Перейти к основному содержанию

Письмо из АТО

О кадровом бессилии силовиков. Истоки и возможности преодоления
01 июля, 10:39
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Сотрудники большинства силовых структур уже третий год с оружием в руках защищают Родину от российской агрессии. Это дело является святым, а критические оценки их деятельности должны быть предельно взвешенными. Фантазирования на тему, кто лучший «полководец» (Полторак, Гелетей или Аваков etc.), во время войны являются бессмысленным, непродуктивным и даже вредным занятием. Вместе с тем оценка эффективности государственных структур в самых критических условиях становится жизненно необходимой для правильного понимания всего комплекса обстоятельств ради формирования оптимальной стратегии противодействия внешней агрессии и для самого сохранения государственности нации. В условиях открытой военной агрессии таким критерием эффективности логично считать результативность в остановке агрессии, включительно с эффективным нанесением поражения живой силе, вооружению и хозяйственной инфраструктуре страны-агрессора.

К сожалению, достижения отечественных силовых ведомств по этим показателям являются более чем скромными. Самым слабым звеном в системе национальной безопасности является, очевидно, Служба безопасности Украины. Тотальное предательство ее сотрудников в Крыму и на юго-востоке страны весной 2014 г. стало главным фактором оккупации наших земель, причем до сих пор ни один из высоких чинов этого малоэффективного ведомства публично не наказан. СБУ продемонстрировала полную неспособность остановить развал отечественного военного и военно-промышленного потенциала и синхронное с ним реформирование многочисленных антигосударственных и террористических структур — всех этих «партий регионов», «оплотов», «родины» и подобной нечисти. Приведут ли кадровые и организационные изменения в СБУ к повышению ее эффективности — покажет, разумеется, только время.

И все же в условиях внешней агрессии наивно полагаться на добрую волю тех, кто способствовал обворовыванию государства и сдаче национальных интересов. Если кадровый состав государственных структур, формально предназначенных для защиты нации и государства, не позволяет даже в минимально необходимом объеме выполнять функцию защиты государственного суверенитета, защитные функции должна перебирать на себя активная, патриотически настроенная общественность, заставляя своим давлением работать надлежащим образом соответствующие государственные органы, проявляя инициативу в формировании «снизу» силовых (в т.ч. антитеррористических, разведывательных и контрразведывательных) структур для эффективного противодействия агрессору.

Нельзя утверждать, что СБУ все 25 лет независимости полностью игнорировала враждебную деятельность спецслужб Москвы против Украины. Следует признать, что Служба достаточно эффективно сработала в 1995 году во время ликвидации так называемого президентства Мешкова в Крыму. Впрочем, в конечном итоге политика постоянных компромиссов и уступок перед Москвой, избранная высшим руководством Украины, привела к тому, что СБУ со временем превратилась фактически в филиал ФСБ России, и с начала президентства Януковича, вместо обеспечения безопасности нации и государства, осуществляла надзор за тем, чтобы Украина была безопасной для «освоения» и захвата сначала российским капиталом, а впоследствии — и российской армией... «Борьба кует кадры, кадры разворачивают борьбу», — внедрение этого сформулированного Степаном Бандерой принципа как базового будет эффективным в подготовке кадров для сферы национальной безопасности при нынешних чрезвычайно критических обстоятельствах.

Болезненной, кровавой, но одновременно животворной прививкой от заговора и капитуляции для создания новой национальной элиты должно стать вхождение в ее состав вчерашних воинов, которые доказали на поле боя умение противостоять московитам, собственноручно уничтожая живую силу и технику агрессора. Приобретенный на войне бесценный опыт банальной физической уязвимости хищных захватчиков полностью разрушает мифологию «русскомирства», на которой свыше 20 лет держалось уродливое «партнерство» Украины с Москвой. Война создает принципиально иную модель восприятия противостояния, новый психотип с возрожденным здоровым инстинктом вооруженного противостояния врагу. Поэтому в час испытаний — а как раз такое время наступило для Украины после того, как часть нашей земли была оккупирована врагом — именно офицеры с удачным опытом организации уничтожения врага должны определять государственную стратегию обеспечения безопасности страны как в военном, так и в информационном, политическом и экономическом аспектах. Например, на должности генерального прокурора любой офицер с опытом ведения боевых действий в зоне АТО будет намного эффективнее Юрия Луценко с опытом жертвы промосковского режима.

В любом случае, необходимым условием успешного сопротивления чужеземной агрессии в условиях активного использования агрессором агентуры и коллаборационистов на территории Украины являются глубинные и качественные изменения кадрового состава и самой системы подготовки и подбора кадров всех силовых ведомств — СБУ, МВД и ГПУ. Такие изменения будут полезными для повышения эффективности работы указанных ведомств в том случае, если они будут иметь не хамелеоновский характер (смена мундиров, названий ведомств и т. д.), а будут базироваться на вышеупомянутой бандеровской формуле (кадры — борьба — кадры), ориентируясь на отбор лучших охотников на живую силу и агентуру агрессора.

Украинская власть, вследствие привычки большинства власти предержащих к так называемому стратегическому партнерству с Москвой, слишком мягкая, по сравнению с той же Европой, относительно предателей и коллаборационистов. Изменение кадрового состава законодательной и судебной сфер власти должно обеспечить внедрение действительно европейских подходов в решении вопроса с коллаборационистами. Например, суд уже много месяцев не может решить, как поступить с бывшим мэром Славянска Нелей Штепой, которая всячески способствовала оккупантам в их бесчинствах и призывала сограждан прийти на организованный оккупантами референдум 11 мая 2014 г. В «цивилизованной Европе» с такими существами не церемонились. «Между 1944 и 1945 гг. во Франции было расстреляно (официально) 105000 мужчин и женщин «коллаборантов» [1]. Остается надеяться, что судебная реформа в Украине позволит учесть мировой опыт Франции и других стран в вопросе ответственности за сотрудничество с агрессором. Вероятно, мы можем избежать крайних подходов, к которым прибегли, например, Чехословакия и Норвегия. Из Чехословакии после освобождения было депортировано свыше трех миллионов судетских немцев, которые создали при поддержке оккупантов «протекторат Богемии и Моравии» (тогдашний аналог оккупированных Москвой «ДНР-ЛНР» и Крыма); во время депортации до 30 тысяч людей погибло. В Норвегии же к ответственности было привлечено 55 тысяч членов коллаборационистской партии «Национальное единение» и еще 40 тысяч граждан, то есть почти 100 тысяч из трех миллионов норвежцев. Суды вынесли 713 смертных приговоров, и 741 человек осудили к пожизненному заключению [2]. «Наша власть должна быть страшной для врагов Украинского государства», — предусматривал Степан Бандера, учитывая всю жестокость реальной европейской политики.

Стоит также позаимствовать и более поздний зарубежный опыт. Через несколько десятилетий после окончания Второй мировой войны цивилизованные страны разработали новые, более гуманные механизмы защиты своих национальных интересов. В частности, в странах Балтии были введены определенные ограничения на приобретение гражданства лицами, не интегрированными в местное национальное сообщество (не в состоянии выучить язык страны обитания и тому подобное). Также Украине может пригодиться изучение и применение мирового опыта «запрета на профессии». Так, среди стран Восточной Европы уже свыше 20 лет действуют законы на запрещение профессий в государственных заведениях для лиц и граждан, сотрудничавших со службами разведки СССР или активно работавших в коммунистических партиях своих стран. В соседней Польше такой закон запрещает гражданам получать должности в высших учебных заведениях. Очевидно, для минимизации угроз от иностранной агентуры и коллаборационистов (абсолютно реальных, как показала практика) аналогичные мероприятия в Украине стоит внедрить относительно партий, члены которых массово поддержали военную агрессию против Украины (например, КПУ).

Так или иначе, ответственность за преступления и враждебные действия против собственной страны должна быть нормирована и осуществляться в правовом поле, реформирование которого происходит непосредственно в настоящее время. Без очищения от нечисти государство будет оставаться носителем губительного наследства, насыщенного трупным ядом антиправовых по своей глубинной сути традиций Московщины, которые достаточно метко охарактеризовал Виктор Ерофеев: «Главная мерзость российской жизни — не хамство, даже не отношение к человеку как к ничтожеству, а негласное согласие на продолжение недостойной жизни и стремление к ее оправданию. В умении все оправдать заключается российская правда» [3].


1. Е. Маланюк. «Нотатники (1936 — 1968)». К.: Темпора, 2008. — 336 с.

2. «Кампанія переслідування колабораціоністів: поголити, вигнати, вбити». Радио Свобода, 13 мая в 2015 г. — Режим доступа: http://www.radiosoboda.mobi/a/27013908.html— Заглавие с экрана.

3. В. В. Ерофеев. «Енциклопедія російської душі». К.: Ярославів Вал, 2011. — 224 с.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать