«УКРОП». Шансы
Днепропетровская команда идет на местные выборы 25 октября
Решение об этом приняли на съезде «УКРОПа» в субботу. Кадровых неожиданностей в списке претендентов на мэры не было.
В Днепропетровске за это кресло поборется народный депутат, председатель парламентской спецкомиссии по приватизации Борис Филатов, за киевское — Геннадий Корбан, ивано-франковское — еще один народный депутат, владелец «Буковеля» — Александр Шевченко. Есть и менее известные фигуры: на мэра Кривого Рога выдвинули Николая Колесника, Запорожья — Ярослава Гришина, Дрогобыча — Андрея Швацкого, Кременчуга — Оксану Пиддубную, Хмельницкого — Дмитрия Йовдия, Луцка — Александра Товстенюка, Павлограда — Евгения Терехова.
Парламентско-президентская республика, ограниченные полномочия Президента, принятие новой Конституции на всенародном референдуме, единые правила для олигархов — это ключевые темы из выступления председателя политсовета «УКРОПа» Геннадия Корбана.
Коренной днепропетровец Борис Филатов вместо этого «бил» на еще одну базовую идею политсилы — патриотизм. «Сегодня у города (Днепропетровск — Авт.) появились защитники, которые хотят защитить его имя. Наш родной город не нуждается в защите. Я хотел бы задать вопрос: а где были эти защитники полтора года назад, когда так называемые народные республики стояли на пороге нашей области?», — говорит он.
Конечно, звучали и тезисы о том, что «власть продолжает без зазрения совести воровать и наживаться» на бюджете, бизнесе, армии, гражданах. Все неотъемлемые элементы предвыборной риторики были на съезде. Но пока это все слова! Поэтому интересует другое: будет ли отличаться «УКРОП» от других партий новизной в принципиальных предвыборных позициях? Поверят ли в него избиратели, зависит как минимум от ответов на три вопроса.
Первое: «УКРОП» — это политический проект или партия нового типа?
Корбан утверждает, что «УКРОП» — не предвыборный проект, а реальная партия надолго, нового образца, безлидерского типа. Председатель политсовета будет меняться каждый год, объясняет он, а сам политсовет переизбираться, в структуре партии будут «социальные» лифты для талантливой молодежи. Снаружи выглядит привлекательно. Но действительно ли это будет так? Пока непонятно. Ведь до местных выборов остался месяц с хвостиком, а до парламентских перевыборов, если верить политологам, меньше года — весной, или осенью 2016-го. Остается верить на слово.
Между тем политологи высказывают свои предположения.
«Это проект внеочередных выборов Коломойского в парламент ... Он перспективный. Хотя на старте был подбит черниговскими выборами. Если бы там они вели себя иначе, то имели бы больше шансов. Но их целевая аудитория все равно есть (радикальная украинская оппозиция), и они заполняют эту нишу. У «УКРОПа» есть шансы на местных выборах: в Киеве у Корбана — мало (он будет тараном Кличко и будет бить больно по самым проблемным точкам), но в Ивано-Франковске Шевченко действительно стоит крепко, сильные позиции в Днепропетровске, Луцке», — рассказывает «Дню» украинский политолог, руководитель программам практической политики Института политического образования Александр Солонтай. Он подчеркивает, что задача «УКРОПа» — зайти в местные советы, взяв минимальный 5% барьер. А дальше будут союзники и формирование местных советов.
Политтехнолог, директор компании Berta Communications Тарас Березовец также называет «УКРОП» проектом Коломойского и добавляет, что до этого бизнесмен всегда «покупал победу на столе». То есть инвестировал в уже готовые проекты. А здесь партия появляется с нуля. «Это интересная заявка. У него есть сильные бизнес-менеджеры, но пока нет мощных политических лидеров. Их задача: в Киеве — преодолеть 5% барьер и попасть в Киевский городской совет. Успешными будут результаты в Днепропетровской, Одесской и Запорожской областях. В Западной и Центральной Украине — шансов меньше», — объясняет он.
Второе: по каким правилам будут играть олигархи?
В «УКРОПе» уверяют, что хотят равных правил для всех и озвучивают свое видение этого. «Деолигархизация предусматривает, что на протяжении года все олигархи, владеющие стратегическими отраслями украинской экономики, будут обязаны продать свои контрольные пакеты на публичных площадках не только в Украине, но и за рубежом. Мы готовим соответствующий законопроект на тему демонополизации», — сказал Геннадий Корбан «Дню». Он пояснил, что речь идет о «мягкой национализации активов» по примеру Франции, Германии и других странах. При этом Корбан добавил, что идейный лидер партии, бизнесмен Игорь Коломойский, тоже готов пойти на продажу активов первым.
Однако политологи говорят, что деолиграхизация сегодня происходит очень медленно. «Олигархи продолжают контролировать медиа и политические партии. То есть они монополизировали общественное мнение, поэтому сохраняют политическое влияние ... Сейчас ситуация начала меняться, но недостаточно быстро», — объясняет Березовец.
Однако виновата в этом и власть. Вместо того чтобы использовать кредит доверия и режим максимальной поддержки от Запада, который Украина получила после двух Майданов от международного сообщества, украинские властные руководители изначально занялись не формированием реформаторской национальной «сборной», а политическими технологиями. Как результат, экономика продолжает падать, а страна получила острую фазу уже открытой внутренней олигархической войны.
Третье: будет ли оставаться Игорь Коломойский в «тени»?
Подогревает интерес к «УКРОПу» и вопрос, зайдет ли официально в его управление Игорь Коломойский. В политсовете для него есть вакантное место, рассказал «Дню» Корбан. «Коломойский — один из тех, кто ей (этой политической силе — Авт.) симпатизирует, но не претендует на руководящие роли в обмен на свою поддержку ... создается не акционерное общество, как другие», — резюмировал накануне съезда в разговоре с «Днем» председатель политсовета. Олигарха на съезде не было, чтобы спросить о его решении. Корбан уточнил, что ответа от Коломойского на это предложение не последовало.
Пойдет ли Игорь Валерьевич в большую политику? С одной стороны, харизмы ему не занимать. Он довольно неординарная и интересная личность. А его период губернаторства на Днепропетровщине многим запомнился положительным управлением и оперативным решением многих хозяйственных вопросов. Правда, впоследствии впечатление немного испортила конфликтная ситуация с «Укрнафтой». И все же. Коломойский пока воспринимается в обществе с той позиции, что он первым из украинских олигархов вслух заявил о необходимости изменения правил игры и посоветовал властям «ломать» их, начав с пересмотра условий непрозрачной приватизации 2000-х, например, «УкрРудПрома». С другой стороны, деньги любят тишину. Поэтому если у Коломойского и есть интерес к политике, то местные выборы — не его уровень. Сначала должна зайти его команда и подготовить почву к более серьезным ставкам — парламентским, или даже президентским выборам.
Между тем политологи говорят, что пребывание бизнесмена в «тени» от прямых избирательных процессов свидетельствует о еще одной интересной детали. «Пока что олигархическая система влияния на политику и экономику в Украине остается незыблемой. Доказательством этого является парламент: в нем нет ни одной партии, прошедшей за счет неолигархических денег. Поэтому система не изменилась», — говорит Солонтай. Так что критической надобности выходить из «тени» ни у одного крупного бизнесмена нет. «После «падения» Курченко и бегства Януковича в украинском клубе олигархов — ротации. Пока Порошенко за старшего. Но это клуб, в нем постоянно происходят замены», — подытоживает он.