История на кончике кисти
В Киеве проходит VІІ Всеукраинская биеннале исторического жанра «Україна від Трипілля до сьогодення в образах сучасних художників»![](/sites/default/files/main/articles/25012016/7vistav2.jpg)
Традиционное место встречи — Центральный дом художника, традиционно курирует проект художник Александр Мельник. В этот раз биеннале посвящена, как сформулировали организаторы, «Революции Достоинства и Отечественной войне 2014—2016... годов». Однако в экспозиции есть картины и скульптуры на сюжеты из разных эпох украинской истории: жизнь скифов, герои Киевской Руси, казачество, «лихорадочное» начало ХХ века, Голодомор, Вторая мировая война. Впервые в рамках проекта представили плакаты — все они перекликаются с украинским сегодняшним днем, хотя некоторые сделаны свыше 20 лет тому назад.
«Я ОПЛАКАЛА РЕБЯТ, КОТОРЫХ НАРИСОВАЛА...»
На биеннале представлено около 300 работ. Авторы — со всех регионов Украины: Киевской, Львовской, Харьковской, Одесской, Днепропетровской, Донецкой областей и других. Это и признанные мастера, как Галина Севрук, Владимир Прядка, Феодосий Гуменюк, и молодые художники, студенты украинских академий искусств.
ЕКАТЕРИНА ТКАЧЕНКО. «ПРОТИВОСТОЯНИЕ» / ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
В центре экспозиции — работы о Майдане и событиях на востоке Украины художников, которые стали свидетелями и участниками тех событий. Художница Марина Соченко в свое время создавала живописный дневник Майдана. На выставке есть ее портреты героев Небесной Сотни Михаила Жизневского и Сергея Нигояна, бойцов батальона «Донбасс», погибших под Иловайском. «Я оплакала этих ребят, как детей, — говорит о картине с бойцами «Донбасса» Марина Соченко. — Сколько писала иловайцев, а это полгода длилось, столько и плакала. Но после почувствовала, будто сделала то, что нужно было сделать. Мы даже имен всех этих ребят не знаем — только позывные. Выяснить имена — задача историков. А мы должны знать этих героев в лицо. Нужно чтить память каждого. Если бы не они, мы тоже могли лечь. Не должно быть безымянных могил. Историческое беспамятство привело нас к трагедиям».
БАГРЯНЫЕ ЦВЕТЫ СВОБОДЫ
«Спломенілий цвіт» — картина Александра Мельника, герои которой — легендарные «киборги», защитники Донецкого аэропорта. Багряные фигуры бойцов похожи на изображения из византийских икон. «Меня поразила документальная съемка и фотографии изувеченных обгоревших тел. Не мог нарисовать это так, как в реальной жизни, и передал тему образно: ребята пылают, в их руках — цветы, над ними — женские фигуры, которые будто поднимают их души в небо. Женщин на картине сравнивают с ангелами, но когда их рисовал, думал о девушках, которые остались одни, потому что их близкие погибли на войне», — рассказывает о картине «Спломенілий цвіт» Александр Мельник.
ВИКТОР ОЛЕКСЕНКО «НАРОДНЫЙ МСТИТЕЛЬ»
Две других работы художника, показанные на биеннале, связаны с более давнишними событиями украинской истории, но перекликаются внешне и по содержанию с произведением о «киборгах». Это портреты Василия Макуха и Олексы Горняка, украинцев, которые в 1968-м и 1978 году, соответственно, совершили самосожжение в знак протеста против политики советской власти. Во-первых, с «Спломенілим цвітом» картины объединяет багряный цвет, которым нарисованы люди. Во-вторых, и «киборги», и украинцы, которые сожгли себя, олицетворяют борьбу за свободу страны. Но, по словам самого Мельника, в советские времена человек был бессилен и протестовал, совершая самосожжение, а сейчас люди взяли в руки оружие, чтобы защищаться от российской агрессии.
ПОМОЩЬ ВЛАСТИ — СИМВОЛИЧЕСКАЯ
Биеннале исторического жанра существует много лет благодаря энтузиазму Александра Мельника. «В 2008 году, когда президентом Украины был Виктор Ющенко, Министерство культуры выделило деньги, чтобы повезти проект в Донецк, Львов, Закарпатье. Выделили средства на каталог, закупили некоторые работы. То был всплеск! А с приходом Януковича все это оборвалось — это был наихудший период, никто не мог нас поддержать. В настоящее время все продолжается на инициативе и энтузиазме художников. Со стороны государства — только моральная поддержка. Объясняют, что сегодня все ресурсы нужно бросать на войну», — делится Александр Мельник.
Куратора проекта иногда упрекают, что историческая картина — вчерашний день. «Но мир имел тот день, а Украина — нет, — разводит руками Александр Мельник. — Мы были без государства, и у нас, по сути, не было исторической живописи. На пальцах одной руки можно пересчитать большие полотна в этом жанре: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Ильи Репина, «Бой Максима Кривоноса с Иеремией Вишневецким» Николая Самокиша, «Въезд Богдана Хмельницкого в Киев в 1649 году» Николая Ивасюка, «Похороны кошевого» Александра Мурашко. Кажется, все. Разве что, еще в диаспоре есть большие работы. Мы не могли передавать свою историю. Поэтому я и начал делать биеннале — в сущности, чтобы создать украинскую историческую картину».
БИЕННАЛЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ЖАНРА — МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ. В ЭТОТ РАЗ СОБРАЛИ ОКОЛО 300 РАБОТ ПОЧТИ 150 АВТОРОВ, ТЕМЫ — ОТ ЖИЗНИ СКИФОВ ДО НЫНЕШНЕЙ ВОЙНЫ НА ВОСТОКЕ УКРАИНЫ. ПРИ ЭТОМ, ПРОЕКТ ДЕРЖИТСЯ НА ЭНТУЗИАЗМЕ ХУДОЖНИКА АЛЕКСАНДРА МЕЛЬНИКА
Учить историю по картинам увлекательно. Конечно, художники на свой манер интерпретируют разные сюжеты, но благодаря их работам можно, как минимум, открыть для себя знаковые, но подзабытые фигуры, вспомнить определенные «реперные точки» с истории. Поэтому, оцените панораму бытия страны, представленную на VІІ Всеукраинской биеннале исторического жанра «Україна від Трипілля до сьогодення в образах сучасних художників».
Выставка будет проходить в Центральном доме художника до 7 февраля.
Выпуск газеты №:
№11, (2016)Section
Культура