Перейти к основному содержанию

Как на Западе понимают украинский Голодомор-2

Роберт Девіс і Стівен Віткрофт проти Роберта Конквеста
26 ноября, 17:19

Вот, например, протокол политбюро ЦК ВКП (б) от 8 февраля 1933 года, который хранился в «особой папке» (разновидность совершенно секретной документации, правилами которой предусматривались обязательное возвращение документа в высшую инстанцию и запрещение упоминать его в письменном виде). Политбюро ЦК предписывало выделить на продовольственные потребности Северного Кавказа 300 тыс. пудов ржи, а Днепропетровской и Одесской областям — по 200 тыс. пудов. Текст заверялся красной печатью политбюро ЦК ВКП (б) и подписью, тоже красными чернилами, секретаря ЦК И. Сталина. В предисловии к этой книге (518 листов цветных ксерокопий) руководитель Федерального архивного агентства В. Козлов писал: «Российским историкам и архивистам скрывать нечего. Все документы открыты, и мы предлагаем перед тем, как уважаемые международные или национальные государственные структуры захотят высказаться с политическими оценками о «голоде-геноциде» в Украине, не спешить с ними. (Голод в СССР. Famine in the HSSR. 1930—1934. — Москва, 2009. — С. 7). Здесь, как говорят, ни убавить, ни прибавить. О каком геноциде могла идти речь?

2

Когда археолог наталкивается на слой земли с разбитой античной скульптурой, он осторожно подбирает обломки, помечая расположение каждого по глубине, длине и ширине залегания, а затем годами воспроизводит ее первичный вид, присоединяя обломки друг к другу. Я оказался в положении такого археолога 25 лет назад, когда начал исследовать украинский голод 1932—1933 гг. Каждый фрагмент тщательно скрытых и искусно замаскированных преступных действий главы Кремля, которые были связаны с общесоюзным голодом и украинским Голодомором, нашел соответствующее ему место в тексте полдесятка монографий с реконструкцией подобных действий. К сожалению, за рубежом моя реконструкция знакома только выходцам из Украины. В Канадском институте украиноведческих студий готовится книга об украинском Голодоморе на английском языке, но она еще не напечатана.

С чьими аргументами я мог бы солидаризироваться в дискуссии между Р. Дэвисом и С. Уиткрофтом, с одной стороны, и Р. Конквестом, с другой? Искренне признаюсь: соглашаюсь со всеми. Не соглашаюсь только с утверждением Р. Конквеста о том, что Сталин видел надвигающийся голод, но ничего не сделал для его устранения, поскольку поставил интересы Советского государства выше необходимости накормить голодающих. Действительность оказалась намного ужаснее. Украинский Голодомор имел иную природу. Миллионы людей погибли мученической смертью только из-за того, чтобы Сталин сохранил за собой кресло генерального секретаря ЦК ВКП (б), которое во время экономического кризиса под ним закачалось.

Готовность соглашаться с обоими участниками дискуссии вызвана тем, что надо отделять общесоюзный голод 1932—1933 гг., который в 1932 году имел место и в Украине, от Голодомора 1933 года в Украине. Общесоюзный голод был вызван конфликтом между государством и крестьянами по поводу хлебозаготовок. Он был неожиданным для Сталина и, разумеется, нежелательным. Подобно В. Ленину в марте 1921 года, он сделал выводы и кардинально изменил правила игры между крестьянами и государством. Вместе с тем Голодомор ни в коей мере не связывался с хлебозаготовками. Он был следствием карательной операции, которую Р. Конквест справедливо назвал террором голодом. Датировать Голодомор двумя годами можно только потому, что карательная операция была испытана в ноябре-декабре 1932 г. на селах, поставленных на «черную доску».

У нас до сих пор многие отождествляют коммунизм с таким обществом, где материальные и культурные блага распределяются между людьми по потребностям. Легенда о таком «светлом будущем» была необходима. А в действительности достаточно заглянуть в «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, чтобы понять, что такое коммунизм. Они писали: «Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности» (Том 4, стр. 422).


«1933». РАБОТА ФЕДОРА ГЛУЩУКА, КИЕВ. 1990 г.

Строя коммунизм в 1928—1932 гг., И. Сталин тоже уперся в экономический кризис, наиболее тяжелым последствием которого стал голод 1932—1933 гг. Почему реализация коммунистической доктрины заканчивалась экономическим коллапсом, самым первым признаком которого становился голод? «Научный коммунизм» Маркса был таким же утопическим, как все подобные учения. Вслед за ликвидацией частной собственности требовалось избавиться от товарно-денежных отношений и рынка, то есть перейти с товарооборота на продуктообмен. Сталину надо было лишить крестьян частной собственности на средства производства, которые обеспечивали их экономическую независимость от государства и одновременно ставили государство в экономическую зависимость от сельских товаропроизводителей.

