Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Почему им удалось. Пример Польши

Ирина ВЕРЕЩУК: «Те, кто взялся за реформы, не искали легких денег, они поставили интеллект и результаты выше самообогащения»
26 февраля, 13:00
ФОТО REUTERS

В Украине часто кивают на быстрые и комплексные реформы в Польше, которая по уровню ВВП является девятой среди стран Европы, люстрацию кадров, беспощадную борьбу с коррупцией, решительную декоммунизацию исторической памяти и тому подобное. Но все ли однозначно в отношении поляков к сегодняшнему политикуму, как функционирует демократия и какие реформы могли бы быть полезными для Украины. Об этом «Дню» рассказала Ирина ВЕРЕЩУК — городской голова Равы-Русской с ноября 2010 до февраля 2015 года, в настоящий момент — стипендиат программы польско-американского Фонда Свободы имени Лейна Киркленда и председатель Международного фонда Dobroteamfund.

В ноябре 2013 года, будучи городским головой, она повела свой город в Европу — в знак протеста против правительства Януковича, которое отказалось интегрировать страну в ЕС, официально заявила на городском вече и направила в Европарламент просьбу заключить Соглашение об ассоциации между ЕС и территориальным обществом города Рава-Русская. Отметим, этот шаг был сделан в рамках международного права — право обществ на подобные действия прописано в Европейской Хартии местного самоуправления. Сейчас Ирина Верещук является слушателем Национальной школы государственного управления в Польше, знакомится с работой министерских ведомств, институтов власти, неправительственных организаций и достижениями польских реформаторов.

«У НАС ПРОЦВЕТАЕТ ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ НЕДОВЕРИЕ К ВЛАСТИ»

— В чем главные отличия польского и украинского политического процесса?

— Мы отличаемся по ряду принципиальных позиций, которые прежде всего принадлежат к сфере развитой политической и правовой культуры. Например, у нас процветает патологическое недоверие к власти, хотя это — самое важное, фундамент демократии. У Польши нет такой отстраненности и злобы на свой политикум, возможно, из-за большей развитости институтов контроля и давления, из-за чего над властью висит постоянный «дамоклов меч» условного вотума недоверия от общества.

Второе — реформаторский процесс стал возможным благодаря доброй воле политического руководства, которое понимало, что общественное добро является важнее личного. Профессура и эксперты, которые взялись за воплощение «шоковой терапии», не искали легких денег, поставили интеллект и результаты выше самообогащения. Считаю, что в Украине политическая коррупция процветает от комплекса второсортности, непонимания, что к власти должны приходить с большой целью, а не с узколобым интересом. Это было заложено клановой олигархией, которая сформировалась в 90-х годах, а сильным фигурам, глыбам государственнического масштаба не дали существенно повлиять на процесс.

В Польше сильный механизм наказания виновных, нет «карманного законодательства». Политические скандалы широко освещают в прессе, суд не является предвзятым. Нет такого, когда, условно говоря, твои одноклассники занимают государственные должности, и ты их используешь в своих целях.

«ТОЧКИ РОСТА —  МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»

В настоящий момент в Польше на слуху нашумевшие нововведения «Права и справедливости», в частности изменения к законодательству относительно СМИ и процесс вокруг Конституционного суда. На самом ли деле опасения поляков и европейцев являются обоснованными, и есть тенденция к избыточной концентрации власти?

— Начну с того, что триумф «Права и справедливости» — интересный прецедент для Польши. Впервые за всю историю независимости власть оказалась исключительно в руках одной политической силы. Всегда был баланс и определенное равновесие. Теперь не будет места оправданиям «этот министр назначен по квоте не нашей партии», в руках «ПиС» — все рычаги власти, а дело общества — контролировать процесс. К слову, в Польше общественные институты, неправительственные организации, НГО очень развиты.

Нынешнее правительство реализовывает реформы, которые обещало. Так, это вызывает много критики в лагере оппозиционеров, хотя она не совсем оправдана. А последнее, в свою очередь, будоражит международную критику — тоже не всегда содержательную. Один из противоречивых вопросов — это изменения к закону о СМИ, согласно которым правительство обретает больше контроля над государственными медиа. Но правительства контролировали государственные информресурсы и раньше: те никогда не были свободными от политического влияния. Однако внешне кажется, будто здесь ограничивают свободу слова. Это не так. Частные медиа никто не трогает, а их в Польше большинство. Если новый закон, который утвердит правительство (теперь одобрены только поправки), коснется и частных СМИ, тогда нужно будет беспокоиться.

Конечно, правительство «Права и справедливости» нельзя назвать евроскептично настроенными, но в настоящий момент они акцентируют внимание на национальном суверенитете, коммуникации с другими странами региона, претендуют на лидерство в Центральной и Восточной Европе.

По подсчетам The Economist, Польша по темпам развития может претендовать на звание экономического лидера Европы. Чем предопределено такое стремительное развитие хозяйства страны?

— Точки роста — малое и среднее предпринимательство, большое внимание уделяется аграрному сектору. Благодаря этому сформировался крепкий средний класс. Также они открыли свою экономику для больших инвестиций, им поверили инвесторы. Например, Германия и США размещают у них свои предприятия. Для них действуют правила свободных экономических зон, то есть нулевая ставка налога для первых двух годов. Бальцерович либерализовал экономику, отпустил все в свободное плавание, оставив только монополию на основные отрасли экономики. Такая модель показала значительную эффективность, они единственные в 2008 году вышли из кризиса с приростом ВВП. Злотый является твердой валютой, что обусловлено грамотной политикой польского Национального банка, ответственность которого за инфляцию и девальвацию строго прописана в Конституции. Интересно, что в Основном законе Польши также прописано, если сумма долговых займов достигает 2/3 валового внутреннего продукта — больше одалживать и заключать дополнительные обязательства нельзя.

«ПОЛЯКИ ГОЛОСУЮТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО УМОМ И ПРАГМАТИЗМОМ, МЫ ЖЕ, ИЗ-ЗА СВОЕЙ КОРОТКОЙ ПАМЯТИ, — ЭМОЦИЯМИ»

В Украине слово «реформы» уже имеет саркастическую коннотацию, много сказано об их необходимости и неотложности, но системные проблемы не устраняются. Какие преобразования в Польше вы бы хотели выделить?

— Реформа децентрализации — последовательная и глубокая.  Начали с гминной реформы, то есть на самом низком уровне полномочий были переданы по принципу субсидиарности, который является основным принципом в Европе, кроме народовластия и демократизации. Если я в своем городе могу обеспечить школу, то я это делаю, и никто мне не рассказывает, как, кто и что должен делать. Они четко вывели финансовую систему местного самоуправления из-под юрисдикции государства. Государство общается с местным самоуправлением только в виде делегированных полномочий, на которые предусматривает средства исключительно за счет лишения части полномочий и соответственно средств министерств. Важно, что больше государство ни на что не влияет — на городского главу, любой гмины или другой административно-территориальной единицы не имеет влияния ни воевода, ни староста.

Еще 20 лет тому назад для них это было диковиной, сегодня — абсолютно нормально, хотя воевода может проверить акты, которые выдают органы местного самоуправления, и их отменить. В настоящий момент в Украине ведется дискуссия относительно того, может ли будущий префект иметь такое право. В Польше так, и эксперты говорят, что это не узурпация власти, ведь любое решение воеводы гмина может обжаловать в суде, который там не зависит от других ветвей власти и, как правило, становится на сторону гмины, потому что это их решение. Поэтому гарантированное правосудие — фундамент функционирования и местного самоуправления также.

Хотя дискуссии продолжаются. Сейчас в Польше рассматривают концепцию отхода от органов местного самоуправления и перехода к финансированию напрямую, как они это называют, «позажандовным», то есть неправительственными организациям. Это даст возможность привлекать к активности больше людей в регионах и сделать невозможным злоупотребление средствами на уровне города.

Значительной проблемой остается медицина. Есть риск потери 700 миллионов евро целевого кредита от Европейского Союза, если концептуально она не будет согласована. Нерешенным вопросом остается угольный бассейн Шленска, где постоянно восстают шахтеры. Влиятельные в Польше профсоюзы их поддерживают, продолжают идти огромные дотации из бюджета, но все это проедается.

В целом реформы в Польше были системными, но не долгими. Год-два, и они начали работать. Потому что, как они говорят, это является оправданным и научно доказано, что каждая реформа имеет так называемое «окно возможностей», граничный предел в два года. Очень жаль, что у нас так затягивают с реформами. Исключение — реформа полиции, которая осуществлялась в Польше пять лет.

В образовании значительное достижение — во внедрении двух приоритетных направлений в школах. Первое — государственная программа успешного изучения английского языка, что дает свои результаты — молодые люди свободно владеют им. Во-вторых, компьютерные технологии. Государство заботится о человеческом потенциале и инвестирует в интеллект.

Поразило также отношение к политике. Они голосуют исключительно умом и прагматизмом, мы же, из-за своей короткой памяти, — эмоциями.

«УКРАИНЕ КРАЙНЕ ВАЖНО ОСМЫСЛИВАТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ СОБЫТИЯ 90-Х»

— По вашему мнению, почему Украина «топчется на месте»? Какие исторические и политические причины этих разрушительных процессов?

— Сегодня крайне важно осмысливать и анализировать события 90-х, чтобы дать ответы на вопросы: как так случилось, что мы имеем сегодня оккупированный Крым, имеем разоренную Донецкую и Луганскую область, где погибают ежедневно люди, миллионы стали переселенцами. На мой взгляд, это случилось потому, что все эти годы мы имитировали изменение системы власти, жили по постсоветской инерции, пытаясь не слышать и не видеть как псевдополитики грабят, уничтожают, лишают будущего наше государство. Мы медленно теряли способность к диалогу между собой, теряли доверие к тем, кого избирали, отдавая власть в руки людям, которые политически, морально, духовно не были готовы брать на себя ответственность за принятые решения. Мы выбираем, а на второй день ненавидим. Нужно развить в себе чувства ответственности и контроля. Мы и являемся государством. Нам нужна качественно новая логика политического процесса, общенациональный диалог, на основе которого начнет создаваться новая политическая система. Без этого никакие реформы действенными не будут.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать