О неожиданностях и парадоксах словацких выборов
Эксперт: «Никто не выиграл, за исключением радикальной экстремистской партии «Народная партия — Наша Словакия» (ĽSNS)
Парламентские выборы в Словакии, которые состоялись в субботу, принесли много неожиданностей. Прежде всего, правящая партия премьер-министра Словакии Роберта Фицо, левоцентристская национально-консервативная партия которого Smer — SD (направление — социальная демократия) потеряла большинство в парламенте. Она получила в новом парламенте только 49 мест из 150, и ей нужны будут коалиционные партнеры, чтобы создать правительство. В прошлом она имела 83 места и создала однопартийное правительство.
Другой неожиданностью стало то, что впервые в парламент попали восемь партий, что по словам. Второе и третье места занимают правоцентристская либеральная партия «Свобода и солидарность» (SaS) — 21 место, и коалиция двух тоже правоцентристских консервативных партий OĽaNO — Nova («Обычные люди» и независимые личности — НОВА») — 19 мест.
Лидер партии SaS Ричард Сулик
В парламент после четырехлетнего перерыва вернулась Словацкая национальная партия (SNS), которая будет иметь 15 мест. Кроме возвращения этой политической силы неожиданностью стало прохождение в Национальный совет — однопалатный парламент Словакии — ультраправой националистической силы, «Народная партия — Наша Словакия» (ĽSNS), которую западные издания назвали фашистской партией.
Кроме того, в парламенте будут представлены партия «Мы — семья» (Sme Rodina) и центристская партия венгерского меньшинства, крупнейшей в Словакии, Most — Híd («Мост» на словацком и венгерском языках).
Еще одной неожиданностью было то, что новая партия Sieť («Сеть»), которой перед выборами прогнозировали второе место, оказалась внизу проходной части партийных списков, набрав чуть больше необходимых для попадания в парламент 5 % голосов.
51-летний Фицо, который руководил Словакией с 2006-го по 2010-й год и снова возглавил страну в 2012 году, сегодня начал консультации по формированию коалиции. Он признался, что результаты выборов, в ходе которых в парламент попало восемь партий, очень сложные, и создание кабинета займет некоторое время.
Фицо твердо выступает против политики принудительных квот на распределение мигрантов по странам Европейского союза, которую насаждает Брюссель. Он, в частности, обещал, что «не пустит в Словакию ни одного мусульманина». Словакия должна принять 2600 беженцев, а приняла только 260. Фицо известен своими популистскими шагами, например введением бесплатного проезда в поездах для студентов и пенсионеров.
«ОЧЕНЬ МНОГО ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛИ ОТДАЛИ ПАРТИЯМ, ПРОТЕСТУЮЩИМ ПРОТИВ ВСЕГО»
Александр ДУЛЕБА, Директор исследовательского центра Ассоциации внешней политики Словакии, Братислава:
Это очень нелегкие выборы для Словакии, которые показывают очень много изменений. Во-первых, парадокс этих выборов заключается в том, что никто не выиграл, за исключением радикальной экстремистской партии «Народная партия — Наша Словакия» (ĽSNS), которую возглавляет Котлеба, а также «Мы — семья» (Sme Rodin) во главе с Борисом Колларом. Это две новые партии, которые впервые прошли в парламент. У экстремистов — 8%, а у Коллара — 6%.
Очень много голосов избиратели отдали партиям, протестующим против всего. И это основной вывод выборов.
Для правящей социал-демократической партии Smer — SD премьера Роберта Фицо нынешний результат в 28% является поражением по сравнению с 43%, которые они имели четыре года назад, что дало им возможность тогда сформировать однопартийное правительство.
Лидер партии Smer Роберт Фицо
«НИКОГДА В СЛОВАЦКОЙ ПОЛИТИКЕ В ПАРЛАМЕНТЕ НЕ БЫЛО ВОСЕМЬ ПАРТИЙ»
Новым на этих выборах было то, что никогда в словацкой политике в парламенте не было восемь партий. И особенностью является то, что среди них шесть — это правые партии. Это демонстрирует довольно большую фрагментацию правого спектра политики. У избирателей, которые хотели проголосовать за правые партии, была непростая задача, поскольку они не знали, кого выбирать. Нет лидера, нет сильной правой партии, которая могла бы консолидировать этот правый спектр словацкой политики. После распада партии Милоша Дзуринды СДКУ, который очень много сделал с точки зрения реформ после премьерства Мечиара, но на этих выборах не прошла в парламент, правый избиратель не знает, кого выбирать. И тут сработала такая сложная логика: правый избиратель в последние минуты буквально решал, за кого голосовать. И поэтому получилось так, что на втором месте с 12% оказалась партия «Свобода и солидарность» (SaS) — либеральная правая партия. Если посмотреть на предвыборные прогнозы, то ей давали 5-6%. И как раз правые избиратели дали голоса этой партии не потому, что они полностью разделяю программу этой партии, поддерживают лидеров, которые ее возглавляют, а чтобы удержать ее в парламенте.
«ЕСЛИ У НАС НЕ БУДЕТ НОВОЙ ВЕРСИИ ПРАВОЙ ПАРТИИ, КОТОРАЯ КОНСОЛИДИРУЕТ ЭТОТ СПЕКТР, ТО ЕСТЬ ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ РИСК ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ В СЛОВАКИИ»
А вот другой проект — партия Sieť («Сеть») Радослава Прохазки, в котором было задействовано много молодежи, не оправдал ожиданий. Очень многие избиратели надеялись, что эта партия сможет консолидировать правую часть словацкой политики. Однако этого не произошло из-за персональных ошибок самого лидера Прохазки. В конечном итоге эта партия получила 5,6% голосов, а согласно предвыборным прогнозам у них было порядка 13%, а то доходило и до 18%.
Все это характеризует нестабильность избирателя правых политических сил, который не имел реального выбора и поэтому принимал решение в последний момент, за какую именно из этих шести партий голосовать. И это большая проблема словацкой политики. Если у нас не будет новой версии правой партии, которая консолидирует этот спектр, то существует очень большой риск политической нестабильности в Словакии.
Ведь при таком результате выборов очень сложно будет сформировать правительство. Smer — SD со своими 49 мандатами уже не может сформировать однопартийное правительство. Также не может это сделать и Словацкая национальная партия, которая является уже совсем другой политической силой по сравнению с 1990-ми годами, когда она была экстремистской. В этой партии произошла реформа, и она дистанцировалась от партии Кутлебы.
«У ФИЦО ЕДИНСТВЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ — ДОГОВАРИВАТЬСЯ СО СЛОВАЦКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАРТИЕЙ SAS»
Сейчас у Фицо единственный сценарий — договариваться со Словацкой национальной партией SNS, которая является новой и лидер которой очистил ее от экстремизма. Это консервативная правая партия, которая ориентирована на традиционные ценности, христианские корни словацкой культуры. Как ни парадоксально, это будет первая партия, с которой Фицо должен договариваться. Если ему это удастся, то потом ему необходимо договориться как минимум с двумя правыми партиями из шести попавших в парламент. Три партии четко сказали, что никогда не пойдут в правительство с партией Роберто Фицо. Остаются только две партии Most — Híd («Мост») и Sieť («Сеть») Прохазки. То есть правительство могут сформировать четыре партии, и это единственный сценарий, который дает возможность создать более-менее стабильное правительство, если они действительно договорятся. А исходя из того, что у них очень разные программы, то будут непростые переговоры.
Другой альтернативы нет, все партии дистанцируются от партии Кутлебы, я исключаю какие-либо договоренности с этой экстремистской политической силой. С другой стороны у остальных оппозиционных партий не хватает мандатов, чтобы сформировать правительство. Это может быть патовая ситуация. Согласно конституции, президент Киска созывает парламент, и в течение месяца должно быть сформировано правительство, а если такая договоренность не будет достигнута, то через два месяца президент может назначить новые выборы на начало будущего года. И до новых выборов президент имеет право сформировать техническое правительство. И спасти ситуацию уже на следующих выборах может появление сильной правой партии, которая консолидирует голоса правого избирателя.
«НЕ ДУМАЮ, ЧТО СИТУАЦИЯ С ФОРМИРОВАНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА НАШЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО В ЕС»
С одной стороны, действительно могут возникнуть определенные проблемы с председательством, которое приходится на второе полугодие этого года, если не будет сформировано новое правительство. Однако председательство Словакии подготовлено. В парламенте предыдущего созыва была достигнута договоренность, что наш посол при ЕС, заместитель министра Иван Корчок получил мандат уполномоченного правительством для подготовки нашего председательства. Все сделано, поэтому я не думаю, что с точки зрения администрации возникнут проблемы. И единственное, что может произойти в случае достижения договоренности между вышеперечисленными четырьмя партиями по формированию правительства, президент объявит о проведении выборов после нашего председательства, то есть в следующем году.
Поэтому я не думаю, что ситуация с формированием правительства может повлиять на наше председательство в ЕС. Однако если это не будет политическое правительство, то у Словакии будет слабее голос, чтобы воспользоваться этим периодом для реализации какой-либо политической программы. Но это не повлияет на функционирование ЕС.
«СЛОВАКИЯ В ВОПРОСАХ ПОЛИТИКИ ЕС И РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЙ ВОЙНЫ НЕ ПОЙДЕТ ПРОТИВ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ В РАМКАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»
Если у нас не договорятся о политическом правительстве, то будет техническое правительство, и я не исключаю, что его возглавит Лайчак, вице-премьер, министр иностранных дел. Это будет правительство профессионалов, и Мирослав Лайчак пользуется большим доверием. Я не думаю, что изменится позиция Словакии относительно санкций против России. Несмотря на всю риторику главы правительства Роберта Фицо, Словакия в вопросах политики ЕС, российско-украинской войны не пойдет против договоренностей в рамках Европейского Союза.
Section
День Планеты