Андрей Халпахчи: «Несмотря на трудности нам удалось создать интересную программу»
В последнюю неделю октября в Киеве пройдет Международный кинофестиваль «Молодость», который отметит 45-летие!Обитателями киномира этот форум почитаем своим умением открывать дорогу талантливым дебютантам к вершинам киноолимпа; порадует зрителей многочисленными конкурсными и внеконкурсными программами, ретроспективами и спецпоказами. Международные программы традиционны — от студенческого фильмы до полнометражного дебюта, и география этих лент охватывает практически весь мир. Приятно отметить, что в каждой номинации присутствуют украинские работы, включая полнометражный конкурс. Здесь будут оценивать фильм «По ту сторону» режиссера Александра Литвиненко. Судить конкурс будет жюри в составе Матиаса Фрегова, Ярослава Пилунского, Микельанджело Мессина, Катрин Дюссар и Дариуша Гаджевски.
Программа «Фестиваль фестивалей» наполнена фильмами-призерами самых престижных мировых кинофорумов. Специальным событием «Скандинавской программы» станет фильм-обладатель «Золотого Льва» Венецианского фестиваля «Сидел голубь на ветке, размышляя о бытии» Роя Андерссона. Именно эта лента представлена в этом году на «Оскар» от Швеции. В программах «Французский бульвар» и «Немецкая волна» зрители встретят известные имена в новых работах мастеров Франции и Германии.
Уже третий год в рамках «Молодости» проходит Национальный конкурс, который фестиваль придумал и осуществляет совместно с Фондом Игоря Янковского. 23 работы, общий хронометраж которых составляет пять часов, а это и короткометражное кино, и документальное, и анимация, напоминают — украинское кино есть! Возглавляет жюри известный кинорежиссер Роман Балаян, который заявил, что ждет открытий и готов поддерживать молодых, талантливых коллег.
Итак, несмотря на все трудности, объективные и субъективные препоны, фестиваль состоится. Об этом наша беседа — с многолетним генеральным директором «Молодости» Андреем Халпахчи.
ЮБИЛЕЙ — ОСОБАЯ ПРАЗДНИЧНОСТЬ
— Андрей, мы стоим на пороге 45-го фестиваля «Молодость», который прошел длинный путь и в собственной истории, и в истории страны. Вместе со страной переживал пиковые ситуации, как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Каким бы никчемным ни было отношение государства к культуре, фестиваль будет!
— В этом году фестиваль юбилейный и должен отличаться какой-то праздничностью. Вообще-то слово «фестиваль» от слова «fest» — праздник, поэтому, кроме серьезной работы-лаборатории, которая всегда проходит на «Молодости», нужно создать особую, праздничную атмосферу. Главное, что нам удалось при сложной ситуации в Украине в целом (речь сейчас о финансовой составляющей), — сверстать очень сильную и интересную программу. Сохранив все наши конкурсные и внеконкурсные секции. Достаточно сказать, что в программе «Фестиваль Фестивалей», где мы стремимся показать главных лауреатов главных фестивалей, зрители увидят, например, французскую картину «Дипан», которая получила «Золотую пальмовую ветвь». В программах и классика, и современность, и короткий метр, и киношколы. Открытие форума состоится в Театре им.И.Франко. С одной стороны, это вынужденная мера, потому что аренда стоит примерно в четыре раза меньше, чем во Дворце «Украина».
— Сложности с кинопоказом?
— Нет. Все равно мы обеспечиваем кинопоказ, в Театре им.И.Франко это даже легче. Дело в том, что мест в пять раз меньше, чем во Дворце, а количество заявок, которые мы получили от разных организаций, уже в четыре раза превышают число мест в театре. Но ведь есть приезжающие гости, наши местные звезды, которых хотелось бы видеть на юбилейном фестивале. Мы делаем акцент на украинских актерах и режиссерах. Форумы такого масштаба, как наша «Молодость», имеют свои традиции, и любые новшества должны быть строго дозированы, чтобы не выглядеть имплантатами. Сейчас ведутся переговоры со спонсорами, чтобы и гостям, и нашим профессионалам дать возможность пообщаться между собой. К сожалению, в Киеве до сих пор нет такой локации, которая есть во многих странах мира, где специально строят дворцы под фестивали. Наш уютнейший кинотеатр «Киев» все-таки не то пространство, где можно все организовать. Поэтому, надеюсь, в этом году будет много новых площадок, имеющих отношение к фестивалю.
— Что же это за площадки?
— Идут переговоры. Но уже можно назвать ресторан-клуб «Lэтаж», в кинотеатре «Киев» — «Апельсин», замечательное место, которое тоже будет местом встреч. Для наших гостей будут специальные скидки, можно выпить кофе, пообщаться. Какими бы ни были передовые технологии, возможности линков, ничто не заменит живое общение. И, конечно, традиционно наш постоянный партнер — отель «Баккара».
СИТУАЦИЯ С БЮДЖЕТОМ НА КУЛЬТУРУ — КАТАСТРОФИЧЕСКАЯ
— Какими бы открытыми к сотрудничеству ни были спонсоры, без серьезной государственной поддержки не обходится ни один большой мировой фестиваль, что же происходит во взаимоотношениях фестиваль -государство? Каковы перспективы в этом плане?
— Фестиваль давно зарекомендовал себя как важное событие, и как бы ни менялся состав руководства Министерства культуры или Госкино, не могу сказать, что мы обделены вниманием с их стороны. Другое дело, что общая ситуация с бюджетом на культуру достаточно катастрофическая, на сегодняшний день подписывают документы, общая сумма которых составляет 552 тыс. гривен. Госкино и Министерство культуры, у которых есть еще какие-то дополнительные деньги, разными организационными методами пытаются найти выход из патового положения. Можно делать какое-то дополнительное мероприятие, но чтобы не звучало слово «кино» и «фестиваль». Вчем сложность, к сожалению? Мы все понимаем, был очень непростой год для кинопроизводства, для ситуации с кино. Но пришло радостное сообщение, Госкино добивалось этого с марта, получили дополнительные 100 млн гривен финансирования. В этой связи Филипп Ильенко в лице Госкино мог бы значительно серьезней профинансировать фест. Но Министерство финансов и Казначейство это не пропустят! И все сделано таким образом — так как кинопроизводство «запустить с кондачка» невозможно, — что 31 декабря Госкино вернет государству 36 млн гривен. Использовать их оно не имеет права. Об этом, конечно же, нужно говорить. Министр культуры Вячеслав Кириленко вроде пытается что-то сделать, но эта сумма — 100 млн — появилась только неделю тому назад. Здесь должно быть либо распоряжение Президента страны, либо главы Кабмина, чтобы мы могли получить дополнительное финансирование. Все сделано так, чтобы были препоны, глава отдела культуры в Министерстве финансов не подпишет это финансирование. А потом казначейство решит, что надо дать деньги в другое место. В результате — получаем деньги за фестиваль в мае следующего года, и тот же Дворец «Украина» подает на нас в суд, чтобы мы еще платили им и неустойку. Очень сложная система использования денег, вроде бы придумана для того, чтобы не было коррупции, чтобы эти деньги были действительно целевыми. С другой стороны, система и ее полномочные представители заставляют думать, как крутить эти деньги. Например, в Министерстве культуры существует постановление, что они могут финансировать проживание гостей, но тариф — 250 грн в сутки...
— Это в какой гостинице такой тариф?
— В общежитии можно поселить актрису или режиссера... Почему это не меняется? Нам предлагают подумать «перекрутиться как-то». Надо что-то решать, менять. Говорят о глобальных реформах, а какие-то маленькие важные вещи — не делаются. Все ждут нового закона по кино. Господин Стець тоже встретил меня с большим уважением к фестивалю и пообещал заложить «Молодость» в программу имиджевой политики подведомственного ему министерства. Посмотрим. В том-то и дело, что у нас всегда «кто-то шьет пуговицы, а другой пришивает рукава», по Райкину. Поэтому наши депутаты носят итальянские костюмы, а не отечественные. И в этом беда, ведь кинофестиваль — не только узкая специализация кино и культуры, это значительно шире. Обижается руководство нашего Кинотеатрального университета, студенты говорят, что за время фестиваля «Молодость» получают больше, чем за год обучения в институте. У нас замечательные мастер-классы, возможность прямого общения и т.д. И мы рады, когда студенты приходят к нам за рекомендациями, на стажировку едут, за рубеж, они встретили здесь своих коллег, познакомились, узнали, как поступать в школу «Анджея Вайды»... Это очень важно. И гости, люди, которые приезжают на фестиваль, — это имидж Украины, и самое главное — имидж города. Все фестивали носят названия своего города во всем мире, и как город встречает — очень важно.
ФЕСТИВАЛЬ МОЖЕТ ПОМЕНЯТЬ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА
— Кстати, как «Молодость» встречает город? Знаю, что в течение долгого времени вы с челобитными ходили к мэру...
— Попасть к мэру нам так и не удалось , сейчас же выборы... Так случилось, что фестиваль с завидной периодичностью совпадает с выборами — то президентскими, то мэрскими, и это очень сложно, потому что занята реклама на телевидении, заняты ситилайты. Городу мы стабильно безразличны. Понимаю, на будущее фест должен переезжать в другой город, туда, где культурой занимаются. Есть предложение от Львова, и, может быть, это последний Киевский международный фестиваль, а будет теперь Львовский международный кинофестиваль. Говоря о финансировании, достаточно сказать, что мэрия Одессы выделила на фестиваль не очень большую сумму — 1 млн гривен. Киевская мэрия выделяет двести тысяч, от которых мы собираемся отказаться, хотя, конечно, и они нам крайне нужны. Считаю, что для столицы Украины, города, который претендует быть культурной столицей, это оскорбительно. Касаемо культуры, с моей точки зрения, есть многое, функционируют театры, люди ходят в кино, но три главных события в течение года, которые ассоциируются именно с городом — «Країна мрій», «Гогольфест» и кинофестиваль «Молодость». «Гогольфест» получил 200 тысяч гривен, собирались дать 100, но В.Троицкий отказался от этой сотни. Вот и нашему фестивалю от щедрот 200 тысяч дают. В пять раз меньше, чем Одесса! К сожалению, говорить об оргподдержке тоже не приходится. Мы с весны обращались к мэру В. Кличко, с просьбой пригласить людей, которые действительно могли бы нам помочь организационно, потому что не все делается за деньги. К сожалению, никакой реакции, никакого ответа... И это очень серьезный вопрос, почему Киев не стал культурной столицей. Сегодня туристы больше едут во Львов, чем в Киев... Что бы ни говорили, нельзя списывать все на войну. Безусловно, есть «Мистецький Арсенал», есть «Арт Центр» Пинчука, в которых происходят культурные события, но не благодаря городу. Ни в стране, ни в Киеве за это время не было составлено культурной политики. Концерты на Майдане более соответствуют Фастову, чем Киеву. Существующие инициативы не реализуются или реализуются крайне слабо.
— Так что впереди переезд?
— Конечно, это проблема, проблема жизненная. Я в достаточно сложные для себя советские годы никогда не мог представить, как можно эмигрировать из своей страны. Настолько корнями врос, и именно в Киев. — я киевлянин четвертого поколения. Мне тяжело оторваться от своего города, своей улицы. Для людей, которые уезжают, это достаточно большой стресс — поменять место жительства, даже если это связано с любовной историей, а не только с жизненной необходимостью. То же для фестиваля, который 45 лет существует в Киеве, это все равно, как эмиграция, не говоря о чисто эмоциональном стрессе. Есть же бытовые вещи, это же надо пережить.
— По моему, единственный подарок, который мэр сделал фестивалю и городу, — это отреставрированный после пожара кинотеатр «Жовтень»...
— Городу, надеюсь, да. Мы работаем в этом году еще с кинотеатром «Синема сити», второй год работаем с кинотеатром «Кронверк», есть постоянные наши точки — «Киев», «Панорама» и «Жовтень». Да, замечательно, что отстроили кинотеатр «Жовтень», но это обычный коммунальный кинотеатр, который, дай Бог, будет успешно работать и будет делать интересные премьеры и мероприятия. Да, это наша локация, мы рады, что туда возвращаемся. Но, простите, как это отражается на помощи кинофестивалю «Молодость»? Кроме того, хочу обратить внимание, «Жовтень», который считается коммунальным, город взял на себя, потому что был большой скандал, инициированный общественностью, с нашей помощью — тоже, город пошел на то, чтобы отстроить этот кинотеатр. А вот существует кинотеатр «Кинопалац». Он частный. Первый кинотеатр в городе, где было поставлено современное оборудование. Был практически уничтожен во время Майдана. Никого не интересует, что это тоже была точка высокой культуры и что нужно было помочь ее отстроить. Почему-то у нас считается, что частное не имеет отношения к городу, частный бизнес никто не защищает. Все сложно в этом году, «сыплются» наши спонсоры, ситуация в стране напоминает начало 1990-х. Думаю, журналисты могли бы провести расследование, кто хочет присвоить себе компанию МСЛ, у которой арестованы счета, лотерейный бизнес сегодня выгодный.
«СКИФСКИЙ ОЛЕНЬ» БЕЗ ФИНАНСОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
— «Молодость-2015» может остаться без главного приза, который много лет обеспечивала эта компания?
— Арестованы счета, они на данный момент не могут нам помочь... Но есть люди, не теряющие нас из виду и готовые подставить плечо. В этом плане у нас полноценно развивается Национальный конкурс, который мы провели вместе с Международным благотворительным Фондом «Ініціатива заради майбутнього» Игоря Янковского. Фестиваль — это трамплин для наших молодых режиссеров, и очень важно, чтобы они не потерялись, не исчезли с горизонта. Таланты надо поддерживать. Это очевидно. Много компаний, которые с нами работают, нам помогают. В то же время очень серьезно ощущаем нехватку городского плеча. Еще важный момент — мы не можем арендовать все кинотеатры и делать бесплатные показы для зрителей. В том числе — для студентов, для которых важно попасть на фест. Мы делаем максимум, но, к сожалению, залы не резиновые. Поэтому вводим новую инициативу. Обращаются некие бизнесмены с предложением покупать билеты на открытия, готовы платить за это большие деньги, и мы решили, что стоит это делать. Некоторые из них не готовы спонсировать фестиваль, заплатить приличные деньги за возможность попасть на открытие и закрытие. Если у нас наберется некое количество випов, за счет этих денег можно обеспечить бесплатный показ для студентов и пенсионеров.
— Какой же фильм станет фильмом открытия?
— Это фильм «Сорок пять лет» — британская картина с Шарлоттой Рэмплинг и Томом Кортни. Актера Тома Кортни сегодня помнят меньше, он больше работает в театре, но он играл в свое время в фильме «Доктор Живаго» и других картинах. 45-й юбилейный фестиваль логично открыть фильмом «Сорок пять лет» — это картина о совместной семейной жизни в течение 45 лет; актеры получили главные награды — «Серебряного медведя» на фестивале в Берлине за лучшие исполнения ролей. Что касается фильма закрытия, мы еще в раздумьях. Хотели показать фильм «Молодость», это соответствует нашему названию, но местный дистрибьютор запросил тысячу евро за разовый показ, мы позволить себе этого не можем. Кстати, большую программу бесплатно нам предоставит компания B&H Film Distribution». Очень благодарен Богдану Батруху, что он это понимает. Там есть очень интересные картины, которые могут стать фильмом закрытия. Либо же это будет фильм-победитель феста. Но здесь всегда есть проблема, иногда этот фильм может быть сложным для массовой публики, присутствующей на церемонии закрытия. Мы постараемся более легкую картину подобрать. А сложные картины для киноманов будут показаны на протяжении девяти фестивальных дней.
Выпуск газеты №:
№187, (2015)Section
Культура