Перейти к основному содержанию

О двух европейских соглашениях «Газпрома»

Эксперты: Нужно хорошо подготовиться к трехсторонней встрече 11 сентября, поскольку можем потерять часть транзита в ЕС
09 сентября, 18:29
11 СЕНТЯБРЯ ВО ВРЕМЯ ТРЕХСТОРОННЕЙ ГАЗОВОЙ ВСТРЕЧИ В ВЕНЕ МИНИСТР ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ ВЛАДИМИР ДЕМЧИШИН ОЗВУЧИТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ УКРАИНЫ ПО «ЗИМНЕМУ ПАКЕТУ». КРОМЕ УМЕНЬШЕНИЯ ЦЕНЫ, ПО МНЕНИЮ ЭКСПЕРТОВ, НАДО НАСТАИВАТЬ И НА ГАРАНТИЯХ СОХРАНЕНИЯ ТРАНЗИТА ГАЗА / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

«Газпром» укрепляет свои позиции в Европе, даже несмотря на действие экономических санкций, являющихся следствием военной агрессии на Востоке. На днях монополист анонсировал два интересных соглашения.

Первое касается обмена активами с немецким химическим концерном BASF, предоставляющим России доступ к торговле газом и его хранению в Германии. Эта договоренность была для всех неожиданностью, ведь всего лишь девять месяцев назад компании отказались от аналогичного соглашения, ссылаясь на сложную политическую ситуацию.

Второе соглашение предполагает увеличение пропускной способности трубопровода Nord Stream («Северный поток»). Таким образом, Россия планирует поставлять газ в Европу через Балтийское море, в обход Украины. Интересный поворот, не правда ли?

Какова же реакция ЕС? Правительство Германии резюмировало, что отношения с Россией таким образом не улучшились, а соответствующие соглашения не имели никакой связи с кризисом в Украине и западными санкциями против РФ. «Это решение компаний, на которое правительство Германии не имело и не имеет влияния», — комментируя неудобный вопрос, отметил пресс-секретарь Министерства иностранных дел страны Мартин Шафер.

Иными словами, Европа не видит проблемы в том, что ее компании расширяют торговлю и сотрудничество с Россией, даже несмотря на то, что действуют санкции. Что это — двойные стандарты по-европейски? И как это усиление позиций «Газпрома» повлияет на Украину и ее транзитный потенциал? Об этом «День» спросил у экспертов.

КОММЕНТАРИИ

Богдан СОКОЛОВСКИЙ, бывший уполномоченный Президента по международным вопросам энергетической безопасности Украины:

— Подписание соглашения о строительстве второй ветки газопровода «Северный поток» мощностью 55 миллиардов кубометров в год между «Газпромом» и ведущими европейскими концернами Германии, Австрии, Англии, Нидерландов и Франции состоялось 31 августа 2015 года во Владивостоке на форуме Восточного партнерства. Заявленные мощности аналогичны масштабам первой очереди этого газопровода. Полученным газом будет распоряжаться Германия, которая и будет раздавать, сколько и куда его пойдет по всей Европе. Меня в этой ситуации удивляет, почему молчит официальный Киев. По сути, происходит потенциальное перераспределение транзита газа в ЕС и, как результат, сокращение участия Украины в этом процессе, а наша власть делает вид, что ничего не происходит. С другой стороны, я не понимаю Запад. Благодаря только расширению «Северного потока» очевидно увеличение торговли российским газом в ЕС. А как же санкции относительно России, где ее блокирование? И к этому решению присоединились несколько европейских стран. Они никогда не были врагами России, но эти страны не последние в ЕС, поэтому есть риск, что через них РФ будет лоббировать свои интересы. И тут не стоит наивно думать, что упомянутые события не связаны с голосованием за изменения к Конституции Украины, с определенным сокращением активности боевиков на Донбассе и другими событиями, к которым имеет прямое или опосредствованное отношение Кремль.

Что касается возобновления переговоров «Газпрома» с BASF, то это тоже ложится в канву выше заданных вопросов. Россия фактически изменила свои энергетические стратегии и спокойно будет обмениваться газом с компанией по всей территории ЕС.

Эти два соглашения означают, что Украина как минимум чего-то не знает. Наверное, существует договоренность Запада с Россией. То есть Европа демонстрирует двойные стандарты. А как иначе: публично говорят не трогать Украину и тихонько способствуют развитию совместного бизнеса с «Газпромом». Поддержка европейскими компаниями расширения «Северного потока» означает послабление международного давления на Россию. Хотя такие действия могут иметь и другой оттенок. Во времена Брежнева Запад его обманул, подняв цену на нефть и газ, Брежнев настроил новых газо— и нефтепроводов, и Запад резко спустил цены. В результате Брежнева и СССР не стало. Будет ли в этот раз так? Не знаю. Но, во всяком случае, об Украине сейчас никто не думает в ЕС. 

На очередном раунде трехсторонних переговоров в Вене 11 сентября нужно ставить несколько вопросов. Первый: цена российского газа. Россия хочет не менее 240 долларов. Но это абсурдное предложение в условиях падения цен на нефть. Цена на 2016 год должна быть в пределах 100 долларов за тысячу кубометров. Именно из таких позиций и нужно исходить на переговорах, а не слепо идти за требованиями Европы, для которой главное — чтобы Украина гарантировала зимой бесперебойный транзит. Второй вопрос: сохранение объемов транзита через нашу страну. Сейчас Украина получает 1,5 миллиарда долларов в год за транзит газа. Это не критическая сумма для 45-миллионного государства (ведь это составляет немного больше, чем 33 доллара в год для каждого гражданина Украины). Ее можно перекрыть за счет развития других отраслей. С потерей такой суммы наше государство может избавиться от тех проблем, которые ежегодно создает нам РФ. А это, по-видимому, стоит больше, чем прибыли от обеспечения транзита российского газа.

Дмитрий МАРУНИЧ, директор Фонда энергетических стратегий:

— Европейский бизнес в принципе достаточно автономно чувствует себя от политики Еврокомиссии (ЕК). Какое из двух соглашений влияет на Украину? С BASF — никак. А вот строительство второй ветки «Северного потока» — да. Это нехорошо для нас. Ведь растет вероятность, что «Газпром» значительное количество активов перенаправит именно на него. Для участия в этом проекте европейским компаниям, оказывается, не нужно получать согласование от ЕК. Они успешно обошли это. Как? Создают виртуальный хаб (биржа по продаже газа) еще в море и оттуда российский энергоресурс будет продаваться европейским покупателям. В таком случае действие третьего энергопакета не будет распространяться на эту схему. Украина, как следствие, рискует существенно сократить транзит российского газа через свою территорию. Теперь завершается история с газопроводом «Опал», который присоединяется к «Северному потоку». Хоть Еврокомиссия и не сняла запрет на его использование «Газпромом», но на нем будут проводиться конкурсы, где российский газ смогут покупать европейские покупатели. Поэтому «Северный поток» будет загружаться все больше и больше. В прошлом году он был загружен на 70% (37 миллиардов кубометров газа). Украина перекачала в 2014 году 58—59 миллиардов газа. С учетом соглашения по «Северному потоку» эта цифра будет сокращаться до 25—30 миллиардов кубометров. В первом полугодии наблюдался спад транзита, во втором — он улучшается, поскольку европейцы увеличили объемы закупки газа. То есть нужно готовиться к сокращению транзита газа через Украину.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать