Перейти к основному содержанию

«Кремль начал поиск выхода из ловушки»

Эксперты «Дня» — о том, что стоит за перебрасыванием российских войск в Сирию
17 сентября, 19:31
ФОТО REUTERS

В начале сентября в западных масс-медиа начали появляться доказательства присутствия российских военных в Сирии. О том, что Россия перебрасывает «зеленых человечков» и технику на Ближний Восток заговорили и в США. На днях представитель Пентагона Джефф Дэвис заявил, что за последнюю неделю зафиксирован стабильный прилив людей и оборудования на военно-воздушную базу РФ, которая расположена вблизи сирийского города Латакия. По словам Дэвиса, россияне модернизируют и отстраивают место своей дислокации. К слову, Латакия — один из немногих городов, в котором удерживает власть сирийский президент Башар Асад.

В Пентагоне также заявили, что со спутника насчитали 200 морских пехотинцев и 12 бронетранспортеров. Снимки из космоса попали и к журналистам. Ряд ведущих американских и британских изданий публикует на своих сайтах изображения российской базы в Сирии. К свежим снимкам американский журнал The Foreign Policy добавляет и более старые, на которых не видно ремонтных работ и новостроек. «До сих пор всегда возникал вопрос: насколько интенсивной была российская поддержка сирийского режима в течение последних четырех лет. Есть ли россияне внутри боевых машин, которые поставляет Москва? Аналитики, которые получают информацию из открытых источников, склоняются к утвердительному ответу, когда услышали обрывки русского языка между автоматными очередями», — пишет издание.

Между тем в Москве не отрицают наличие своих военных в Сирии. Не скрывают этого и сами россияне, которые массово выкладывают фотографии из Сирии в соцсетях. В Facebook возник даже анекдот о русском солдате: «Мама, не волнуйся, я не в Донецке. Я — в Дамаске».

Министр иностранных дел России Сергей Лавров также не опровергает наличие своих военных в Сирии. «Они там находятся много лет. Их присутствие  связано с поставками вооружений для сирийской армии, которая несет на себе основной груз в противостоянии терроризму в лице ИГ и других экстремистских группировок», — цитирует Лаврова «Интерфакс».

Кроме этого, Россия еще и предлагает Западу, в частности США, свою помощь в борьбе с Исламским государством. Об этом, в частности, заявил государственный секретарь Соединенных Штатов Джон Кэрри. «Россияне предложили... провести военный разговор... чтобы обсудить, что именно должно быть сделано для снижения каких-либо потенциальных рисков, которые могут возникнуть», — приводит его слова Reuters. В то же время он добавил, что США и до сих пор обдумывают это предложение, поскольку переговоры с Москвой могли бы предотвратить последующее недоразумение.

Если Запад согласится на помощь Москвы в борьбе с исламистами, то очевидно, что Россия будет требовать «платы». По словам старшего научного сотрудника Brookings Institution Лилии ШЕВЦОВОЙ, многие эксперты рассматривают путинское предложение Западу о создании международной коалиции «противодействия экстремизму» как предложение соглашения «Сирия в обмен на Украину».

«Думаю, что кремлевские намерения еще более амбициозны и Украина лишь один из элементов путинской многоходовки. Задача Кремля — выйти из изоляции и вернуть роль Государства — члена мирового клуба. Государство не может находиться в изоляции и Государство не может быть под санкциями. Почему так остро стоит для Кремля задача по возвращению Государственности? Потому что иначе разрушается модель самодержавия, которая сейчас поддерживается за счет превращения внутренних вызовов в международные», — рассказывает «Дню»  Лилия Шевцова.

По ее мнению, Кремль пытается избавиться от санкций, «которые стали серьезным фактором углубления экономического кризиса в России». «Поэтому Кремль выдвинул предложение Соглашения (Путин сформулировал идею на саммите ОДКБ 15 сентября в Душанбе). Участие России в международной коалиции, конечно, предусматривает сохранение Украины в орбите влияния России. Но в какой форме? Очевидно, у самого Кремля нет окончательной позиции по этому вопросу. Сама идея будет еще раз выдвинута на заседании Генеральной Ассамблеи в Нью-Йорке. Возможно, в более утонченной  форме. Сейчас Путин выпустил пробный шар и ждет реакции Запада. А что Запад? Он несколько растерялся», — говорит политолог.

Лилия Шевцова также считает, что контакты Вашингтона с Москвой по Сирии «неизбежны» и они давно идут в «разных формах» — не только в виде контактов Кэрри и Лаврова. «Согласится ли Обама на соглашение в той форме, в которой предложил ее Кремль? Вряд ли. Однако поиск более приемлемого для США диалога с Москвой, бесспорно, продлится. И уже слышатся голоса, которые призывают «учесть позицию Москвы». Да, одним из первых об этом заговорил министр иностранных дел Австрии — всегда готовый поддержать линию accommodation (приспособления). Другими словами, Кремль начал отчаянный поиск выхода из ловушки, в которую сам себя загнал. И, как обычно, Запад должен реагировать на инициативы Кремля, будучи неспособным к собственным прорывным инициативам. К сожалению. Проблема лидерства, проблема вектора, проблема единства, проблема защиты своих ценностей остаются для либеральных демократий вызовами, на которые они не готовы адекватно ответить», — резюмировала Лилия Шевцова.

