Перейти к основному содержанию

«Чтобы завтра спокойно смотреть друг другу в глаза»

Уже почти год белорус Андрей Стрижак собирает и отправляет в Украину помощь для переселенцев из зоны АТО
30 октября, 11:32
«ОДНОЙ ИЗ ПРИЧИН, КОТОРАЯ ЗАТЯНУЛА МЕНЯ В ВОЛОНТЕРСТВО, СТАЛА СМЕРТЬ БЕЛОРУСА МИХАИЛА ЖИЗНЕВСКОГО В РЕЗУЛЬТАТЕ СТОЛКНОВЕНИЙ НА МАЙДАНЕ. ОН — ГОМЕЛЬЧАНИН, КАК И Я», — РАССКАЗЫВАЕТ АНДРЕЙ СТРИЖАК / ФОТО ИЗ АРХИВА АНДРЕЯ СТРИЖАКА

«День» продолжает писать о волонтерах, чья работа часто остается незаметной для общественности, но всегда заметна для военных, переселенцев и медиков, которые эту помощь получают. Мы уже писали и о больших волонтерских группах, которые собрали сотни миллионов гривен, и об обычных гражданах, которые отдают часть средств, чтобы помочь военным и переселенцам. Писали о волонтерах, которые вывозят людей из зоны боевых действий, спасают животных. Писали о тех, кто после работы ходит плести маскировочные сетки, сушить «борщи» и вязать носки... А сегодня — публикуем три истории о волонтерах, которые собирают помощь за пределами Украины. Первая история — о белорусе Андрее Стрижаке, который уже больше года собирает и отправляет в Украину помощь для переселенцев и медиков. Вторая — об украинцах Балтимора, которые, находясь на другом конце света, переживают за Родину и активно помогают ей. А третья — об американском волонтере Эде Скибиcки, который помогает Украине материально и информационно.

За почти год волонтерства команда Андрея собрала средства на три автомобиля для медиков, которые спасают жизнь на фронте, и отправила больше трех тонн вещей переселенцам, которые остались на территории Украины. Сам Андрей — из Гомеля, занимается неформальным образованием взрослых, проводит тренинги на тему прав человека. В общественную деятельность пошел больше 15 лет назад. А стал волонтером после Революции достоинства в Украине, в которой сам активно участвовал.

«Одной из причин, которая затянула меня в волонтерство, стала смерть белоруса Михаила Жизневского на Майдане. Он гомельчанин, как и я, — рассказывает Андрей Стрижак. — Буквально на второй день после убийства мы нашли его родителей, начали собирать для них помощь. У них тогда были трудные времена — пожилые родители парня жили в арендованной квартире и на волне негатива к событиям в Украине владельцы квартиры зимой выбросили их на улицу. Поэтому за достаточно короткое время удалось собрать средства и купить для них квартиру».

После этого Андрей начал активно принимать участие в Евромайдане. С самого начала работал на горячей линии «Евромайдан-SOS», а вернуться в Беларусь и просто работать уже не мог. По словам Андрея, от того, что ты помогаешь людям, появляется хорошая зависимость — уже не можешь без этого.

После Майдана волонтер начал ездить на Донбасс. «Впервые туда поехал в конце января 2015-го со своими друзьями, — продолжает Андрей. — Они помогают непосредственно армии, а маршрут «Беларусь — АТО» — это волонтерская инициатива, созданная для помощи переселенцам и медикам, работающим в зоне АТО».

В семье деятельность Андрея воспринимают как что-то надлежащее. Правда, мужчина не всегда ладит с отцом, когда речь заходит об Украине, поскольку тот уже достаточно давно живет в Москве.

«ЭТА ВОЙНА ПРЕЖДЕ ВСЕГО В ГОЛОВАХ»

На Донбассе волонтера многое удивило: люди живут в двух реальностях — совсем рядом стреляют, а через несколько километров — обычная жизнь, где о войне говорить не принято.

«У меня нет иллюзий относительно сторон конфликта, потому что любая война — это насилие, убийства и кровь, к которым причастны обе стороны. Зависит все от мотивации, как это делается и зачем. Мы привыкли к тому, что война — это тотальное втягивание всего общества в процесс разрушения. А там есть фронт, а в 20—30 км — пиццерия, где можно спокойно и хорошо поесть. И люди, которые сидят за соседним столиком, пытаются вообще не говорить о войне», — отмечает Андрей Стрижак.

Не могла остаться для Андрея незамеченной и информационная война российских и украинских СМИ. Причем волонтер считает, что украинское телевидение не так далеко ушло от российского. «Эта война прежде всего в головах, и те конструкты, которые выдумываются пропагандистами, наносят еще больший вред, чем осколки и пули», — отмечает волонтер.

«РАТАЎНИЦА» ОТ БЕЛОРУСОВ

После поездок Андрея на Донбасс появилось волонтерское движение «Гуманитарный маршрут «Беларусь — АТО». Пока еще белорусская власть никак не среагировала на такую инициативу и не вмешивается в деятельность волонтеров. Да и прицепиться не к чему, ведь ничего незаконного волонтеры не делают: не поставляют оружие, не перевозят запрещенные медикаменты.

«Мы сейчас занимаемся двумя направлениями: помогаем Первому добровольческому госпиталю имени Пирогова. И второе направление — это сотрудничество с благотворительным фондом «Защитим Украину», который в Чернигове. Они работают с переселенцами, которые остались в Украине и на Черниговщине, а также с членами семей погибших, раненых и без вести пропавших бойцов АТО».

По словам Андрея, переселенцы, переезжающие в Беларусь, обычно имеют антиукраинские настроения, поэтому и не поддерживает их. Однако в стране хватает организаций, которые занимаются помощью беженцам из Украины в Беларуси.

Волонтеры же «Гуммаршрута» обеспечивают украинских переселенцев теплой одеждой, обувью, предметами быта, а для детей собирают игрушки. Полтора месяца назад «Гуммаршрут» помог детям переселенцев со школьными принадлежностями. В ближайшее время Андрей надеется отправить в Украину следующий груз с теплыми вещами. Для госпиталя на собранные деньги волонтеры в Киеве закупают необходимые медикаменты, которые заказывают сами медики. С весны этого года начали собирать средства на автотранспорт для полевых врачей.

«Первая машина, которую мы им загнали, — это реанимобиль, небезызвестный на Донбассе. На нем вышиванка и надпись «Ратаўница» — чтобы было видно — это от белорусов. Вторая машина — «Майя» — многофункциональный грузовой микроавтобус, перевозит много разных вещей, в том числе и мобильную полевую хирургическую группу, плюс это мобильный медпункт, в котором предоставляется помощь раненым до того, как их отвезут в тыловой госпиталь, — рассказывает волонтер. — И третью машину мы пригнали буквально 14 октября из Нидерландов. Машина хороша тем, что на ней можно быстро переправить группу усиления хирургических мощностей из больниц в зоне АТО, не используя большой транспорт. Эта машина уже в Киеве и проходит растаможивание. Назвали ее «Зорка». Как только она будет готова, ее отправят в Артемовск, а там госпиталь уже сам решит, как она будет работать».

«НЕ ВАЖНО, СКОЛЬКО ЖЕРТВУЮТ, ВАЖНО — КАК»

Сейчас волонтеры опять начали сбор средств, но уже не на автомобиль, а на то, с чем «Зорка» поедет, — на медикаменты и медицинское оборудование. Жертвуют на помощь по большей части небольшие суммы, но есть постоянные благотворители.

«Не важно, сколько жертвуют, важно — как и с какими чувствами. Это и есть проявление солидарности, сочувствия, добрососедства от белорусов к украинцам. Были, конечно, и большие пожертвования. На «Ратаўницу», например, нам не хватало 2200 долларов, и один из наших благотворителей одной суммой добавил. Причем мы абсолютно не ожидали этого. Есть еще один большой благотворитель, который помог со вторым автомобилем. Он пообещал, что когда мы насобираем половину суммы, то вторую часть он добавит. Так и получилось — полторы тысячи долларов мы собрали, остальное он нам перечислил сам», — рассказал Андрей.

«БЕЛОРУС — ЭТО СОСЕД, А НЕ УЧАСТНИК КОНФЛИКТА»

При этом волонтер отмечает, из-за помощи Украине отношения со многими знакомыми изменились, стали резче ввиду разного отношения к Украине среди белорусов.

«С некоторыми людьми отношения обнажились, стали резче. Были люди, с которыми мог раньше разговаривать, считая, что у них есть свое мнение. Однако, когда вижу, что человек, который когда-то имел задатки критического мышления, сейчас просто воспроизводит российское телевидение, желание дискутировать исчезает. Но, чтобы я боялся за свою безопасность, такого нет», — рассказывает Андрей.

Волонтер отмечает, что помощь беженцам и медикам в зоне АТО во многом вызывает понимание у обеих сторон конфликта. Таким образом активист хочет продемонстрировать, что Беларусь не является участником конфликта, а соседом, который всегда поможет.

Команда «Гуммаршрута» состоит из около десяти постоянных волонтеров. Они работают как представители в регионах, организуют сбор вещей и находят для них место хранения. Еще они помогают переправлять груз в Гомель и дальше в Украину. Часто к «Гуммаршруту» подключаются неравнодушные белорусы, которые иногда имеют свободное время и могут помочь.

«НАША ПОЗИЦИЯ ЧЕТКАЯ: НАДО ПОМОГАТЬ»

Андрей Стрижак верит, что в Украине обязательно восстановится мир и белорусы со своей стороны всячески помогут в этом.

«Несмотря на то, что наша власть часто занимает странную позицию — ни нашим ни вашим — наша позиция четкая: надо помогать. Мы нормальные соседи, и мы должны строить наши отношения так, чтобы завтра спокойно смотреть друг другу в глаза и не стесняться. Чтобы между нами не произошло таких необратимых процессов, которые уже начались между россиянами и украинцами, — рассказывает Андрей. — Украина — это полноценное государство с демократически избранной властью. Хотелось бы пожелать украинцам, чтобы на вашей земле как можно скорее возобновился мир».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать