Перейти к основному содержанию

Место, где становятся чемпионами

Как небезразличные горожане возвращают к жизни самый старый в Европе велотрек — киевский
17 ноября, 16:54
САМЫЕ АКТИВНЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ ВЕЛОДРОМА — ВЕЛОЛЮБИТЕЛИ И СПОРТСМЕНЫ СО СТАЖЕМ. ОНИ ОЦЕНИВАЮТЬ КАЧЕСТВО ПОЛОТНА И ВИРАЖИ — НА НИХ МОЖНО РАЗОГНАТЬСЯ ДО СКОРОСТИ 80 КИЛОМЕТРОВ В ЧАС, НО ПОКА НАКАТЫВАЮТ ТОЛЬКО ТРИДЦАТКУ...

С таким восторгом отчитывались в КП «Киевские парки», что завершен первый этап ремонта киевского велотрека, самого старого в  Европе, возведенном еще в 1913 году, что захотелось увидеть собственными глазами, как идет обновление. Последние лет десять здесь был практически пустырь, заросший сорняками и заваленный мусором, по большей части строительным. Потому когда в 2007 году правительство сняло с велотрека статус памятника истории (присвоен в 1998 году), по соседству начали строить высотный дом группы «Консоль». Однако дом до сих пор не сдан в эксплуатацию, рядом стоит еще одна недостроенная «свеча», а велотрек засыпали строительным мусором. Его оттуда вывезли 150 КамАЗов.

В планах застройщиков вообще была гениальная идея — засыпать старый велотрек, сделать там двухуровневый паркинг, а этаж его — новый велотрек. Не верится? И правильно. Потому что почти гектар земли в самом сердце столицы, на улице Богдана Хмельницкого, откуда до Крещатика рукой подать, слишком «лакомый» для строительного бизнеса.

КИНО — ЕСТЬ, КАТОК — БУДЕТ

Зная эту короткую предысторию, отправляемся на велотрек проверять, что же сделала киевская власть, и как потом убеждаемся, больше усилий здесь приложила громада. Виражи забетонированы, посередине небольшое заасфальтированное поле, есть беговая дорожка, которую в дальнейшем обещают покрыть специальной резиной для удобства бегунов, есть участки треугольной формы со свежей почвой — для будущей зеленой зоны. По отчету «Киевских парков», выполнен титанический кусок работы, в том числе демонтаж незаконно установленных гаражей, объединено пространство велодрома с соседним парком Гончара, отремонтирован бювет, туалет и дорожки в парке.

Но самый главный фактор, который указывает на оживление велотрека, — люди. И именно это  благодаря усилиям небезразличных киевлян, которые объединились в инициативную группу и проводят здесь кинопоказы, соревнования по велополо, хотят возобновить здесь веломастерские, спортивную секцию для детей, а зимой — залить каток. А местные жители с искренним интересом приходят на велотрек, всматриваются в информационный стенд с подробным планом, что здесь должно быть, благодарят и приводят сюда  детей.

РЕМОНТ — НЕЗАВЕРШЕННЫЙ И... НЕЛЕГАЛЬНЫЙ

Однако не все так гладко, как показалось на первый взгляд. Во-первых, ремонт. Его эксперты считают сырым и незавершенным. «Есть опасение, как бы это спортивное сооружение не повторило ошибки харьковского трека, реконструированного не специалистами. А это же сложная конструкция под наклоном, здесь должны быть выдержаны определенные технологии, должна быть зона безопасности для велосипедистов. Например, плотность бетона старого полотна — от 35 до 45 единиц, а  нового — всего девять, это как штукатурка, — рассказывает Александр Прыгунов, один из членов инициативной группы. — Относительно ремонта помещения, которое рядом с велотреком, там должна быть комната для медперсонала, веломастерские, раздевалки, тренажерные залы. Но этот дом якобы в аварийном состоянии, а по документам — это самострой, он даже не сдан в эксплуатацию».

Активисты говорят, что нет понимания с дирекцией велотрека. Когда пришли сюда на первый субботник, руководитель вызвал милицию. В следующий раз пригласили Виталия Кличко, и он пообещал помочь. «В свое время в Киеве украли гектар земли в центре города, обнесли забором, сделали автопарковку и начали незаконное строительство. Мне кажется, недопустимо, что никто за это до сих пор не наказан. Даже ремонтные работы на велотреке тоже считаются нелегальными», — добавляет  активист, член Ассоциации велосипедистов Киева Николай Вогнык.

УГРОЗА ОТ БЕТОННЫХ «МОНСТРОВ»

Во-вторых, до сих пор велотрек не принадлежит городу. Раньше его опекали киевские профсоюзы. Через суд удалось вернуть его в Фонд госимущества. Следующий этап — передать в коммунальную собственность Киева, чего до сих пор не сделано. Единственный плюс — в прошлом году удалось вернуть треку статус памятника истории.

ИЗ-ЗА СТРОЙКИ ЧАСТЬ ТРЕКА ВООБЩЕ ОКАЗАЛАСЬ РАЗРУШЕННОЙ — ВМЕСТО НЕГО ПЛАНИРОВАЛАСЬ ДОРОГА К СТРОЙПЛОЩАДКЕ...

И это еще не все преграды. Александр Прыгунов рассказал, что параллельно существует еще одна общественная организация  по спасению велотрека. По сути, единомышленники, но с другими планами: взять в свои руки руководство велодромом. Но есть опасение, что эти люди определенными ниточками связаны с «Консолем». Кроме этого риска, есть другой — попытки  легализовать недостроенную «свечу». «Глава района подписал документы, которые разрешают завершить строительство. Кроме того, в проекте «Консоля» был девятиэтажный бизнес-центр и две 60-метровые высотки. И это в исторической части города — такие бетонные монстры», — добавляет Прыгунов.

ГДЕ СТАНОВЯТСЯ ЧЕМПИОНАМИ

Невзирая на эти факторы, активисты верят, что все удастся. И имеют замечательную мотивацию — воспитывать здесь будущих чемпионов. По словам Александра Прыгунова, профессиональные велосипедисты 40% тренировок проводят именно на треках. Однако в Украине велоспорт в упадке: нет ни тренеров, ни спортсменов-асов, ни мест для тренировок. Единственным треком высококлассного образца считается львовский. А в свое время на киевском оттачивали свое мастерство 39 чемпионов мира, 20 призеров мира и чемпионы Олимпийских игр.

ИЗ УСЛЫШАННОГО: ЗДЕСЬ ТРЕНИРОВАЛСЯ ДЕДУШКА МАЛЬЧИКА... А СТАНЕТ ЛИ ВНУК ЧЕМПИОНОМ, ЗАВИСИТ ОТ АКТИВНОСТИ КИЕВЛЯН В БОРЬБЕ ЗА ТРЕК

Теперь же главная цель активистов — популяризировать велотрек среди киевлян, потому что есть такие, что вообще не знают о его существовании. А также противодействовать слухам, например, что трек вообще нужно снести, потому что он якобы нестандартных размеров. Специалисты это отрицают. «Чего точно мы не допустим, так это коммерциализации, то есть никаких МАФов, рекламы, парковки, в том числе некстати ставить здесь теннисные корты, футбольные стадионы, потому что есть люди, которые хотят оттяпать часть велотрека», — рассказывает Николай Вогнык.

Поэтому заявления «Киевских парков», похожи на оду невероятным усилиям, которые приложил город для возвращения велотрека, разбиваются вдребезги об аргументы активистов. «Я езжу на трековые соревнования во Львов, Минск и с удовольствием занимался бы этим здесь», — озвучивает пожелание Николай Вогнык. Сбудется ли?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать