Русская церковь и ее проблемы
Вообще, предыдущие визиты Московского патриарха можно считать успешными для создания поместной Украинской Православной церкви. Возможно, если патриарх Кирилл еще поездит по Украине так, как он ездил раньше, в Поместной украинской церкви объединятся если не все, то абсолютное большинство тех, кто серьезно относится к православной вере, и кто, собственно, и является церковью.
Немало людей почувствовало, насколько российский стиль отношений с паствой чужд для Украины. Тысячи охранников, силой согнанных бюджетников, которые изображали паломников (Последних, кстати, в Харькове было недостаточно, и их на официальном церковном сайте дорисовывали «фотошопом»).
Хотя, безусловно, московский патриарх имеет право беспрепятственно посещать Украину до тех пор, пока у него здесь есть паства и пока в Украине есть безвизовый режим с Россией.
Московский патриарх едет к нам на праздник Крещения Киева — не Москвы и даже не России. Так как летом 988 года были массово крещены лишь киевляне, а население современной Центральной России еще и через полтора века после этого киевляне называли «поганами», то есть язычниками.
Только факты: Московская митрополия была основана в 1448 году, и в СССР в 1948 году пышно праздновали ее 500-летие. Как церковь за 64 года могла стать старше на полтысячелетия — остается математической загадкой.
Отечественные летописи свидетельствуют, как почти столетие спустя после крещения Киева присланные из Киева и Чернигова князья все так же огнем и мечом утверждали христианство в Новгороде и Ростовщине. В середине XII века на территории современной Центральной России язычники казнили святого с Киево-Печерской лавры — Кукшу Печерского.
Особенно часто патриарх любит употреблять словосочетание Святая Русь. Иногда создается впечатление, что он пытается убедить слушателей, что когда-то существовало государство с таким названием.
В Московии эллинизированный термин «Россия» на обозначение этой страны впервые власть начала употреблять только в XV веке, с того времени, как Литва в 1471 году упразднила автономное Киевское княжество, в Москве появляется идея Москвы как Третьего Рима, а московские князья начинают претендовать на земли Украины.
Окончательно Московия стала называться Россией согласно царским указам 1713 и 1721 года. В конце XVIII века царица Екатерина II своим указом приказала народу называться россиянами и запретила употреблять привычное название «московиты».
Московия взяла для своего нового названия не само слово «Русь», а его греческую транскрипцию, потому что тогда в Европе и мире было хорошо известно, что Русь — это Украина.
Все это — «секрет Полишинеля». Значительно актуальнее, что визит проходит в то время, когда в самой России целый ряд скандалов ударил по патриарху, и, к сожалению, по всей церкви.
Первая — история исчезновения на официальных фотографиях дорогих часов патриарха Кирилла.
На вопрос журналистов по поводу того, что стоит за историей, когда по интернету гуляла фотография, запечатлевшая швейцарские часы Breguet за несколько десятков тысяч долларов на его руке, патриарх ответил, что фото не имеет ничего общего с действительностью: «Но после того, как появилась эта фотография, я пошел и стал смотреть. Ведь приходят многие и даруют. И стоят зачастую коробки, которые не открываешь и не знаешь, что там. И я увидел, что действительно есть часы Breguet, и потому я нигде не дал комментариев, что у патриарха таких часов нет. Потому что коробка с такими часами, которые ни разу не надевали, есть, и она лежит».
После этого заявления на официальном сайте РПЦ patriarchia.ru в архиве была проведена ревизия фотоснимков, датированных апрелем-июлем 2009 года, и были убраны или отредактированы «фотошопом» те из них, на которых часы Breguet заметны на руке патриарха. Ситуацию со скандалом всероссийского уровня раскрыли журналисты.
Кстати, случайность это или нет, но такое «подтирание» истории состоялось сразу после того, как патриархи украинских церквей — УПЦ КП и УГКЦ — раскритиковали роскошь.
Вторая история — с судом о компенсации, предъявленной медику Юрию Шевченко, который ремонтируя свою квартиру, якобы навредил квартире патриарха, что расположена этажом выше. Как сказано в материалах дела, квартире патриарха нанесен урон почти на один миллион долларов — пыль «наночастиц», как потом оказалось, была обычным гипсом. От имени главы РПЦ дело вела какая-то женщина, которую пресс-служба РПЦ назвала троюродной сестрой патриарха.
Но и это еще не все. Московская патриархия отличилась мстительным преследованием действительно кощунственной выходки коллектива девушек под названием «Pussy Riot» в московском храме Христа Спасителя. Однако аресты начались в прощенное воскресенье перед Великим постом. При этом многим в России показалось, что дело похоже на инквизицию, а девушек преследуют не столько за пение в храме, сколько за озвученную в храме просьбу «забрать Путина».
Если все это наложить на антихристианские заявления многих нынешних деятелей РПЦ, то ситуация складывается весьма печально для перспектив этой церкви. Например, руководитель синодного отдела по связям церкви и общества РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин в интервью «Русской службе новостей» публично призывал к войне против соседей России и предложил побрить в армию «оранжевых» оппозиционеров. По словам Чаплина, России необходимо «наращивать могучее военное присутствие» во всех регионах, где «люди просят защиты от оранжевых экспериментов, от разного пошиба цветных революций». По его мнению, не нужно бояться войны и боевых действий. «Даже если России нужно будет принимать участие в боевых действиях, этого не нужно сегодня бояться. Армии нужно, наконец, дать настоящую работу. Сетевых хомяков вполне можно было бы отправить в действующее войско. Те из них, кто выживут, наверно, станут людьми», — сказал Чаплин.
Он объяснил, что под хомяками он подразумевает «людей, которые лучшее время своей жизни проводят в виртуальных войнах». «Россия теряет свою политическую волю именно потому, что она не принимает участия в полную силу в мировых политических процессах. Мы сейчас отправили корабли к берегам Сирии — это хорошо, но это должно быть только началом. Во всех тех местах, где люди обеспокоены опасностью цветных экспериментов над теми или иными народами, Россия полностью может присутствовать, в частности военным образом, полномасштабно, даже если это будет означать участие в боевых действиях. И вот в этих действиях должен принимать участие, по крайней мере, весь мужской элемент нашего народа, включая тех же несчастных хомяков, которые, очевидно, могут исправиться только тогда, когда столкнутся с реальной мужской работой, с военной работой», — объявил Чаплин.
В Украине такого бреда тоже более чем достаточно.
Настоятель севастопольского храма Святителя Филиппа УПЦ (МП) протоиерей Вячеслав Костенко недавно заявил, что паства должна уважать генералиссимуса Иосифа Сталина. Потому что тот «с отличием окончил духовное училище и учился в семинарии, так что имел правильное понятие о духовности».
Протоиерей Одесской епархии УПЦ МП Георгий Городенцев недавно заявил, что критиковать Сталина и его деятельность значит «хулить Духа Святого, хула на которого не простится ни в этом возрасте, ни в будущем». То, что благодаря Сталину часть народа забыла заповедь «не убий», похоже, не особо тревожит кандидата богословия и члена богословско-канонической комиссии при Священном синоде.
Еще раньше в церкви под Петербургом появилась икона с изображением Сталина. Игумен Евстафий сказал: «Что бы ни говорили, а для меня Сталин — отец. И я не хочу предавать его».
Если Сталин — самый кровавый убийца в истории человечества — отец, то кто его дети?
Все это, безусловно, крайне вредно отражается не только на церкви, но и на пастве.
Ведь в регионах, где преобладает Московский патриархат, уровень общественных заболеваний (алкоголизма, наркомании, преступности, СПИДа и тому подобное) значительно выше, чем на остальной территории страны. Что само по себе особым образом ставит вопрос каноничности.
А еще в УПЦ (МП) не так давно прозвучали известные истории с пьяным священником за рулем из храма на Троещине, со священником Одесской епархии, который брал деньги у богатых женщин и тратил на проституток.
Некоторые критики Московского патриархата утверждают, что на самом деле он был основан не князем Владимиром и даже не митрополитом Ионой в 1448 году, а Иосифом Сталиным в 1943-м, в результате возобновления патриархии.
Панегирики диктатора в устах ряда священников — лишь внешний признак патологии.
Московский патриархат вместо концентрации на религиозных функциях, как это должно было бы следовать из его номинального названия, работает рупором официальной пропаганды, которая не имеет ничего общего с религиозными целями и моралью.
Недавно патриарх Кирилл собственноручно дополнил перечень смертных грехов. Таким он назвал нарушение военной присяги, дезертирство и уклонение от службы в армии. А еще священники Московского патриархата любят «освящать» оружие массового уничтожения — ядерные ракеты.
Недавно Лига арабских государств приостановила членство Сирии и пригрозила отзывать послов за гибель тысяч людей в акциях протеста против президента Асада, как московский патриарх в этот же день посетил Сирию и пожелал местной власти успехов.
Участием в реализации политических целей, не совместимых с религией, церковь саморазрушается. Иерархи русской церкви уже открыто говорят о необходимости новой евангелизации жителей России, то есть подтверждают их массовое безбожничество.
Недавно появилась история с отравлением настоятеля Киево-Печерской лавры. В крови наместника Киево-Печерской лавры и депутата Киеврады от Партии регионов владыки Павла, как утверждали СМИ, нашли то ли ртуть, то ли мышьяк. Его отравили во время еды — сообщил пресс-секретарь Лавры. СМИ неоднократно освещала шикарную жизнь настоятеля. Его машины и дорогие аксессуары его водителей. И за это неоднократно настоятель насылал на журналистов проклятия.
На примере Печерской и Почаевской лавр, а теперь и Десятинной церкви, просматривается цель прозелитизма зависимого от Кремля Московского патриархата в Украине — «застолбить» собой место самых больших святынь украинцев, чтобы использовать их в политических интересах Москвы.
Или, на крайний случай, эти святыни дискредитировать, чтобы они не стали источником формирования украинской солидарности.
Это ни что иное, как попытка не дать использовать то колоссальное моральное богатство, оставленное предками, на благо украинского духовного (а, следовательно, и политического) единства.
Моральные потребности паствы в России, которая входит в десятку самых криминализованных держав мира, похоже, беспокоят Московский патриархат гораздо меньше, нежели построение «русского мира» на исконно украинских землях.
Следует отметить, что Десятинную церковь империя уже «восстанавливала» в 1828—1842 годах в имперском московском стиле, не имевшем ничего общего с первоначальным строением. Парадокс: элементы шатровой монголо-татарской архитектуры, усвоенной Московией, были построены на руинах Десятинной церкви, разрушенной монголо-татарами.
Дело в том, что еще в 1801 году синод Русской православной церкви запретил строительство церквей в украинском стиле и ввел нормы строительства церквей в московском синодальном стиле, формировавшемся под существенным влиянием казанско-астраханской шатровой архитектуры.
Не исключено, что такое же сооружение хотят возвести на месте Десятинной церкви, дабы подменить старинную Киевскую архитектуру «новоделом» «русского мира».
Очевидно, Московский патриархат понимает, что размывается отношение к нему как к церкви. Выход видят в пропаганде. Председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества РПЦ, протоиерей Всеволод Чаплин осудил манеру россиян одеваться: «Хорошо было бы и общероссийский дресс-код придумать. На стрип-бары и публичные дома, так уж и быть, можно его не распространять».
Таким образом, похоже, существование официально запрещенных стрип-клубов и публичных домов владельцев лимузинов и дорогих часов не слишком смущает, главное — чтобы «кокошник подходил». Чаплин даже предложил открывать православные ночные клубы, которые действовали бы «и в два, и в пять ночи».
«Катастрофой исторической России» назвал распад Советского Союза московский патриарх Кирилл. Неужели патриарх забыл, что это было самое кровавое государство в истории человечества, убившее тысячи священников, миллионы мирян, разрушило тысячи церквей и возвело безбожничество в культ?
Социологи доказывают, что россияне в подавляющем большинстве менее религиозны, чем украинцы. На прошлогоднюю Пасху у нас в церкви пришли 11 млн прихожан из 45 млн населения, в России — 8 млн из 142. То есть Пасху праздновали почти 25% украинцев, а в России — только 5% населения. УПЦ МП прошла уникальный путь — стала религиозным меньшинством, имея количественное преобладание по парафиям: 12 тыс. против 4 тыс. УПЦ КП.
Хотя есть и обнадеживающие моменты. Надо сказать, Президент Янукович уже не бегает за патриархом Кириллом, как в прежние годы.
Во время прошлого визита создалось впечатление, что московский гость сначала даже взялся напугать Президента. Поздравление Януковичу от патриарха с днем рождения пришло за день до самого события, вопреки устоявшейся традиции.
В прошлом году московский гость принялся обильно вспоминать Чехова: «Я с детства любил читать Чехова. Мне это очень помогало в тяжелые школьные годы, когда еще была антирелигиозная ситуация в стране, и я как верующий находился под притеснением. Воспоминания о рассказе Чехова помогали с юмором относиться к тем людям, которые пытались меня перевоспитать».
Однако Президент тогда отпуск так и не прервал. Как будет в этот раз — увидим.
УПЦ МП сейчас находится в крайне сложной позиции. С одной стороны, немало ее священников искренне воспринимают миссию церкви. С другой, эта миссия несовместима со статусом церкви как иностранного идеологического департамента. Может, пора творить церковь без желчи, без перекошенных лиц, с ясным пониманием того, что любить ближних, в том числе свою страну — богоугодное дело, едино возможное для христианина? Разве хороший пастырь поведет свою паству туда, где ее неоднократно убивали?
Наверное, каждый из священников УПЦ МП должен был спросить у себя: а как бы поступали в таких условиях первые христиане? Ведь в Библии написано: «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».
Выпуск газеты №:
№129, (2012)Section
Панорама «Дня»