«День» также обратился прокомментировать присутствие российских войск в Сирии и заведующего отделом Истории стран Азии и Африки Института Всемирной истории НАН Украины Вячеслава ШВЕДА:

— Задачи, которые ставит перед собой Россия, намного глубже, чем те, о которых говорят Путин и Лавров и другие российские высокопоставленные должностные лица. Российское руководство считает, что ныне образовались очень благоприятные условия для быстрого восстановления бывшего могущества и влияния, которые раньше имел Советский Союз.

Вернуть это влияние — идея «фикс» для россиян. А учитывая сегодняшнюю ситуацию на Ближнем Востоке, главная задача Путина заключается в том, чтобы сделать свой вклад в обострение ситуации, углубление хаоса, вражды и ненависти между сунитами и шиитами, между исламистами и светскими деятелями, между оппозицией и режимом Башара Асада. Россия также надеется внести раскол и между главными геополитическими игроками на Ближнем Востоке — как внешними, так и внутренними.

«ПУТИН ПЫТАЕТСЯ ПРОЛОНГИРОВАТЬ СУЩЕСТВОВАНИЕ СВОЕГО РЕЖИМА»

— Россия хочет использовать этот хаос, чтобы преподнести себя как чуть ли не единственного спасителя Ближневосточного региона и всего мира и заявить, что лишь Москва может возглавить процесс нормализации этой ситуации, спасти человечество от угрозы Исламского государства, терроризма и миграционной волны, заполонившей Европу.

Путин считает, что ставки растут, и в ответ он ждет нормализации отношений с Западом, снятия санкций. Кроме того, Россия хочет, чтобы мир молча наблюдал за тем, что будут делать россияне на востоке Украины. Прежде всего Запад должен «молча проглотить», что Россия «навсегда», как она считает, аннексировала Крым. Главное, чтобы Москву опять допустили в клуб цивилизованных государств и взяли в G8.

Таким образом Путин пытается пролонгировать существование своего режима и доказать, что Россия мощная и ее нужно не только уважать, но и бояться и учитывать все ее прихоти: как на Ближнем Востоке, так и во всем мире и Украине в частности. Путина не покидает бредовая мысль, что Запад может разменять Украину на вклад России в борьбу с Исламским государством и терроризмом на Ближнем и Среднем Востоке.

«КРЕМЛЬ ДЕЛАЕТ ВСЕ, ЧТОБЫ НЕ ДОПУСТИТЬ ОТСТРАНЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА СИРИИ ОТ ВЛАСТИ»

— С другой стороны, приближается Генеральная Ассамблея ООН. Путин уже решил на нее поехать. Ему бы очень хотелось встречи с Бараком Обамой. Хоть администрация американского президента пока что уклоняется от ответа: состоится ли такая встреча. На трибуне ГА ООН Путин хочет продемонстрировать, что Россия по своему потенциалу является главной фигурой, которая может окружить себя союзниками и на Ближнем Востоке, и в мире и повести на борьбу с ИГ. Однако наряду с этим говорится, что в центре такой коалиции должен быть режим Башара Асада. Поскольку, на взгляд Путина, только Асад способен реально бороться в этом регионе с Исламским государством. То есть, речь идет о том, что цена вмешательства России в войну против ИГ — сохранение режима Асада.

Кремль делает все, чтобы не допустить отстранения президента Сирии от власти. Сейчас разрабатываются разные варианты. Путинские аналитики пришли к выводу, что полностью Асаду не удастся удержать Сирию и при нынешних тенденциях эта страна обречена на раскол. Поэтому размещение российских военных — попытка сделать из Сирии «укрепрайон», где находятся города Латакия, Тартус. Сейчас ускоренными темпами там строится сеть оборонных валов, «чрезвычайная зона», где разворачиваются российские военные базы, на которые перебрасываются регулярные войска РФ. Речь идет о так называемом «Алавистане». Скорее всего, Башару Асаду удастся удержать только эту часть Сирии.

Путин, играя на общественном мнении арабов, словно говорит: Мубарак (экс-президент Египта. — Ред.) был ближайшим союзником США, но в начале Арабской весны Обама его фактически «слил». А Путин сражается до последнего за своего союзника Асада, поэтому арабам следует сделать выводы: кто твердый сторонник арабов и кто действительно будет отстаивать их интересы.

«РОССИЯ ДОЛЖНА ПРИСЛУШАТЬСЯ К ГОЛОСУ СИРИЙСКОГО НАРОДА»

— Переброска российских войск — это действие на предупреждение. Это необходимо для того, чтобы удержать хотя бы эту часть сирийской территории, превратить ее в крепость, о которую разбились бы волны Исламского государства и других сил, выступающих против Асада (сирийская оппозиция, международная коалиция, которую возглавляет США). Это позволит перейти к длительному торгу и решить, «что будет дальше».

И Барак Обама, и представители НАТО заявили, что такими действиями Путин делает большую ошибку. Подобные действия России лишь обостряют ситуацию и откладывают настоящее решение вопроса. Запад также заинтересован в политическом решении сирийской проблемы. Россия должна прислушаться к голосу сирийского народа и помочь отстранить от власти Башара Асада — это главное условие нормализации ситуации в Сирии. В то же время это также будет решающим шагом в победе над Исламским государством. Само существование режима Асада создало все необходимые условия для появления такого монстра, как Исламское государство. Пока будет Башар Асад, до тех пор будет существовать Исламское государство и волны неконтролируемой миграции.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать