Работа над ошибками
Общественность обвиняет Сергея Квита в злоупотреблениях при закупке школьного оборудования. МОН называет это бунтом отстраненных от процедуры участников
Украинским школам правительство пообещало новое оборудование. Якобы выделило для этого 200 миллионов гривен. Когда же современные микроскопы, интерактивные доски, атласы с картами и компьютеры с беспроводным интернетом, наконец, появятся в школах? В Министерстве образования и науки говорят, что хотелось бы успеть до 1 сентября 2016 года. Однако этот план откладывается.
Дело в том, что несколько общественных организаций недавно собрали в Киеве пресс-конференцию, чтобы раскрыть якобы шокирующие факты злоупотреблений министерства на закупках школьного оборудования. Павел Билоножко, лидер ГО «Інформаційний Майдан», рассказал о разоблаченной схеме: Минобразования передало средства, предусмотренные на оборудование, в областные управления образования, а определять, что и сколько нужно покупать, будет вновь созданная МОН Ассоциация производителей и поставщиков средств обучения и учебного оборудования. По словам Билоножко, спецификация оборудования прописана так, что его сможет поставлять только одна фирма — ООО «Энглер». То есть, произойдет монополизация закупок, на чем смогут заработать руководители МОН, в частности, министр образования и науки Сергей Квит, утверждает активист.
ОБВИНЕНИЯ БЕЗ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
Обычно такие упреки подкрепляют документами, фото, скриншотами банковских счетов и тому подобное. В настоящее время в подтверждение своей позиции активисты продемонстрировали приказ МОН без исходного номера и даты, который само министерство не отрицает («День» тоже получил его в свое распоряжение), «Об утверждении Базового типичного перечня средств обучения и оборудования учебного и общего назначения для кабинетов естественно— математических предметов общеобразовательных учебных заведений». В приложении на сотне страниц расписано, что именно и по каким предметам желательно приобрести. Этот перечень тоже вызвал замечания спикеров.
«Кроме закупки линеек и колб, предлагается приобрести датчики, которые считывают до 100 тысяч сигналов в секунду, — заметила адвокат Марина Помазанова, намекая, мол, зачем такие дорогие вещи в школе. — Пытаются закупать импортное оборудование, дорогое и ненужное, и утвердить такую спецификацию, чтобы наши производители были отстранены от этих процессов».
НОВЫЕ КАРТЫ И МИКРОСКОПЫ БУДУТ В ОКТЯБРЕ
Все обвинения производителей выслушал заместитель министра образования и науки Павел Хобзей на уже упомянутой пресс-конференции. Правительственный чиновник подтвердил, что приказ о закупке оборудования действительно опубликовали для обсуждения, но после критики общественности сняли на доработку. Новая версия документа появилась 17 марта.
Плюс министерству — правительственные чиновники признали свои ошибки и пригласили спикеров для поиска компромисса. Минус — с приказом поспешили, саму процедуру не сделали совершенной. Есть над чем работать. Если же, по мнению некоторых общественных объединений, школам не нужно современное и дорогое оборудование, например, запланированные компьютерные комплексы для учителей и учеников — получается, лучше покупать их и дальше, как это делается сейчас, на средства родителей?
Дальше отводится месяц на замечания и рекомендации от учителей, общественных активистов и других экспертов. График поставок в школы, вероятно, сдвинется до 1 октября. Да и денег на все не хватит, потому сейчас Минобразования ведет переговоры с немецкими и американскими партнерами. 200 миллионов гривен, по словам Павла Хобзея, идет на развитие сети опорных школ (относительно чего у общественности тоже есть вопросы, но это отдельная тема), в том числе, на оборудование, школьные автобусы и ремонты.
«ПРОТИВ — ПРОИЗВОДИТЕЛИ, КОТОРЫЕ ЗАРАБАТЫВАЛИ НА ОБОРУДОВАНИИ МИЛЛИОНЫ»
«Обвинять наше министерство в коррупции нет оснований, потому что мы такие схемы как раз ломаем, — заметил «Дню» Павел Хобзей. — Трудности есть, безусловно. Мы хотели закупить все быстрее, а нас как раз поймали на неправильной процедуре. Есть люди, которые отслеживают такие пустяки и получают за это большие деньги. Нашу позицию поддерживают учителя и общественность, а против выступают производители, которые в предыдущие годы имели преференции и зарабатывали на этом миллионы. Мы преднамеренно создали Ассоциацию производителей и поставщиков, чтобы этим профессионально занимались специалисты и ловили за руки тех, кто хочет злоупотреблять. Относительно дорогого оборудования, то есть перечень лабораторных работ и перечень приборов, которые позволяют их выполнить в соответствии с программой. Было бы хорошо, чтобы это лабораторное оборудование было современное и цифровое, что, конечно, недешево».
Плюс министерству — правительственные чиновники признали свои ошибки и пригласили спикеров для поиска компромисса. Минус — с приказом поспешили, саму процедуру не сделали совершенной. Есть над чем работать. Если же, по мнению некоторых общественных объединений, школам не нужно современное и дорогое оборудование, например, запланированные компьютерные комплексы для учителей и учеников — получается, лучше покупать их и дальше, как это делается сейчас, на средства родителей?
Выпуск газеты №:
№52-53, (2016)