«Саркофаг» для Донбасса...
Эксперт: «Путин утратил военную инициативу, но явно перехватил дипломатическую, благодаря слабости Запада»![](/sites/default/files/main/articles/05102015/1ato_0.jpg)
Выиграла или проиграла Украина после встречи в Париже? Дискуссия до сих пор продолжается. Для одних — это победа, для других — измена. Но прежде всего, это нехватка откровенной и необходимой коммуникации украинской власти с собственным обществом. Из-за недоговаривания, а часто ложь, доверие к ней тает быстрыми темпами. Приведем один пример. Вспомним, с каким запалом представители нынешней власти во главе с Президентом рассказывали, что нет никакого «особенного статуса» и все, кто так считает, являются лгунами и изменниками, которые работают на Путина. И вот французский президент после встречи «норманской четверки» прямым текстом заявляет об особенном статусе части Донбасса.
«Выборы должны пройти, и особенный статус будет применен на день выборов, — сначала на временной основе, а затем и на постоянной основе — после того, как результаты выборов будут подтверждены международными организациями. После этого наступит очередь последнего этапа — это возвращение территориальной целостности Украины, то есть возвращение Украине полного контроля над своей границей и выведения иностранных вооруженных формирований с ее территории. Абсолютно точно, это займет намного больше времени, чем предусматривалось. Мы уже в принципе все оформили, и все получило официальное виденье», — сказал Олланд.
«Сегодня мы обсуждали очень сложные проблемы. Когда наступит амнистия, вступит в силу закон об особенном статусе, который должен быть упомянут в Конституции Украины, и сегодня мы договорились о последовательности воплощения этих шагов», — а это уже добавляет канцлер Германии Ангела Меркель.
2 ОКТЯБРЯ 2015 Г. ПАРИЖ, ФРАНЦИЯ. ПОХОЖЕ, ФРАНКО-НЕМЕЦКИЙ ДУЭТ ВПОЛНЕ ДОВОЛЕН / ФОТО РЕЙТЕР
Поэтому когда сегодня Петр Порошенко заявляет о том, что «выведение иностранных войск должно состояться в настоящее время, без любой привязки к выборам», в это сложно верится. Ведь тот же Олланд говорит, что «возвращение территориальной целостности Украины и выведение иностранных вооруженных формирований — это последний этап после выборов». Кстати, которые пройдут не 18 октября и 1 ноября, а уже в следующем году, однако для этого Украина еще должна внести изменения в соответствующие разделы украинского законодательства. Хотя, если террористов и бандитов амнистируют, то уже нет значения по какому законодательству они будут избираться. Их легализация может состояться и по украинским законам. Тогда точно не придерешься.
Безусловно, позитивным во всей этой трагедии является прекращение огня — не погибают люди. Но как будет развиваться ситуация дальше? Что означают последние договоренности между Порошенко, Путиным, Меркель и Олландом в Париже?
«ФРАНЦИИ И ГЕРМАНИИ ДОЛЖНО БЫТЬ СТЫДНО ЗА ДАВЛЕНИЕ, КОТОРОЕ ОНИ ОКАЗЫВАЮТ НА УКРАИНУ»
Эдвард ЛУКАС, старший вице-президент Центра анализа европейской политики, Лондон:
— Франции и Германии должно быть стыдно за давление, которое они оказывают на Украину. Путин потерял военную инициативу, но явно перехватил дипломатическую благодаря слабости Запада и выдаче желаемого за действительное.
«ДО СИХ ПОР НЕПОНЯТНО, БУДЕТ ЛИ КРЕМЛЬ ВЫПОЛНЯТЬ СВОИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО МИНСКИМ СОГЛАШЕНИЯМ»
Джон ХЕРБСТ, экс-посол США в Украине, член Американского совета, Вашингтон:
— Путин продолжил свое «очаровывающее наступление» в Париже. Это наступление началось с резкого уменьшения обстрелов в пределах линии прекращения огня три с половиной недели тому назад. Оно продолжилось в Париже, когда Путин согласился из выведения российских вооружений и с позицией, что выборы в «ЛНР» и «ДНР» должны происходить после принятия Украиной конституционного закона о децентрализации, и ОБСЕ должен получить полный доступ к территории на востоке. В результате лидеры Франции и Германии сказали, что переговоры были позитивными, хотя никаких проблем не было решено. Похоже, цель Путина заключалась в том, чтобы убедить европейцев, что он делает то, что требуется в соответствии с Минскими соглашениями, чтобы убедить их в январе отменить или смягчить санкции.
До сих пор непонятно, будет ли Кремль выполнять свои обязательства по Минским договоренностям. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что Путин отправит посланника к лидерам «ЛНР» и «ДНР», который посоветует им отложить выборы, запланированные на 18 октября и 1 ноября. В Москве до сих пор хранят видимость того, что она не имеет решающего влияния на «ДНР» и «ЛНР». Если эти лидеры отбросят этот «совет», то станет понятно, что Москва не желает сделать необходимое для выполнения Минских соглашений. Даже президент Олланд сказал, если эти выборы состоятся, то это будет серьезным ударом по Минским соглашениям. Но если выборы будут отложены, и, если Москва действительно отведет свои военные вооружения и наблюдатели ОБСЕ будут иметь свободный доступ к контролируемой Кремлем территории, то это будут существенные шаги в интересах Украины. Признавая это, я не думаю, что на парижских переговорах цель Меркель и Олланда в значительной степени заключалась в том, чтобы заставить Порошенко пойти на уступки.
Это правда, что они хотят, чтобы Украина приняла противоречивый конституционный закон о децентрализации; но данный, принятый в первом чтении закон, который одобряют в Берлине и Париже, был подвержен критике со стороны Москвы, потому что только давал «ЛНР» и «ДНР» (и другим местностям) контроль над решением местных вопросов; он не давал им избыточного влияния в национальных вопросах, таких, как национальная безопасность. Также верными являются слова Олланда о том, что якобы Минские договоренности не будут реализованы до конца года. Я могу понять разочарование Украины относительно этого; в конечном итоге, именно Москва отказалась обеспечить реализацию соглашения.
Тем не менее, позиция Германии остается неизменной, если Москва не выполнит всех своих обязательств согласно Минским договоренностям, санкции остаются в силе. Это значит, что давление на Кремль будет сохраняться.
И последний пункт. Это правда, что весь дипломатический процесс мог быть эффективнее, если бы в нем принимали участие США. «Нормандский» формат не является идеальным. Также было бы лучше, если бы Вашингтон выявлял больше совместного лидерства в противодействии ревизионизму Кремля в Украине и в других местах. Но Вашингтон занял твердую позицию относительно санкций и даже начал увеличивать свою помощь украинской армии. Решение на прошлой неделе, чтобы отправить контрбатарейные радары большой дальности, было важной вехой в растущем привлечении Вашингтона к этому противостоянию.
«ПАРИЖ И БЕРЛИН ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В «ЗАМОРАЖИВАНИИ» КОНФЛИКТА И ПРЯМЫХ КОНТАКТАХ МЕЖДУ УКРАИНСКИМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ И СЕПАРАТИСТАМИ»
Штефан МАЙСТЕР, эксперт Немецкого общества внешней политики (DGAP) Берлин:
— Встреча показала, что все еще далеко до решения проблемы согласно Минским договоренностям. Кажется, что на данный момент нереально достичь выведения российских войск и возвращения Украине контроля над ее восточной границей. Поэтому «нормандская» встреча была сосредоточена на местных выборах, которые выглядят реалистичнее, даже если на данный момент не было достигнуто соглашение по этому поводу. Все больше растет интерес на Западе найти решение вместе с Россией, и в этом контексте должен анализироваться «план Морель», чтобы гарантировать минский процесс, в то же время фокусируя внимание на том, чего возможно достичь. И мы наблюдаем, что Россия не идет ни на какие компромиссы, кроме прекращения огня, которое действует с первого сентября. Таким образом, с точки зрения Запада Украина должна действовать, а это все играет на руку России. Западные политики недооценивают того, что эти компромиссы значат для Порошенко и насколько опасным это может быть с точки зрения внутренней поддержки его политики.
Я не знаю, что означают слова Меркель о «парижских гарантиях». Для меня важнее то, что в своем выступлении она несколько раз отмечала необходимость сверять каждое соглашение с реальностью на земле, и тогда мы будем иметь подтверждение, работает это или нет. В настоящий момент нет доверия к России и я не вижу каких-то серьезных гарантий Запада в отношении Украины. Нужен кризисный менеджмент и управление, чтобы довести дело до конца и заключить соглашение с Россией.
Что касается опасности получения результатов выборов на оккупированных территориях, как это было в Крыму. Для обеих сторон: Германии и Франции это единственный путь, чтобы сделать шаг вперед и решить в настоящий момент эту проблему. Они (Париж и Берлин) заинтересованы в «замораживании» этого конфликта и прямых контактах между украинским правительством сепаратистами. Но они не признают выборы при любых условиях.
Что может и должен сделать Запад, чтобы заставить Россию выполнить Минские договоренности.
К сожалению, Украина является самым слабым звеном в этом кризисе, и потому намного легче оказывать давление на Украину, чем на Россию. На мой взгляд, санкции и падение цен на нефть срабатывают и в данный момент Россия заинтересована в том, чтобы договориться. Это значит, что нам нужно большее терпение с санкциями, которые позволили бы нам улучшить позиции на переговорах. Россия будет играть в эту игру так долго, как это необходимо. Только экономическое давление может помочь в среднесрочной перспективе получить более выгодные договоренности для Украины. В то же время, нужно оказывать большую финансовую поддержку Украине, чтобы дать стране перспективу.
«МИНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ ВСЕГДА БЫЛИ ФИГОВЫМ ЛИСТКОМ ДЛЯ ЛЕГИТИМАЦИИ ОККУПАЦИИ РОССИЕЙ ЧАСТИ ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ...»
Кейр ДЖАЙЛС, директор Центра исследования конфликтов, Великобритания, Лондон:
— Результаты встречи в Париже, похоже, стали еще одним шагом в использовании Минских соглашений как повода не противодействовать России. Договоренности, которые, кажется, были достигнуты в Париже, опять являются полностью односторонними, навязывая обязательства Украине, но не России, что на самом деле может быть осуществлено.
Нет никаких оснований вообще представить, что свободные и справедливые выборы могут состояться на оккупированных террористами территориях, имея опыт прошлогодних незаконных выборов на Донбассе и референдума в Крыму. Тем не менее, для Меркель и Олланда важно делать вид, что это возможно, чтобы сохранить лицо и притворяться, что есть какое-то соглашении, или компромисс, или уступки с российской стороны. Меркель ссылалась на «парижские гарантии», а также «минские гарантии», что звучит обнадеживающе, но в действительности оказывается, что нет гарантий, которые были бы значимыми для улучшения ситуации в области безопасности Украины.
Это не только облегчит западным странам в старом НАТО рассмотреть возможность отмены санкций в отношении России, потому что создается впечатление, что Россия ведет себя как цивилизованное государство по отношению к своим соседям, особенно в условиях, когда внимание Запада было очень успешно отвлечено российской операцией в Сирии. Это также почти исключает для Украины возможность возобновить какой-либо контроль над территориями, удерживаемыми сепаратистами, поддерживаемыми Россией, которая не выглядит агрессором и стороной, осуществляющей необоснованную эскалацию.
Минские соглашения всегда были фиговым листком для легитимации оккупации Россией части территории Украины, чтобы Европа могла вернуться к своим обычным делам с Москвой с минимально возможной задержкой. Последний раунд переговоров, кажется, лишь подтверждает эту политику.
«СЕГОДНЯ РАНО ГОВОРИТЬ, ЧТО УЖЕ ЗАВТРА БУДЕТ ПРИНЯТ КАКОЙ-ТО ЗАКОН О ВЫБОРАХ НА ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ»
Александр ЧЕРНЕНКО, народный депутат, «Блок Петра Порошенко»:
— Сейчас слишком рано делать какие-то конкретные выводы, отталкиваясь от заявлений, прозвучавших в Париже. Эти заявления очень общие. Можно сказать, что эти заявления звучат в русле Минского процесса. Сегодня рано говорить, что уже завтра будет принят какой-то закон о выборах на оккупированных территориях. Поэтому те договоренности, которые достигнуты в Париже, должны дальше конкретизироваться и детализироваться, в частности Трехсторонней контактной группой. Многое будет зависеть от того, отменят ли сепаратисты фейковые «выборы». Если они их отменят, то тогда уже можно начинать дискуссию о законе о выборах на этих территориях и о дате этих возможных выборов. Именно Минские соглашения предусматривают полное выведение российских войск из оккупированной территории. Все это должно решиться до конца 2015 года, иначе процесс мирных переговоров зайдет в тупик. Это ключевой момент, вытекающий из логики Минских договоренностей. Что касается того, будут ли проведены выборы там до конца этого года или позже, на сегодняшний день не может сказать никто. Есть сомнения, что такие выборы можно будет провести физически раньше декабря месяца. Касательно того, что Россия заявляет об отсутствии своих войск на Донбассе, то на это есть миссия ОБСЕ, которая такое присутствие фиксирует.
«ЗАПАД СТРЕМИТСЯ ЗАКРЫТЬ «УКРАИНСКОЕ ДОСЬЕ» КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ»
Татьяна КАСТУЕВА-ЖАН, руководитель центра Россия—ННГ во Французском институте международных отношений, Париж:
— Комментируя парижскую встречу, хочется отметить следующее. Очевидна маргинализация «украинского» досье по отношению к кризису в Сирии, ИГИЛу, ситуации с мигрантами, экономических вопросов. На этом фоне, многие в министерствах говорят off the record, что заявлять сегодня о том, что главный враг Запада — Россия, и нужно во что бы то ни стало поддерживать санкции, совершенно неактуально. России более не доверяют (см. полемику о том, что же собственно бомбит Россия в Сирии), но при этом по украинскому досье есть явное желание не обострять отношений и снизить накал. В целом, забот столько, что если можно снять раздражение на российском направлении, то это нужно сделать как можно скорее. Считается, что Россия снизила градус противостояния со своей стороны, отказавшись от идеи Новороссии.
Если в начале кризиса вина за выполнение Минских договоренностей фактически полностью возлагалась на Россию, то постепенно существенное давление начало оказываться и на украинскую сторону. Переломом, наверно, стала фактическая блокада этих регионов Киевом и отсутствие любых жестов открытости по отношению к населению этих регионов. Эта политика была расценена очень критично. Запрет полетов также расценен как неконструктивный жест. В целом, сложилось впечатление, что Украина не столько ищет способы собственно решения проблемы, сколько стремится к продолжению и ужесточению наказания для России, в то время как Запад стремится закрыть это досье как можно быстрее.
Вполне вероятно продление Минского соглашения: в данных условиях откладывание проблемы может устроить все стороны. При этом это именно откладывание проблемы, а не решение. Продолжится борьба интерпретаций теста Минского договора. Обострение возможно: будет зависеть от того будут ли проведены выборы в «ДНР» и «ЛНР» 18 октября и 1 ноября. А это зависит от России.
«В ПАРИЖЕ ОБЪЕКТИВНО НИЧЕГО УЖАСНОГО НЕ ПРОИЗОШЛО»
Сергей ВЫСОЦКИЙ, народный депутат, «Народный фронт»:
— Воспринимать парижскую встречу как «зраду» или «перемогу» можно в зависимости от изначальной позиции. Если системой отсчета брать реинтеграцию Донбасса в Украину не под контролем России, то эта встреча была успешной. Множество граждан Украины считают, что это наша территория и ее нужно вернуть, восстанавливать и бороться за умы местного населения. Путину указали, что никаких выборов на его условиях в Донбассе не будет. То же самое мы делали и во время первого Минска. Мы тогда объявляли амнистию, но так как боевики не сложили оружие, то ее сразу же и отменили. Украина определяет правила игры в этом процессе. Так называемый «план Мореля» — это ерунда и в этом плане Президент абсолютно прав. Этот план предполагал совместное участие на выборах боевиков. Ничего этого не будет и поэтому с позиции продвижения мирного плана встреча в Париже — это победа. Дискуссия разгорается потому, что очень многие люди в свою очередь критикуют эти встречи, и в том числе Минск по причине того, что не хотят возвращения Донбасса в таком виде в каком он находится сейчас. С точки зрения человека, который такого возвращения не хочет, встреча в Париже — это проигрыш. На мой взгляд, в Париже объективно ничего ужасного не произошло. Я вижу там больше позитивных моментов, если мы рассуждаем в рамках Минских соглашений.
Что касается непосредственного возвращения Донбасса в Украину, то нужно понимать, что даже без нашего желания, нам все равно его будут навязывать. Программа Порошенко предполагает реинтеграцию Донбасса именно мирным путем. Называть это «зрадой» нельзя. Лично я еще до конца не определился. Потому что и у тех, кто против такой реинтеграции, сейчас есть свои здоровые аргументы. Потому что если Донбасс опять будет отдан на восстановление Ахметову, который будет продвигать свои просепаратистские интересы, это безусловно негативная перспектива.
Разговоры о том, что Моторолы или Гиви будут заседать в украинском парламенте или принимать участие в местных выборах — это чушь. Однако вместо них вполне реально будут представлены такие люди как, например, Энрике Менендес под видом лозунгов о «новых порослях» или «услышьте Донбасс». Это тоже нездоровая тенденция в результате которой мы, вместо того чтобы строить свою страну, будем обсуждать деструктивные моменты. С другой стороны, по прошлому опыту видно, что весь этот процесс может сорваться, ибо боевики в любой момент могут нарушить режим тишины и атаковать.
«ПРИНЯВ ЭТИ ДОГОВОРЕННОСТИ, УКРАИНА ПОЛУЧИТ СИТУАЦИЮ НАМНОГО ОПАСНЕЕ, ЧЕМ В ПРИДНЕСТРОВЬЕ, ОСЕТИИ И БОСНИИ»
Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА, доктор политических наук, профессор Киевского национального университета им. Т.Г. Шевченко:
— Эта встреча показала, что интересы Европы и США качнулись в сторону России. Не случайно, что за основу положили «план Мореля». Это «дохлая кошка», которой Саркози с Медведевым кормили Грузию, в частности Саакашвили, чтобы легализовать аннексию Южной Осетии путем объявления последней своей независимости.
По этому плану проводятся не только выборы, но и остаются российские войска. Фактически, это легализация российского политического контроля, войск и власти на территории, где пройдут такие выборы. Собственно, нам эту «дохлую кошку» и подсунули на встрече в Париже.
Согласившись на такой формат, Украина поставила себя под контроль со стороны России, как и со стороны Запада. «План Мореля» — это фактически план Путина, который он озвучил после поражения украинских войск под Иловайском. Прежде всего это предполагает вопрос легализации власти на оккупированных украинских территориях.
Даже если мы называем эту власть «марионеточной», она является российской. Никакие боевики, когда мы приведем их к власти после выборов, не будут придерживаться никакого украинского законодательства, поскольку они находятся под прямым контролем Кремля. Протолкнув этот военный плацдарм, как нож в спину Украине, можно потом как угодно манипулировать ею.
Таким образом, через такую «раковую опухоль» можно разрушать Украину как государство, размывать ее суверенитет и делать абсолютно недееспособной. Этот ползучий способ аннексии приведет к потере Украиной своего государственного суверенитета.
Ключевой «фишкой» является легитимизация режима на Донбассе. Предоставление ему спецстатуса и проведение выборов независимо от соблюдения соглашений.
Что предусматривает «план Мореля»? По нему восстановление контроля Украины над границей находится на последнем пункте. Молдова восстановила границу с Приднестровьем? Нет. А Грузия восстановила контроль над границей с Абхазией? Нет. Так почему мы ожидаем, что Россия позволит нам восстановить контроль над своей границей? Это и является «планом Мореля», и такая схема предлагается и нам.
Если Украина выполнит эти договоренности, то утратит не только суверенитет и контроль над Донбассом навсегда. Если там пройдут выборы по украинскому законодательству — это будет классической легитимизацией сепаратистских сил и российской власти на оккупированной территории. Что особенно цинично — это делается по украинским законам. Мы не получим там проукраинской власти, а получим еще более жесткую антиукраинскую власть, чем имели при Партии регионов.
Тем более если мы проведем эти выборы по украинскому законодательству, то попробуйте тогда сказать, что эти выборы «нелегитимны». ОБСЕ, Меркель и Олланд скажут: «Они же по вашему законодательству прошли!» И попробуйте тогда вернуть эту территорию: гарантами этой сепаратистско-российской власти будут как раз Меркель, Олланд, Обама и ОБСЕ — потому что это общее решение «нормандского формата». Более того, они не дают нам никаких официальных гарантий, что эти соглашения будут до конца выполнены. То есть, приняв эти договоренности, Украина получит ситуацию намного опаснее, чем в Приднестровье, Осетии и Боснии.
Подготовили Мыкола СИРУК, Валентин ТОРБА, «День»
Выпуск газеты №:
№181, (2015)