Несмотря на террор, одним из проявлений которого была «ликвидация кулачества как класса», государству удалось провести сплошную коллективизацию только в артельной форме, то есть оставить крестьянам приусадебное хозяйство. Конфискация почти всей продукции, производившейся в коллективном хозяйстве, привела к отказу крестьян работать в колхозе и гибели большей части урожая 1932 года. Вследствие этого голод вспыхнул и в городе, и на селе. В городе — из-за того, что у государства не хватило ресурсов для централизованного распределения хлеба по карточкам, а в селе — из-за того, что заготовители забрали весь имеющийся хлеб в счет долга по хлебозаготовкам.

В январе 1933 года Сталин внедрил вместо безразмерной продразверстки 1930—1932 гг. обязательные поставки зерна государству колхозами и единоличными хозяйствами, то есть перевел отношения между государством и крестьянами на налоговую основу. Это означало, что после уплаты налога в натуральной форме крестьяне получали возможность свободно распоряжаться произведенной продукцией, включая ее продажу на рынке. Это означало также, что за ними признавалось право частной собственности (разумеется, под другим термином) на выработанную продукцию. Это означало, наконец, кардинальную коррекцию доктрины коммунизма Маркса. К. Маркс, как известно, разделял коммунизм на две фазы по признаку распределения материальных благ: социализм с распределением по труду и собственно коммунизм с распределением по потребностям. Но он не разделял коммунизм на две фазы по признаку производства материальных благ. Построение социализма означало для него реализацию всей триады, то есть ликвидацию частной собственности, товарно-денежных отношений и рынка. После отмены продразверстки и перехода к обязательным поставкам сельскохозяйственной продукции государству Сталин незаметно передвинул требование ликвидации товарно-денежных отношений и рынка на вторую фазу коммунизма, с распределением материальных благ по потребностям.

Перед тем, как называть факты, надо осознать, как Сталин воспринимался обществом в начале 30-х гг. Это не был тот Сталин, который изнасиловал общество Большим голодом и Большим террором, а во второй половине 1940 гг. стал во главе сверхгосударства. Это была фигура, равновеликая другим руководителям страны. Осенью 1932 года ему бросила вызов группа деятелей российского правительства, которая начала рассматривать генеральную линию ЦК ВКП (б) в ее сталинском исполнении как угрозу для партии. Отвечая на вызов, Сталин заявил 27 ноября 1932 года на объединенном заседании политбюро ЦК и Президиума Центральной контрольной комиссии ВКП (б), что в экономическом кризисе виноваты антисоветские элементы в колхозах и совхозах, по которым надо нанести «сокрушительный удар». Суть этого «удара» генсек не раскрыл, но она воспроизводится последующими событиями. Речь шла о чекистской операции в составе трех акций: а) конфискация всего продовольствия длительного хранения, накопленного в крестьянских усадьбах к следующему урожаю; б) блокирование ограбленных крестьян в их селах; в) информационная блокада. Никаких письменных распоряжений о конфискации всего продовольствия, даже прописанных в «особых папках», не существовало.

Чекистская операция в масштабах всей Украины началась с телеграммы Сталина руководителям республики, посланной 1 января 1933 года. Через них вождь обращался к украинскому крестьянству с требованием сдать государству «разворованный и спрятанный хлеб», хотя знал, что у села нет хлеба в таких количествах, чтобы удовлетворить государство. Тем, кто хлеб не сдаст, генсек угрожал суровым наказанием. Но телеграмма была не столько угрозой, сколько сигналом к массовым обыскам. Установить тех, кто не выполнил требование о сдаче хлеба, можно было только обысками. Замаскированная под привычные зимние хлебозаготовки чекистская акция имела три фазы: организационную (с 1 по 5 января), активную (с 6 января по 7 февраля) и обезболивающую (с 8 февраля).

Почему Сталин не ограничился переходом к обязательным поставкам, которые выводили из тупика отношения с крестьянством, и нанес свой «сокрушительный удар»? Украина и Кубань, которая хотела воссоединиться с Украиной, были опасны для него. Благодаря информационной сети органов государственной безопасности он знал, что в Украине вызревает социальный взрыв, равный по масштабам, как весной 1930 года. Такую угрозу устраняло только создание ситуации абсолютного голодания.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать