«Автоевроинтеграция»
Верховная Рада наконец смогла рассмотреть законопроект о снижении пошлин на ввоз бывших в использовании автомобилей![](/sites/default/files/main/articles/18032016/11avto.jpg)
На западной границе на прошлой неделе граждане блокировали пропускные пункты. Автомобилисты возмущались штрафами за нарушение правил пересечения границы.
Общественность и эксперты (ГУ ГФС во Львовской области, активисты ОО «ЗАВТРА») уже даже наработали ряд инициатив, которые бы решили проблему, например, увеличить транзит до 25/30 дней.
14 марта в помещении Львовской таможни ГФС состоялся рабочий круглый стол, в котором приняли участие представители ОО «ЗАВТРА», руководитель Львовской таможни Леонтий Прокипчук и представители руководства львовской Госпогранслужбы. Основной острой темой была ситуация с транзитными автомобилями в пунктах пропуска.
Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) предлагает вообще разрешить ездить в Украине до года без уплаты налогов. Но вместе с тем они являются противниками принятия законопроекта №3251, который предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс в части определения суммы сборов за ввоз в Украину бывших в использовании иномарок. «Если его примут, в стране начнут массово открываться площадки для торговли дешевым автохламом из Европы», — заверил председатель Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. Он называет законопроект в лучшем случае популистским и подозревает, что некоторые народные избранники (а под документом подписались 93 депутата) лоббируют снижение налоговой нагрузки неспроста. «Они хотят сами зарабатывать на импорте старых машин», — сказал Назаренко. По его словам, принятие законопроекта не только даст возможность водителям покупать старые авто из Европы по доступным ценам, но и автоматически снизит стоимость всего отечественного автопарка, а это около 9 млн машин. «Понятно, что продать их по сегодняшним ценам владельцы не смогут», — уверен Назаренко.
Директор компании «Автоконсалтинг» Олег Омельницкий прогнозирует также полный крах рынка новых авто, как это было в Польше. «С 600 тыс. шт. продажи упали до 200 тыс. И до сих пор не поднимаются выше 300 тыс. авто в год. А рынок новых авто — это первичный рынок, который дает рабочие места и платит налоги, а также двигает другие отрасли. Поэтому, принимая подобные решения, нужно хорошо взвесить все «за и против», — подчеркнул он.
«День» предоставил возможность автору законодательной инициативы, народному депутату Роберту ГОРВАТУ ответить на обвинение.
КОММЕНТАРИЙ
Роберт ГОРВАТ, народный депутат Украины:
— Уровень жизни наших граждан намного ниже, чем у наших ближайших соседей, а цены на автомобили в разы выше. Собственное авто стало для украинцев не средством передвижения, а роскошью. Все из-за того, что в 2000-х под лозунгом защиты отечественного производителя лоббистам удалось установить дифференцированные ставки акцизного налога на автомобили. Уровень акцизного налога на бывшие в использовании автомобили стал в 10–20 раз выше, чем на новые авто, фактически эти изменения закрыли наш рынок от импорта бывших в использовании авто.
Из-за отсутствия реальной конкуренции производители и дилеры держат уровень цен на предельно высоком уровне, ведь не секрет, что та же новая тойота даже в России в среднем на 30% дешевле, чем у нас.
В результате, сегодня количество автомобилей в Украине — 200 шт. на 1000 человек, а в Польше — 486 шт.
А все потому, что в 2004 году Польша после вступления в ЕС радикально снизила налогообложение бывших в использовании автомобилей, в результате чего рост продаж бывших в использовании автомобилей увеличился за год с 36 тысяч до 828 тысяч штук.
В 2015 году в Украине было продано 46,6 тыс. новых и около 20 тыс. импортных бывших в использовании авто. Наши граждане не могут позволить себе новый автомобиль из-за его высокой стоимости в гривне и купить импортный бывший в использовании автомобиль из-за высоких ставок акцизного налога, который составляет 100–300% от стоимости такого авто.
Соглашение об ассоциации с ЕС предусматривает снижение пошлины с 10% до нуля на протяжении десяти лет. Департамент администрирования таможенных платежей и таможенно-тарифного регулирования Государственной фискальной службы Украины составил график снижения пошлины до 2026 года, около процента в год.
У нас получается интересная ситуация: с одной стороны, большие таможенные платежи на ввоз новых и бывших в использовании автомобилей были введены и аргументированы защитой национального производителя, но вот буквально недавно появилась информация, что знаменитый ЗАЗ не планирует в 2016 году выпуск автомобилей для украинского рынка. То есть выходит ситуация: а) своего мы не производим; б) за ввоз иностранных автомобилей «сдираем» большие пошлины.
Что касается отечественного производителя, то в погоне за прибылью владельцы заводов почти полностью перешли на импортные комплектующие, по информации, предоставленной Укринформ, в 2013–2014 годах было импортировано материалов и комплектующих для сборки на 6 тыс. дол. на один выпущенный в Украине автомобиль. Поэтому и цены на так называемые отечественные автомобили увеличивались пропорционально росту курса доллара, из-за этого и существенно упал спрос на них. Что мы имеем в итоге: подобная политика защиты нашего производителя ни к чему не привела, он за 15 лет так и не стал конкурентоспособным, за 2015 год в стране с 45-миллионным населением было выпущено около 5 тыс. легковых авто.
Поэтому и был зарегистрирован законопроект №3251, мы не можем ждать еще 20–30 лет, когда, возможно, наладим свое производство и обеспечим наших граждан автомобилями. Сам же законопроект достаточно прост: предлагается снизить акцизный налог на легковые автомобили, которые были в использовании, до уровня акцизного налога на новые авто. К примеру, сегодня на шестилетний легковой автомобиль с бензиновым двигателем объемом 1,6 л акцизный налог составляет около 4000 евро, после принятия нашего законопроекта — 400 евро. Это значительно снизит стоимость автомобилей и сделает их доступными в Украине. Вот такая «автоевроинтеграция».
Выпуск газеты №:
№47-48, (2016)Section
Экономика