Арт-причал – новое креативное кинопространство
В Киеве с огромным успехом прошел Х Международный фестиваль актуальной анимации и медиа-искусства LINOLEUM
Аншлаги, огромный интерес ко всем программам фестиваля, прекрасный технический и артистический уровень организации, куча новых имен, знакомств, открытий, побед, опыт, живые эмоции, очень много разной, тщательно и с любовью подобранной анимации. Вот результат четырех вдохновленных началом киевской осени дней, проведенных в креативном пространстве на берегу Днепра — Арт-Причале.
В Киев фестиваль переехал в прошлом году (раньше проживал в Москве. В России изменилось законодательство относительно работы некоммерческих фондов из-за границы. Поэтому основатель «Линолеума», российский бизнесмен, работающий в Германии, Михаил Царев стал иностранным агентом на своей Родине)...
— Поймал себя на мысли, что занимаюсь самоцензурой, отбирая работы для фестиваля. Никто напрямую нам ничего не запрещал. Но понимаешь, что какие-то национальные провокации в анимационных фильмах, сцены насилия могут вызвать множество ненужных проверок и вопросов у властей. Из-за такого ощущения удушья в Москве перестал получать удовольствие от фестиваля. Закрыл бы его, но после Майдана друзья посоветовали перевезти «Линолеум» в Киев, — говорит М. ЦАРЕВ. — Мне кажется, украинцам этот фестиваль нужнее сейчас. Можем показать, что страна не живет лишь войной...
Тема нынешнего форума — «Облако пыли» — одновременно апеллировала к украинским общественным сдвигам и к мировым технологическим трендам: после глобальных перемен в Украине в воздух будто поднялось целое облако пыли, мешающее увидеть реальное положение вещей вокруг. Это облако может отнести ветром, или же пыль просто осядет. С другой стороны, облако (CLOUD) может скрывать в себе и хранить множество информации из разных уголков мира.
И хотя фестиваль назывался концептуально «Облако пыли», он поднял целую бурю! Резонанс огромный, киевская публика фестиваль приняла и восприняла. LINOLEUM очень «идет» Киеву. Он очень похож по «характеру» на киевскую публику. Он очень интеллигентный и в то же время современный, актуальный, живой, такой, который даже внутри себя постоянно меняется, словно живая, «ручная» анимационная картинка.
В рамках форума представили разные жанровые и тематические «облака-программы»: современная анимация в музыке, анимация в рекламе, анимация 18+, экспериментальная анимация, коллекция лучших работ за всю историю фестиваля Best of 10 years Linoleum, программа Best of Animate Cologne от COLOGNEOFF из немецкого Кельна и, конечно, показы работ победителей и конкурсантов. Таким образом, кроме эмоциональных впечатлений, у фестиваля были и чисто практические результаты. Жюри LINOLEUMа во главе с патриархом украинской анимации Давидом Черкасским почти единогласно распределило призовые места.
В номинации «Лучший украинский анимационный фильм» приз в размере 1 000 USD за ленту «Девочка с рыбьим хвостом» получил режиссер Сергей Мельниченко. Лента снята в технике стерео 3D (впервые в украинской анимации, кстати) с бюджетом в 1584561 грн, 100% государственного финансирования. «Гран При LINOLEUM 2015» и приз в размере 4 000 USD за фильм «Мы не можем жить без космоса» (Россия) получил режиссер Константин Бронзит. Киевская награда стала в один ряд с победой Бронзита в самом большом в Европе Международном анимационном фестивале во французском городе Анси и Гран При в Загребе.
«Грант от Фонда Михаила Царева» для поддержки детской украинской анимации в размере 5 000 грн. достался научно-производственной студии «Красная собака», руководители — Елена Голубева и Сергей Мельниченко. Номинация «Специальное упоминание Жюри» — «Джи — нестандартная смерть» Дмитрия Волошина (Молдова).
Специальными сертификатами жюри в составе Wilfried Agricola de Cologne из Германии (директора & куратора artvideo KOELN international), специального гостя Мотомичи Накамура из Японии, Влада Троицкого, Александра Соловьева, Лилии Млинарич, Егора Олесова, Владимира Лыкова, Михаила Царева и Романа Балаяна отметило: Даниэля Сальжика (Хорватия), фильм «Прозрачный человек» за постановку и оригинальное раскрытие темы, Марину Карпову (Россия), фильм «Буренка» за лучший анимационный фильм для детей, Симону Медар и Фредерика Эно, фильм «То вверх, то вниз» за оригинальное раскрытие темы, Бориса Бубнова (Украина) фильм «Кока-Кола всегда» за художественные решения и оригинальную анимацию, 20 аниматоров из 9 стран, фильм «Совы нежные» за коллективное сотрудничество в создании клипа. Всего в конкурсную программу попали 50 фильмов, выбранных из более чем 120, присланных аниматорами из 30 стран мира.
Главной же звездой LINOLEUM-2015 стал анимационный самурай, мировая звезда VJ Мотомичи Накамура со своими арт-перформансами. Человек мира, последние четыре года он живет в Эквадоре. Работая в анимации, видеоинсталляции, цифровой графике, виджеинге, Мотомичи исповедует абсолютный минимализм в работе с цветом и графическими элементами, а также обращается к базовым человеческим эмоциям и страхам. Цифровой художник-аниматор работал во многих странах практически во всех областях цифровых медиа. Его анимация и графика в основном базируется на трехцветной панели: черный, красный и белый цвет, что само по себе уже является гиперпрофессионализмом, опять же подвластным лишь островитянам восходящего солнца. В Киеве он показал замечательный маппинг под нововыстроенным Гаванским мостом, сказав, что такое в его творчестве произошло впервые, провел с сумасшедшим успехом мастер-класс и устроил ультрамодную вечеринку с виджеингом, диджеингом, танцами и зашкаливающими эмоциями. В итоге: зритель ходил за ним весь фест «хвостиком», а Мотомичи влюбился в киевлян.
Креативный продюсер фестиваля El-Кравчук, впервые попробовавший себя в новом амплуа, ждал эксклюзивной аудитории — художников, рекламистов, просто прогрессивных и любознательных людей. Надежды арт-директора оправдались, а его нестандартный ивент-взгляд, внимание к мелочам в создании атмосферы и визуальная культура сделали LINOLEUM действительно культовым.
Выпуск газеты №:
№167, (2015)Section
Культура