Спецоперация «Надежда»
«Полная победа будет тогда, когда мы освободим всех пленников Кремля», - Ирина Геращенко
Освобождение украинской летчицы и народного депутата Надежды Савченко из российского плена оставило две интриги. Первая - на что обменяли Савченко? Трансляция того, как встречали Надежду в Борисполе, и видео встречи российских ГРУшников, которых «на Донбассе нет», показательно продемонстрировали, какая пропасть существует между двумя странами. Надю не просто ждали, а ждали с нетерпением. Российские же ГРУшники - это преступники, которых использовала их родная страна как «пушечное мясо», обменяв по инерции в рамках определенных договоренностей. Вторая - как себя поведет Надежда в украинском политикуме и какие позиции будет занимать. Пока под ее именем был проведен сомнительный закон о зачислении пребывания в СИЗО заключенным за два срока. Закон, которым уже воспользовалось много преступников.
«Помиловать» Савченко попросили родственники российских пропагандистов, которые погибли в июне 2014 года в поселке Металлист под Луганском. «Царь» дал добро, ведь «волен миловать и казнить». Стоит отметить важную деталь - на встрече с Путиным присутствовал и одиозный украинский политик Виктор Медведчук, что вызвало ряд вопросов. Но главным для нас является то, что весь мир увидел, что обмен произошел не на «тракториста» из-под Алчевска, а на конкретных российских кадровых военных. А значит – весь мир в очередной раз имел возможность убедиться, кем именно являются те «трактористы», которые скупаются в военторгах.
Относительно заявлений Порошенко о том, что «мы вернем оккупированный Крым и Донбасс так же, как вернули Савченко», то в соцсетях сразу разошлась шутка - в обмен на? Реакция пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, что Кремль поддержит Порошенко, если тот будет возвращать Донбасс «с позиции гуманности», прозвучала в унисон с освобождением Надежды. Вроде бы «процесс пошел» и РФ действительно пытается использовать сложившуюся ситуацию для того, чтобы «впихнуть» истерзанную землю Донбасса Украине, сбросить на нашу страну вопросы восстановления оккупированной территории, избавиться от санкций и при этом все равно оставить в теле Украины ядовитое шило в виде пророссийских бандитов с российскими кураторами. При этом,конечно, ни о каких контрибуциях со стороны РФ речь не идет. Она «умывает руки».
Итак, предположим, что освобождение нашей героини Надежды Савченко - это лишь этап большей спецоперации, которую условно можно назвать операцией «примирения». Именно поэтому Надежда сказала на родной земле те слова, которые от нее хотел услышать и Порошенко, и Кремль о том, что Минск - это «хорошо». «Очень хорошо, что есть Минские соглашения, - сказала Надежда. - Очень хорошо, что они будут выполняться, потому что мы сделаем все для того, чтобы они выполнялись». Что ж, напомним, что следующими пунктами, в соответствии с этими соглашениями, является проведение выборов на оккупированной территории и амнистия российских бандитов, которые «не брали в руки оружия».
«НЕ ФАКТ, ЧТО К ДРУГИМ ПЛЕННЫМ БУДЕТ ПРИМЕНЕНА ФОРМУЛА ОСВОБОЖДЕНИЯ НАДЕЖДЫ»
Александр КОВТУН, консул Украины в Ростове-на-Дону:
- Освобождение Надежды Савченко решалось не на уровне консулов, поэтому мне трудно комментировать детали. Мы сейчас занимаемся дальнейшими практическими делами - сейчас я нахожусь в Грозном, где будет объявлен приговор НиколаюКарпюку и Стасу Клыху. Вчера я был у них в СИЗО. Надо бороться дальше... Не факт, что к другим пленным будет применена формула освобождения Надежды. Возможно, будут какие-то другие подходы. Главное - все должны понимать, что ни одного украинца мы в РФ не забудем, и не просто сделаем все возможное для освобождения, а точно освободим их всех. Мы работаем в правовом поле, поэтому не чувствуем формального давления со стороны власти РФ. Подковерными вещами не занимаемся, поэтому «зацепить» им нас не за что.
«ОСВОБОЖДЕНИЕ НАДЕЖДЫ - ЭТО ШАГ В РАМКАХ МИНСКИХ СОГЛАШЕНИЙ»
Ирина ГЕРАЩЕНКО, заместитель Председателя Верховной Рады:
- Главная заслуга в освобождении Савченко лежит на Президенте, ее семье и МИД. Мы все вместе тянули эту колоду - это титаническая работа. За ее свободу боролись и мировые лидеры. Это давление на РФ. Возвращение Надежды задерживалось потому, что Украина сражалась за своих, а РФ абсолютно не желала знать о тех, кого она отправила в Украину на войну. Мы сражались за освобождение Надежды и других украинских пленных. Тех ГРУшников даже в Минске, когда мы поднимали вопрос, российская сторона не признавала своими. Но полная победа будет тогда, когда мы освободим всех пленников Кремля. О том, что Украина, кроме ГРУшников, отдала еще что-то или в чем-то уступила, я не хочу комментировать, ведь все это домыслы. Безусловно, Россия сейчас пытается что-то для себя выторговать, например, ослабить санкции. Однако санкции с них никто не снимет, а освобождение Надежды - это шаг в рамках Минских соглашений, но их неполное выполнение со стороны РФ. Поэтому мы и дальше будем требовать освобождения остальных ребят.
«ФАКТ ОБМЕНА ГРУШНИКОВПОКАЗАЛ, ЧТО РОССИЯ ЯВЛЯЕТСЯ СТОРОНОЙ КОНФЛИКТА»
Александр ПАВЛИЧЕНКО, член Харьковской правозащитной группы:
- Важный момент - это то, что ГРУшники являются именно россиянами и представляют российскую армию. Это является доказательством российской агрессии. Украина занимается документированием преступлений РФ, которые осуществляются на Востоке. Сами украинские военнопленные указывали на то, что они воевали против российских военных формирований, а не против «ополченцев».