«Я не мог его оставить»
История дружбы морского авиатора и собаки, которые перебрались из Крыма в Николаев и вместе служат Украине![](/sites/default/files/main/articles/03092015/8sobaka.jpg)
«Наиболее бесстрашный в большой дружественной семье» — именно так прокомментировали фото лабрадора Блека бойцы 10-й Сакской морской авиационной бригады на своей странице в «Фейсбук». Бесстрашной назвали черную, как смола, собаку, с блестящей на солнце кожей, которая на фото гордо и немного грустно сидит на задних лапах, за его спиной — колеса самолета или другого авиатранспорта, — полностью борта не видно. А большая дружественная семья — это все морские авиаторы Сакской бригады, в которой служит хозяин Блека — Юрий (фамилию не называем по просьбе мужчины). Юрий и Блек вместе пережили непростой перелет в Ан-26 из Новофедоровки в Николаев, после этого пес сторожил кровать хозяина в казарме, получал котлетки от работниц солдатской столовой, грустил за крымским домом, но — остался душой военной компании и стал почти местной звездой. Почему? Обо всем — по очереди!
Третьего марта прошлого года на аэродроме в Новофедоровке, где базировалась Сакская морская авиационная бригада, шла подготовка к очень важному перелету — прямо на виду у «вежливых зеленых человечков», которые незадолго до этого пришли к военным с «приятными разговорами» и подтянули к части свою технику. Командир бригады решил не сдаваться ни самим врагу, и ни в коем случае не оставлять для него авиацию (на вооружении у бригады стоят вертолеты Ка-27, Ми-14, самолеты Ан-26, Ан-2 и Бе-12). Всю эту красоту было решено поднять в небо рано утром. Без согласований с высшим начальством, беря ответственность за выведение техники и людей на себя, комбригу авиаторов удалось сделать невероятное. Все вертолеты и самолеты, а в Ан-26 — и Блек, перелетели на Николаевский аэродром. Успешно. Потом эту боевую операцию будут считать одной из первых побед наших военнослужащих в борьбе с оккупантом. Уже потом бойцы поймут, что среди их побратимов нашлись те, которые готовы променять желто-голубой флаг на триколор, изменить присяге. Уже сейчас Юрий нам рассказывает с грустью в голосе, что лишь процентов 20 личного состава перебралось в Николаев, в цифрах это 200 человек из тысячи! И что до сих пор их командир бригады не получил никакой благодарности от государства. А если бы остались хотя бы на день, аэродром захватили бы окончательно «зеленые» человечки.
Только через неделю после перелета с мордашки Блека начнет сходить грусть. «Когда дали команду на вылет самолетов, на то время жену с детьми отправил домой на Западную Украину, собака оставалась со мной, но нужно было перелетать, ввиду того, что ничего не было известно, когда мы вернемся назад, я не мог его оставить на кого-то, правильно? Решил его забрать с собой. А там жизнь покажет», — вспоминает Юрий, почему-то объясняя, почему забрал пса. Для крепкой дружбы все логично и понятно. Ведь пес живет в семье военного уже пять лет, часто бегал с хозяином на аэродром, как на работу. Даже принимал участие в полетах, потому быть в салоне самолета для пса — не в диковину. Саму же семью в Крым судьба занесла еще десять лет назад. Раньше Юрий служил во Львове, как говорит, потом настали времена, когда армию расформировывали. Для дальнейшего прохождения службы нашел себе место аж на полуострове.
«Мы собрались, пришли на аэродром, когда дали команду на вылет, мы загрузились экипажем, Блек спокойно перенес полет, потому что часто с ним летали, — вспоминает мартовские события Юрий. — В Николаеве нас сначала поселили в казарме, так он сторожил там мою кровать. Потом я брал его на аэродром, местные удивлялись, говорили, о, собака моряков, кстати, так его и называет большинство до настоящего времени. В первый день, когда мы прилетели, мы надели на него тельняшку, он в ней красовался по части. Я говорил, что это — специально для поднятия боевого духа и психологической разрядки. Это вызывало улыбки людей, потому что было полное незнание, что же дальше, а он нас морально расслаблял. И собака — это собака, придет, поласкается, погладишь. С той поры он живет здесь с нами».
А через несколько месяцев после переезда в Николаев, к Юрию с Блеком приедет их семья. Сейчас все живут в арендованной квартире. Вспоминают, что в Крыму осталось собственное жилье, не так давно полученное от государства. Но жизнь продолжается. Дети пошли в новую школу, по словам папы, большой город им нравится. И будто бы и Блек получил для себя преимущества от Николаева: нашел несколько невест, уже обзавелся потомством. Но главное — ходит с хозяином на работу, как это было и в Новофедоровке. Какой-то, будто бы, пустяк, но помогает собрать все моменты жизни в сплошной клубок, хотя местами нить пришлось-таки связывать.
«Псу было тяжело привыкать, потому что он все время привык быть со мной. Еще в Новофедоровке он немного хулиганил, то обои в квартире подерет, то линолеум. Пес громко гавкал, когда никого не было дома, под нами жила соседка с маленьким ребенком, потому легче было забирать собаку с собой, и так он привык к компании, разлуку очень тяжело переносил. Я когда вывозил жену с детьми к родителям, Блек был с ними, кстати, какое-то ощущение было, что в ближайшее время это все не решится. Есть даже фото Блека во время этих переездов с грустной мордочкой. Потому что по породе он такой, что больше привязывается не к месту, а к хозяину. Но сейчас утром он готов со мной идти на работу, хвостиком виляет», — рассказывает Юрий.
Счастье для пса — быть частым гостем на аэродроме. А теперь так и есть. Еще один плюс общей с хозяином службы — у Блека полная свобода в движениях и пространстве, а не прогулка на поводке. Из вкусного: его знают официантки в столовой, подкармливают котлетой или куском мяса. «Он местная звезда и своеобразная визитка для нашей бригады. Ему было с экипажем весело потому, что он любит компании. И его все любят. А здесь он был для нас еще и как разрядка, помогал снимать стресс», — кажется, что о четырелапом друге Юрий готов рассказывать долго и интересно. Как знать, может, когда-то об этой истории верности во всех измерениях будут составлять легенды?
Выпуск газеты №:
№158, (2015)Section
Общество