководства, финансирования, поставок оружия и солдат, не было бы никакого конфликта на Донбассе. Признание этой простой правды значительно усложнит Штайнмаеру и его партии аргументацию о необходимости продолжения слабой политики по отношению к Москве.

Я понимаю разочарование польского президента Анджея Дуды по поводу нынешнего формата переговоров. Германия и особенно Франция не всегда были сильными и откровенными посредниками, которые обеспечивают справедливый переговорный процесс. Например, массовые нарушения Кремлем первых Минских договоренностей, которые должны были привести к дополнительным санкциям, вместо этого они привели к новому «прекращению огня» — вторым Минским договоренностям, которые еще менее благоприятные для Украины. Тем не менее, несмотря на давление внутри ЕС, Германии удалось возобновить санкции, из-за отказа Москвы выполнять условия вторых Минских договоренностей. Это — важно и положительно.

Тем не менее, новый, предложенный президентом Польши, формат будет лучше, чем нынешний. Но, учитывая недальновидность Белого дома, который отдал преимущество европейцам, — а это значит, Германии — лидерства в разрешении очевидного большого международного кризиса, то возможность нового подхода переговоров в краткосрочной перспективе является маловероятной. Но если Кремль выйдет за пределы, например, начнет большое наступление, чтобы взять Мариуполь, то Белый дом и его европейские союзники могут ответить большей поддержкой Украины, включая поставку оборонного, летального вооружения и дополнительные санкции против России.

США выразили обеспокоенность в связи с недавним всплеском агрессии пророссийских сепаратистов на Донбассе; но если этот всплеск не приведет к значительному приобретению дополнительной территории Украины, то вряд ли мы увидим изменения в политике Запада.

«ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ДОЛЖНО ЗАСТАВИТЬ РОССИЮ ПЕРЕСТАТЬ ОБМАНЫВАТЬ МИР»

Анна ГОПКО, председатель комитета Верховной Рады по иностранным делам, Киев:

— Украина давно стала на путь мирного урегулирования и как надежный партнер выполняет обязательства. Если стоит вопрос, чтобы стороны договорились, то именно Путин должен дать четкий сигнал своим террористам-сепаратистам, что их преступные действия загонят Россию в еще большую изоляцию.

Украина обращает внимание мира на игнорирование Россией своих обязательств в рамках Минских договоренностей. Трансатлантическое единство должно заставить Россию и управляемых ею террористов наконец перестать обманывать мир и начать выполнять первые пункты Минских соглашений: прекратить обстрелы, отвести тяжелую технику. Вопрос предоставления Украине отдельных видов летального оборонного оружия стал уже не только вопросом предотвращения российской агрессии, но и вопросом возможности выполнения Минских соглашений на фоне постоянного их нарушения обстрелами из тяжелой артиллерии и танков боевиками и российскими солдатами.

Поэтому Штайнмаер должен в ЕС начать говорить о новом пакете санкций и призвать Путина остановить своих наемников на чужой территории. Мир не признал сепаратистов. Благодаря пропаганде России этого не удалось достичь. Если Штайнмаер не может успокоить Путина и заставить его выполнять Минск-2, то пусть едет на восток и садится с сепаратистами за стол переговоров.

Польша заинтересована в решении ситуации на востоке Украины, предотвращения эскалации, помня историю. Важно также то, что между новоизбранным президентом Польши и президентом Украины установился контакт. Сейчас готовится встреча. Это значит также, что экономические интересы Польши сработали. Украина заимствует у Польши лучшие бизнес-практики, опыт реформ, децентрализации. Мы знаем, что в Польше выборы в октябре. И мы заинтересованы в усилении связей исполнительной и законодательной властей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать