Перейти к основному содержанию

Войне – шах и мат

История Владимира Хлепитько, который, вырвавшись из-под обстрелов на Донбассе, осуществил в Киеве давнюю мечту, — открыл шахматный клуб
20 ноября, 13:21
ДЕТИ ОСВАИВАЮТ АЗЫ ШАХМАТ СРАЗУ И НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ, ТАК ИМ БУДЕТ ЛЕГЧЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ В БУДУЩЕМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, ОБЪЯСНЯЕТ ВЛАДИМИР ХЛЕПИТЬКО

В столице Владимир Хлепитько — десять месяцев. Мужчина считает их достаточно точно, потому что каждый из них был как испытание. Владимир родом из Макеевки, переехал в столицу после того, как попал под обстрел в автобусе по дороге в Донецк. Получив ранение, понял, что оставаться дома нет смысла. Поиски жилья, работы, поддержки среди таких, как и сам, переселенцев, и небезразличных киевлян — теперь позади. За это время человек открыл клуб для игры в шахматы для взрослых, а в эту осень устроился учителем в «Креативную международную детскую школу» (частное заведение с альтернативными подходами к учебе) и здесь учит детей азам шахматного искусства.

«ШАХМАТЫ — ИГРА НАСТОЯЩИХ ДЖЕНТЛЬМЕНОВ»

Историю Владимира Хлепитько «День» вспоминал летом этого года, когда нужна была поддержка меценатов для старта его шахматного клуба. Сейчас Владимир может быть примером, как с чистого листа добиться успеха и оставаться при этом оптимистом. Поскольку он сейчас больше времени проводит в детском клубе, общаемся с Владимиром тут до начала занятий. О жизни до переезда вспоминает неохотно. Семья до сих пор осталась там, ехать в Макеевку не видит смысла. Считает, что будучи активным здесь, в Киеве, изменяя страну на свободной территории, можно помочь Донбассу больше, чем просто поездками к родственникам. А вот о нынешнем — рассказывает с улыбкой и огоньками в глазах.

«Раньше работал в школе, в течение семи лет вел шахматный кружок, это было скорее для себя, для души. И всегда думал, как бы так сделать, чтобы школа была приспособлена к шахматам, а детям было максимально интересно. Потому что делать очередной кружок, как в ДЮСШ, не хотелось. А попал в эту школу благодаря ребенку, которого тренировал, родители посоветовали это заведение. Поэтому все сложилось», — рассказывает шахматист о появлении детского клуба.

ИЗРЕДКА УЧИТЕЛЬ ИГРАЕТ С УЧЕНИКАМИ. В ОСНОВНОМ ДЕТИ ИГРАЮТ САМИ, А ПРЕПОДАВАТЕЛЬ — ПОДСКАЗЫВАЕТ ИЛИ ПОМОГАЕТ, ЕСЛИ НАДО

 

Работает он всего два месяца, и, вероятно, есть что-то у Владимира такое, что привлекает внимание малышей, потому что на уроки ходит немало детей, даже имен всех еще не успел запомнить. «Я наблюдаю и не навязываю им шахматы, как спорт. Дети изучают игру, интересно следить, как от простых ходов переходят к более сложным, как огорчаются, радуются. Моя задача, — чтобы они тренировались, умнели и хорошо учились. Я не могу обещать им победы в спорте, но все преимущества, которые дают шахматы, я гарантирую: логика, тактика, работа со временем, внимательность, толерантность. Я говорю, что шахматы — это игра настоящих джентльменов, детям прививаю именно эту норму. Потому что сам много чему научился именно благодаря игре в шахматы. Не думаю, что это мне дала обычная школа», — рассказывает Владимир.

АВТОГРАФ КАСПАРОВА КАК СТИМУЛ

Перед занятием учитель быстро расставил на столах шахматные доски с фигурами. Вот-вот должны прийти самые маленькие ученики — так называемый нулевой класс, где учатся детки пяти лет. Мы заметили, что на нескольких шахматных досках выгравирован автограф Гарри Каспарова. Оказывается, их подарил школе бизнесмен, который приглашал знаменитого гроссмейстера в Украину. Шахматист признается, что и самому было бы интересно пообщаться со знаменитостью.

Слыша шум в коридоре, мы догадываемся, что урок уже почти на старте. Однако какой-то команды или указания наподобие «сели и начали играть» — нет. Дети сами выбирают, за какой стол садиться, кого партнером или соперником брать. И шахматные баталии начинаются без учителя. Он лишь наблюдает за игрой, вмешивается, когда зовут на помощь. Владимир объясняет, что лучше всего, когда дети играют самостоятельно, когда бьются о заклад, спорят и сами думают.

НА ЗАНЯТИИ — МАКСИМАЛЬНАЯ СВОБОДА И ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ЛЮБЫХ ЭМОЦИЙ

 

И слово «думать» неоднократно слышали от детворы. Подходим к столику с двумя мальчишками. Один из них восторженно рассказывает, что ему нравится ходить на занятия по шахматам, сейчас его цель — выиграть у друга, а главный постулат игры — думать. При этом дети забавлялись фигурами, которые уже выбыли, меняли место игры, считали, сколько же баллов уже заработали, рассказывали, что кто-то пришел на занятия впервые. Так работает тактика Владимира — никакого принуждения, лишь подсказка и помощь.

«ДЕТИ ДОБАВЛЯЮТ ОБОРОТЫ»

Кстати, мужчина сам играет в шахматы с пятилетнего возраста. «Родители оставляли часто с соседом, потому что много работали, с ним играли именно в шахматы. Вероятно, первые игрушки были тоже шахматы. И так по жизни это остается со мной, куда бы я ни приехал. Серьезно играл в школе, а затем это было хобби. В настоящий момент это хобби и работа заодно, — добавляет шахматист. — А дети — наилучшие психологи, они не заставляют тебя остановиться, разочароваться и поубавить обороты. Ты или любишь это дело, или нет».

Останавливаться на этом Владимир не планирует. В какой сфере еще себя реализовать — пока вопрос открытый, возможно, пойдет на учебу в один из киевских вузов, говорит, их здесь много, выбор широкий. Еще из приятного — вскоре у Владимира свадьба с девушкой, с которой вместе пережили ужасный обстрел под Волновахой. А также шахматист верит, что когда-то их дороги с Гарри Каспаровым таки пересекутся. А почему бы и нет!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать