«Был для ребят настоящим батенькой»
![](/sites/default/files/main/articles/24062016/20batechko.jpg)
Бешеный смерч войны уносит все новые и новые жизни. Кажется, что в Украине уже нет ни одного человека, который бы не потерял в АТО друга, брата, мужа или сына. Страшные вести чуть ли не ежедневно врываются в жизнь украинских семей. Выбивают землю из-под ног у матерей, жен, забирают уверенность в будущем у осиротелых детей. Смерть не жалеет и не выбирает. На войне она подкрадывается незаметно. Тогда, когда ее не ждут.
«Был для ребят настоящим батенькой»
Николай Кулиба прошел на войне все, а погиб во время так называемого перемирия
Ребята из «Айдара» называли его «Дядя Коля» и «Батя». Все потому, что заботился о них и оберегал. Николай Кулиба из Ривненщины был добровольцем. Прошел на этой войне все, а погиб во время так называемого перемирия. Машина, в которой он и его побратим выехали на место падения вражеского беспилотника, подорвалась на противотанковой мине. Шансов выжить просто не было. Это случилось неподалеку Марьинки на Донетчине. С ним прощались в Киеве, в Ровно, а похоронили в селе Срибное Радивиловского района, откуда Николай Кулиба родом. Отдать последний долг герою пришли сотни людей.
«С Николаем Кулибой я познакомилась в декабре 2014 года. Это было в Старобельске на Донетчине. Мы с волонтерами тогда приехали поздно, была почти ночь. А военные нас так радостно принимали, картошки нажарили. Николай был приветливым, а еще очень находчивым — постоянно что-то делал. Помню, как он читал стихи, как улыбался. А когда мы ехали назад, положил мне в сумку шоколадки. Я отнекивалась, говорила, что не люблю сладкого, а дядя Коля не слушал и сказал, что это для того, чтобы в дороге не было грустно, — вспоминает журналистка Виктория Мамотюк. — Ребята его называли «Батя» и еще так по-гуцульски — «Батейко»... Он действительно был для них, как отец — сильный, смелый «айдаровец»...
Побратимам говорить о Николае Кулибе, как о погибшем, трудно. Говорят, он мог идти на дембель, но остался на востоке, потому что там были молодые и необстрелянные бойцы. «Он в «Айдаре» был с самого начала. Прошел все горячие точки. Всегда оберегал пацанов. Был для них настоящим батенькой, — рассказывает побратим Руслан с позывным «Энергетик». — Ведь ребятам было по 20, а Николай — 1960 года. Он пришел в «Айдар» вместе с «Малышом», которому тогда только 18 исполнилось. Парнишка высокий, под метр девяносто, именно из-за роста у него такой позывной. Николай с ним еще с Майдана вместе был и очень о нем заботился. Вообще этот человек — вечный позитив. Больно говорить о нем в прошедшем времени. Николай был из «старой гвардии». Вообще у тех, кто сейчас мобилизован, отношение ко всему несколько иное, нежели у добровольцев. Николай на самом деле мог идти на дембель, но остался. Ведь были молодые и необстрелянные бойцы, а он — опытный. У Николая Кулибы осталась мама и брат. Будем помогать им чем сможем».
Татьяна ИЛЬНИЦКАЯ, Ривне
Оставалось несколько дней до дембеля...
Владимир Тимчишин погиб под Новотроицким во время выполнения боевого задания
Винничанину Владимиру Тимчишину оставалось несколько дней до дембеля. В зоне АТО, в составе 72-й отдельной механизированной бригады, он служил уже больше года. Приказа о демобилизации ждали со дня на день. Каждый раз, отправляясь на боевое задание, Владимир шутил: «Это уже последнее, завтра домой...» Так думал и в тот злосчастный день, 7 июня. Но вернуться на базу живым не судилось.
«Владимира мобилизовали 21 апреля 2015 года. В бригаде был на разных должностях, сначала заправщиком, потом водителем, развозил ГСМ, воевал. Наше подразделение стояло на разных позициях Мариупольского направления. Володя погиб под Новотроицким во время выполнения боевого задания. Так сложились обстоятельства, — сообщает начальник связи ІІ батальона 72-й бригады Александр Петровский. — Мы вместе с ним служили с первых дней. Он очень хотел домой, ждал приказа о демобилизации. Ежедневно об этом говорил. Но не судилось. Не дождался».
Владимир Тимчишин родился в Виннице 10 февраля 1972 года. Окончил школу №10. Потом профессионально-техническое училище, где получил профессию водителя, а затем — и связиста. После службы в армии работал на маршрутном такси, свыше 10 лет был водителем троллейбуса. Работу свою любил, рассказывают друзья. Говорил, что имеет возможность ежедневно первым прогуливаться по улицам города, потому что все еще спят.
«Это был человек-душа, добряк и работяга, — говорит товарищ Виктор Галушко. — На него всегда можно было положиться. Он был ответственным коллегой, всегда помогал в тяжелую минуту. Я потерял очень близкого для меня человека. Страшно признавать, что в двадцать первом веке в Украине от рук террористов из соседнего государства погибают наши лучшие люди. Пусть их смерть будет не напрасной».
На прощание с героем у его дома собралось больше сотни людей. Слез не мог сдерживать никто: ни родные, ни мужественные мужчины, ни побратимы погибшего героя. О подвиге Владимира Тимчишина, его мужестве и отваге рассказывали на торжественной церемонии прощания на кладбище. Хорошие и теплые слова о погибшем звучали из уст его сослуживцев, друзей, коллег и тех людей, которые не знали его при жизни, но пришли отдать погибшему герою последний долг и поддержать семью. Без мужа осталась жена, без отца — двое детей, без сына — убитые горем родители. Около пяти лет тому назад, они уже похоронили младшего сына. Теперь попрощались со старшим...
Олеся ШУТКЕВИЧ, Винница
Через два месяца ему исполнилось бы 20
Евгений Костюк погиб от тяжелого ранения около шахты «Бутовка»
Под вечер 2 июня волонтерка из Казатина Татьяна Чудновец распространила скорбную весть. На своей странице в «Фейсбуке» она написала: «...от тяжелого ранения в голову умер наш юный побратим, 19-летний боец первой отдельной штурмовой роты ДУК «Правый сектор» друг Шлецик, винницкий волк Женя Костюк. Врачи в реанимации больницы им. Мечникова несколько дней делали все возможное, чтобы спасти, но ранение было практически несовместимым с жизнью... Небесное рыцарство пополнилось еще одним героем Украины». За несколько часов это сообщение облетело Винницу и всколыхнуло родных и знакомых. Женю хорошо знали в городе. Но провести в последний путь, собралось немного людей. В тот день в винницких вузах праздновали выпуски, город принимал международные соревнования по велоспорту, гремела музыка на центральных площадях. И казалось, что были две Винница: одна — праздновала и веселилась, а другая — скорбела и вздрагивала от материнского плача по герою.
Евгений Костюк пошел на войну добровольцем еще два года тому назад. Прошел две ротации. С декабря 2014 года и до марта 2015 года воевал в Песках Донецкой области. Потом в районе шахты «Бутовка». Именно там при выполнении боевого задания он попал на растяжку. Осколок попал в голову. Раненого доставили в больницу им. Мечникова, в Днепр. Трое суток он был в коме. Боролся за жизнь. Но смерть победила.
Дед погибшего героя, полковник в отставке Анатолий Костюк сознается, что уговорить Евгения остаться дома никому не удалось. По окончании училища у него только и разговоров было, что о войне. Говорит, что просил, а затем и приказывал ему остаться, позаботиться о матери и младшей сестре, но убедить парня было не в силах.
«Сказал, что ему уже 18. И он имеет право сам распоряжаться своей жизнью, — говорит Анатолий Костюк. — Он уже был не ребенком, а воином. А для меня — навсегда останется героем».
Подруга погибшего с позывным Малая рассказывает, что Шлецик никогда не жаловался, никогда не говорил, что хочет домой или его что-то не устраивает. Хотя в действительности условия, в которых приходилось находиться ребятам, выдерживали не все. Было трудно как физически, так и морально.
«Мы служим в добровольческом батальоне. Почти все добровольцы, то есть без документов, удостоверений и соответственно льгот. Каждый из нас пошел на передовую по зову сердца, убеждению или идее. Мы стоим за победу, и она будет нашей во имя погибших ребят, во имя Шлецика, — уверяет подруга героя. — Очень жаль матерей, которые вынуждены оплакивать своих сыновей-добровольцев. Они отдали свою кровинку, своих защитников Украине, а государство им ничего не гарантирует. Никаких выплат или компенсаций. А, чтобы добиться присвоения участника боевых действий, нашим бойцам, комбатам и волонтерам придется стоптать не одну пару обуви».
Теплыми и хорошими словами вспоминал о погибшем и его боевой побратим Сергей Николюк. Говорит, что такого хорошего, веселого, позитивного парня нужно было еще поискать.
«Он был воином, сильным и крепким. Когда получил контузию, даже не обращался за помощью. Несколько дней отлежался — и опять за оружие, опять в бой. Невзирая на свой юный возраст, отваги и мужества ему было не занимать, — говорит Сергей. — Говорят, Господь забирает самых лучших. Это, наверное, о Шлецике. Таких людей немного. Теперь он будет держать небо над Украиной с самыми ревностными сыновьями родной земли».
Олеся ШУТКЕВИЧ, Винница
Выпуск газеты №:
№110-111, (2016)