Полигон – в центре «украинской Сахары»
Экологи требуют у Минобороны остановить военные учения в Национальном природном парке «Олешковские пески»![](/sites/default/files/main/articles/19052016/16photo.jpg)
Работа нацпарка полностью парализована, поскольку теперь здесь располагается полигон Вооруженных сил Украины. Еще с октября прошлого года местное население не может попасть на территорию природного заповедного объекта, что в Херсонской области. Также не имеют доступа туда работники нацпарка. 15 лет назад Министерство обороны арендовало эти земли для проведения военных учений, однако срок аренды давно истек, военную часть расформировали, а 19 тысяч гектаров херсонской пустыни по президентскому указу 2010 года обрели статус национального природного парка.
Сейчас на территории самой большой пустыни Европы, «украинской Сахары», снова проводят военные учения — уже без соглашения об аренде земли и ведомственных распоряжений. То есть без каких-либо юридических оснований, уверяют экологи международной благотворительной организации «Экология — Право — Человек» («ЭПЧ»). Поэтому эксперты требуют от оборонного ведомства освободить территорию «Олешковских песков», а для полигона подыскать другое место.
«ВСЕ ПЕРЕМОЛОТО ТАНКАМИ, ЗАБРОСАНО ГИЛЬЗАМИ...»
На призыв активистов в Минобороны подготовили письмо, что полигона на территории нацпарка нет. А недавно в «ЭПЧ» попала докладная записка, которая готовилась для выездного заседания в Херсоне Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета. Кроме вопроса об обеспечении военных жильем, в записке отмечалось, что существует ряд проблемных вопросов по использованию земель полигона «Херсон». В частности, создание национального природного парка «Олешковские пески». «Сейчас существует безотлагательная потребность в использовании земель полигона для потребностей обороны», — говорится в записке.
То есть существование национального парка оборонное ведомство считает проблемным вопросом, решить который возможно путем оформления документации на всю территорию «Олешковских песков», включительно с нацпарком. Экологическое сообщество возмутилось, когда узнало о таких намерениях, ведь военные учения на территории природного заповедного объекта наносят ему непоправимый вред, возобновить первичный вид парка уже невозможно. Недавно эколог «ЭПЧ» Алексей Василюк вместе с коллегами осуществил вылазку в «Олешковские пески». Увиденное поразило и огорчило.
«Охранительные знаки все расстреляны, нашли только остатки столбов. От обзорных площадок даже следов нет, есть только бетонная лестница. Вообще это был полигон для бомбометания — это сильного вреда природе не наносит. Такие учения у нас были в далекие советские времена. Сейчас там находится около четырех тысяч человек, и теперь эта территория используется для учений с использованием танков, минометов, противотанковых ракет. То, что делают танки с территорией — на зависть любому фермеру, который перепахивает землю. Ни лоскуточка растительности не остается — настолько все перемолото танками, забросано гильзами...» — рассказывает Алексей Василюк.
«ВОЙНОЙ ПРИКРЫВАЮТ МАСШТАБНУЮ НЕЗАКОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
По словам Алексея Василюка, Минобороны с 2001 года не имеет никакого отношения к землям «Олешковских песков», эта пустыня в собственности Цюрупинского лесхоза. Из 19 тысяч гектаров территории заповедными, то есть неприкосновенными для хозяйственной деятельности, тем более для военных учений, являются пять тысяч гектаров пустыни. «Остальная территория в собственности лесников, и, похоже, они не против полигона. Получается, национальный парк сегодня — в дырке от бублика, которой является полигон, — описывает ситуацию Алексей Василюк. — Лесхоз мог бы сделать громкое заявление, но его нет. Нацпарк почему-то не побоялся написать на главной странице своего сайта, что его захватили военные, но после этого сайт прекратил существование — якобы закончился хостинг. Мы помогли возобновить ресурс».
По-хорошему, Министерство обороны должно было арендовать заново пустынные земли для военных учений, и поскольку сейчас они имеют природоохранный статус, нужно искать альтернативу. Экологи подсказывают ведомству, что на юге страны есть немало засоленных земель, которые уже не пригодны для сельскохозяйственного использования, а для полигонов — то, что нужно.
«Под прикрытием войны осуществляется масштабная незаконная деятельность, за которую нужно нести ответственность. Одно дело, что творится в заповедных объектах, которые находятся в зоне АТО, где ведутся реальные боевые действия, другое — уничтожать национальное достояние. Сейчас Минобороны требует у Черноморского биосферного заповедника разрешения на расположение на его территории ракетных комплексов, а эти земли — под охраной ЮНЕСКО, — продолжает Алексей Василюк. — Или же колонна военной техники прошла по территории заповедника «Аскания-Нова», где за последние 140 лет не было ни одного военного вмешательства или хозяйственной деятельности. Когда в заповедник «Медоборы» ввели подразделение спецназа с американскими инструкторами, запланированные учения не состоялись чудом. Американцы узнали, что это — природоохранная территория, и отказались их проводить. С точки зрения морали за поведение наших вояк очень стыдно».
Если хотим жить в демократическом и правовом государстве, закон должны соблюдать абсолютно все, даже когда в стране война — в этом активисты совершенно правы. Теперь вопросы «Олешковских песков» экоорганизации выносят на уровень парламента: обратились в Комитет Верховной Рады по вопросам экологической политики, чтобы как можно скорее провели круглый стол при участии Министерства экологии и природных ресурсов и Министерства обороны.
P.S. Пока материал готовился к печати, стало известно, что Министерство обороны подготовило обращение к Президенту Украины Петру Порошенко, в котором просит внести изменения в президентский указ о создании нацпарка «Олешковские пески» в части изъятия у МОУ земельного участка бывшего авиационного полигона «Херсон». То есть, просит уничтожить нацпарк в пользу полигона.
Выпуск газеты №:
№86-87, (2016)Section
Общество