«Парижские симпатии» Михаила Бойчука
или Попытка персонификации портретов кисти художника 1909—1910 годов по случаю его Дня рожденияУкраинская группа Renovation Bizantine в Париже. Сегодня это фото репродуцировано в ряде искусствоведческих изданий. Но с раннего детства помню: увеличенная и бережно оправленная эта фотография всегда висела над письменным столом в отцовской мастерской рядом с резным крестом Шкрибляковой работы и репродукцией памятника Тарасу Шевченко в Вашингтоне.
«Нынче я ступил на парижскую землю...» — этими возвышенно-счастливыми словами начинается письмо молодого адепта искусств Михаила Бойчука своему меценату — митрополиту Андрею Шептицкому, датированное 13 апреля 1907 года.
Игнорируя официальную Академию искусств, где имел бы студии, М. Бойчук в Париже посещает Академию Рансон и мастерскую Поля Серюзье, которые выделялись демократичностью обучения и неординарной студенческой средой.
И уже в 1909 году Михаил Бойчук выставляет на Осеннем салоне несколько своих произведений «Женщина с гусынями», «Женский портрет «а ля темпера», которые достаточно отличаются от остальных картин. В ноябре того же года художник произносит для членов «Украинского общества в Париже» научный реферат об истории и развитии украинского искусства. Его содокладчиком стал молодой художник из Черниговщины — Николай Касперович.
Вместе с соотечественниками А. Тараном и Л. Крамаренко художник поселяется в меблированных комнатах на улице Кампань-Премьер (С Р) в доме № 9, где проживали художники и поэты вновь прибывшей богемы. На третьем этаже, напротив, дверь в дверь, поселились молодые подруги-польки — София Налепинская, София Сегно и София Бодуэн де Куртене, которые учились вместе в Петербурге в частной школе импрессиониста Я. Ционглинского, потом у профессора С. Холоши в Мюнхене, а затем — в мастерской Серюзье.
В апреле 1910 года на выставке в Салоне Независимых, где в 43 залах экспонировались произведения более двух тысяч художников, выставлено 18 «коллективных» работ под общим названием Renovation Bizantine — «Возрождение византийского искусства», авторами которых были Михаил Бойчук, Николай Касперович и София Сегно. Группа «неовизантистов» привлекла всеобщее внимание, их пригласили в членство «Международного союза художников и писателей». Известный художественный критик Гийом Аполлинер обстоятельно проанализировал творческие поиски молодой группы, указывая на оригинальность идей и экспериментов, о самобытности произведений писала французская (Le Journal, Paris-Journal, Jil Blas, L`Intrasigent, Demokratie sociale) и польская (Nowa gazeta, Odrodzenie, Kurjer Warszawski, Literatura I sztuka) пресса, львовская украинская газета «Діло»...
С того времени сохранилось фото молодых триумфаторов группы Renovation Bizantine — Хелена Шрамм, Николай Касперович, София Бодуэн де Куртене, София Налепинская, София Сегно, Янина Леваковская и Михаил Бойчук. Рядом с ними слева — поэт Тадеуш Налепинский, брат Софии Налепинской. Собственно это фото и побудило на основе сравнительного анализа и письменных архивных материалов попытаться идентифицировать лица, которые дошли до нас на неопределенных портретах кисти Михаила Бойчука.
Первый — «Женский портрет», выполненный темперой и известный нам из фоторепродукции в книге К. Слипко-Москальцива «М. Бойчук» (Харьков, 1930). Его можно отнести к периоду знакомства «трех Софий» с Бойчуком в мастерской Поля Серюзье. Изображена на нем молодая польская аристократка, петербургская красавица София Сегно. Как писала в воспоминаниях младшая сестра Софии Налепинской Анна Налепинская-Печарковская, «София Сегно была самая красивая девушка, которую я видела в жизни, ...имела в себе что-то от рафаэлевской Мадонны, а глаза были рисунка Джотто». Понятно, что такая красавица не могла пройти мимо внимания 28-летнего художника, который сумел очаровать девушку.
По инициативе М. Бойчука молодая художница изучает памятники украинской иконописи, рисует работы для выставки в Салоне, вместе с ним и М. Касперовичем «прекрасным контральто» поет в хоре Украинского общества — украинские песни! — в Париже. Молодая польская аристократка София Сегно «была влюблена в него до беспамятства, и он в нее тоже, только он был гениален, и ...искусство было для него важнее», — так вспоминает прошлое А. Налепинская-Печарковская. В то время, вероятно, и был написан портрет. Уже в Киеве года 1919-го М. Бойчук восторженно описывал С. Сегно: «...Какая у нее была шея! Только Джотто рисовал такие. Лебединая... А какая посадка этой шеи, какие глаза... Джотто, Чимабуэ...». Эти черты проступают и на портрете, и на фотографии, где изображена София Сегно.
Во избежание светского скандала брат Софии — Генрих Сегно, «пионер летничества» России и Польши — после выяснения «джентльменских отношений» с Бойчуком забрал экзальтированную барышню в Петербург. Тяжело пережив вынужденную разлуку, вскоре «вышла замуж за директора банка Липинского» и переехала в Варшаву.
Второй — «Портрет женщины» 1910 года, нарисованный темперой на картоне. Изображена на нем в фас молодая красавица с большими глазами — вероятно, София Налепинская. Вот как описывает ее в письме киевскому искусствоведу Дмитрию Горбачеву сестра Анна: «София, возможно, не была красива классической красотой, но в ней было что-то одухотворенное, ...какая-то правдивость, и целенаправленность, и привлекательность... В молодости была высокая, стройная. Вы спрашиваете о внешности. Возьмите Мадонну Чимабуэ — она похожа». Это сжатое описание совпадает с изображением на фотографии и упомянутым выше портретом. После скандального отъезда Софии Сегно Бойчук обратил внимание на «скромную, хорошую, бескорыстную» Софию Налепинскую. «Он увлек ее своими идеями, и, нечего скрывать, влюбилась она в него также», — утверждает Анна Налепинская. Влюбилась, чтобы пронести свой крест вместе с Бойчуком до страднического 1937 года.
Третий — «Портрет мужчины», нарисованный акварелью на листе бумаги в 1909—1910 году. Сравнивая с фотографией, можно идентифицировать его как изображение Тадеуша Налепинского (1885—1918) — польского поэта национально-демократического направления, брата Софии Налепинской, сыгравшего определенную роль в укреплении отношений «трех Софий» с молодыми украинскими художниками. А Михаил Бойчук выполнил обложку первого сборника молодого поэта «Крест» (Chrest), изданного в Кракове в 1910 году.
Еще одно произведение — композицию «Четыре женщины и кот», нарисованную гуашью на бумаге, — можно трактовать как юмористический гротеск: стилизованные портретные изображения учениц парижской мастерской. На первом плане — в красном платке — София Налепинская, рядом с ней — София Бодуэн де Куртене, за ними — София Сегно, слева — Хелена Шрамм. Себя же Михаил Бойчук «изобразил» в виде кота на заднем плане.
Вот такую попытку сравнительного анализа и идентификации бойчуковских портретов с конкретными историческими фигурами на фотографии парижской группы Renovation Bizantine, дополненную воспоминаниями из частной жизни молодых художников, и подаю на рассмотрение читателей «Дня» в День рождения славного художника.
Фоторепродукция картины предоставлена автором.
Выпуск газеты №:
№197, (2015)Section
В конце «Дня»