Перейти к основному содержанию

«Немые ночи» – как одесский бренд украинского кино

28 августа, 10:15

Задуманный и стартовавший шесть лет назад в Одессе фестиваль «Немые ночи» совершенно неожиданно для многих, даже для его устроителей, стал новым мощным культурным пространством, в атмосферу которого стремятся погрузиться не только жители Украины, но и многочисленные зарубежные гости. Несколько вечеров, проведенных зрителями в яхт-клубе одесского морвокзала, погруженных в видеоряд шедевров мирового кино, под тихий шелест волн и живое современное музыкальное сопровождение, можно смело считать победой частной инициативы и, частной же, культурной политики.

Изначально это необычное по своей структуре кинодейство было задумано его идейным вдохновителем и неизменным организатором Иваном Козленко как форпост украинской культуры в более чем интернациональной Одессе, даря ей жемчужную россыпь украинских киношедевров. В прошлом году, пережив мощную политическую встряску, включая собственную майскую трагедию, эта стратегия утратила свою актуальность. Город у моря вполне определился в своей украинскости. Поэтому устроителями было принято решение каждый год определять тему «Немых ночей», которая станет отвечать требованию времени.

В 2014 году темой фестиваля стала толерантность, неприятие любых форм ненависти  — политической, религиозной, культурной — любой, и пятый «немой кинофорум» имел грандиозный успех. Тема «Немых ночей-2015» — декоммунизация и цензура.

— Очень значимые произведения украинского киноавангарда, — говорит генеральный директор Фонда Довженко и отец-основатель фестиваля Иван Козленко, — созданные в условиях тотальной цензуры и идеологического диктата, сегодня сами рискуют попасть под запрет. Непродуманное  декоммунизационное законодательство, сервилистский бюрократический азарт представляют реальную угрозу целостности украинского культурного опыта 1920-х годов. Неотъемлемые от пропагандистской основы, фильмы этого времени одновременно являются художественной лабораторией мирового кинопроцесса, результатом деятельности которой стал международный язык авангарда. Ирония судьбы хаотического процесса декоммунизации состоит в том, что большинство действительно выдающихся произведений советского искусства в той или иной степени поддавались цензуре страны советов, так как не отвечали внедряемым партией идеологически-эстетическим канонам. Сегодня же фильмы, содержание которых в советские времена считалось антисоветским, а часть их авторов была репрессирована, попадают под огонь новых запретов.  Гонения на них организовывают чиновники-невежды. Однако запрещенное искусство всегда было сильнее искусства запретов!  Главное — помнить: шедевры устают от чрезмерного внимания, вторую волну уничтожения они могут не пережить.

Говоря о программе шестых «Немых ночей», главные для меня кинооткрытия оставлю «на закуску» — это украинский и белорусский фильмы. А вот чешский фильм 1929 года «Эротикон» режиссера Густава Махати, обладающий банальным сюжетом — этакими европейскими вариациями XX века на мотив классического «Станционного смотрителя», — привлек внимание тончайшими эстетскими нюансами. Густав Махати — один из основоположников европейского эротического кино. Благодаря монтажу, визуальным метафорам, точному вниманию к деталям фильм смотрится с интересом. Музыкальное оформление осуществила чешская группа FORMA, специализирующаяся в жанрах альтернативного и электроджаза и удостоенная за свою музыку многих престижных музыкальных премий. Серьезную поддержку этому проекту оказал Чешский культурный центр в Киеве.

Фильм греческого режиссера Стелиоса Татасопулоса  «Социальный распад» (1932)  не только открывает для нас начало эпохи греческого неореализма, но и является примером «семейного кино». Не потому, что это — фильм для семейного просмотра, а потому, что для его создания отец режиссера продал львиную долю своего имущества.  Неподражаемый одесский пианист Юрий Кузнецов, владеющий всеми приемами джазовой импровизации — от классики до авангарда,  во много раз увеличил интерес публики к этому фильму. Этот проект поддержал Греческий фонд культуры в Одессе.

Для многих зрителей стала открытием украинская немая анимация, продемонстрировавшая массу технологических и художественных экспериментов и напомнившая имена В. Левандовского, В.Зейлингера, Г. Злочевского и других.

Украинский фильм одного из основоположников нашего кинематографа — Арнольда Курдюма — «Ветер с порогов» (1929) поначалу воспринимается как созвучный тому времени пропагандистский фильм, посвященный индустриализации. Но благодаря внимательному взгляду постановщика и непревзойденной игре Михаила Садовского видно, с какой опаской в ленте относятся к часто пагубным последствиям повального наступления этого чуда ХХ века. Я бы не только провела параллель между этим фильмом и более поздней работой Алексанра Довженко. Ведь его, как и Курдюма, глубоко волновала смерть сел, их уклада и  пр. Может, в качестве эксперимента стоит соединить эти две работы в одном показе? Отдельный интерес представляет музыкальное сопровождение этого фильма, специально созданное молодым одесским композитором Мариной Бойко и исполненное созданным ею в 2014 году ансамблем ARTOKRATS.

Не только с точки зрения новых киновпечатлений, но и с точки зрения исторических знаний и параллелей, которые можно проводить между Беларусью и Украиной, стал для меня белорусский фильм «В огне рожденная» (1929) Владимира Корш-Саблина. Обращаю внимание читателей, что фамилия Корш хорошо известна в Украине как имя одного из создателей национального театра.

Тысячелетняя история Беларуси, равно как и наша, насчитывающая более двух тысячелетий, после окончания Гражданской войны пытается обрести самоидентификацию путем создания независимой Белорусской Народной Республики. Попытка эта — так же, как и у нас, будет утоплена в крови, пролитой посланной первым революционным кормчим, — Красной армией. И, несмотря на пропагандистский характер ленты, это прослеживается во всем. Особенно в музыкальном сопровождении, осуществленном известной далеко за пределами собственной страны рок-группой RE1KT. Блестяще аранжированная музыка говорила с видеорядом на равных.

— Самое важное для нас, — говорит лидер группы Александр Демиденко, — это то, что мы можем этой музыкой сказать современникам. Благодаря этому фильму мы обрели возможность говорить зрителю, что думаем.

Инициатор проекта, создатель интернет-портала Tuzin.fm Сергей Будкин, добавляет:

— Я очень ценю эту группу и ожидал от ребят, что именно в эпизодах пропагандистского характера, неизбежных в то время, в том кино, они дадут яркую и честную музыкальную окраску тому, что видит зритель. Достаточно вспомнить уникально аранжированный «Похоронный марш» в момент окончательной победы красноармейцев... Для меня особенно важно, что это сделало новое поколение музыкантов.

Фестиваль длился всего два дня, ведь из-за финансовых проблем он впервые был перемещен во времени — с июня на август. Но эти два дня были такими наполненными атмосферой праздничной, позитивной Одессы, которая даже Дюка нарядила в вышиванку, умопомрачительной аурой фестиваля, энтузиазмом зрителей, ласковым морем, что впечатлений хватит на год. А за этот год, надеюсь, не исключая энтузиазм, фестиваль обретет постоянно действующую в течение года команду профессионалов, которые и сегодня отдают ему свои знания и умения. Это Иван Козленко, Рустем Аблякимов, Екатерина Мальцева, Андрей Сечковский. А случайные люди, не обладающие ни профессией, ни драйвом, а лишь греющие свои амбиции в лучах «Немых ночей», останутся за бортом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать