Государственную границу охраняют... крестьяне
Межведомственное совещание по демаркации белорусско-украинской границы, которое состоялось в волынском селе Ветлы, оставило у местных жителей больше вопросов, чем ответов![](/sites/default/files/main/articles/13072016/foto_valeriya_melnyka_img_6787-1.jpg)
Ветловский сельский председатель Любовь Павлик говорит, что село уже устало добиваться, как здесь считают, «правды» о процессе делимитации и демаркации государственной границы между Украиной и Беларусью. Но крестьяне не только не собираются отступать, а настроены достаточно радикально, если не сказать агрессивно. Как сказал присутствовавший на совещании народный депутат Тарас Батенко, «нам чужого не надо, но и своего не отдадим». Газета «День» уже не раз рассказывала о сути конфликта: только в 2015 году жители волынских сел, граничащих с Беларусью, с удивлением узнали, что еще в 1997 году была проведена делимитация, впоследствии и демаркация границы, и, по их мнению, - гектары украинской земли странным образом оказались в соседнем государстве.
Оснований не доверять официальным документам и заверениям чиновников разного ранга у ветловчан более чем достаточно. При существовании в одном Союзе условная граница проходила посередине Жировского канала. Там рядом поколения ветловчан имеют сенокосы, которые теперь отошли Беларуси. Бывший председатель местного колхоза Яков Ярмолюк взволнованно говорит, что он пахал и сеял на тех землях, которые теперь не украинские, а украинские лесники обслуживали массивы леса до Белого озера. Теперь же это тоже белорусская территория. Наивно полагать, что даже братская дружба между советскими республиками допускала использование чужой земли. То есть не могли белорусы пахать на украинской земле и наоборот. Более того, в 2007 году ветловские окраины у самой границы были переданы в подчинение созданного здесь национального природного парка «Припять-Стоход». Парк платит сельскому совету налоги. А значит - столько лет он платит налоги украинскому сельсовету за белорусские земли?!
ЗНАМЕНИТОЕ БЕЛОЕ ОЗЕРО, КОТОРОЕ НА ТРЕТЬ ПРИНАДЛЕЖИТ БЕЛАРУСИ, А ДВЕ ТРЕТИ ЕГО - УКРАИНСКИЕ. ВЕТЛОВЧАНЕ БОЯТСЯ, ЧТО СО СМЕНОЙ ГРАНИЦ НЕ СМОГУТ УЖЕ ВЛИЯТЬ НА ЕГО СОХРАНЕНИЕ
И если во время заседания межведомственного совещания крестьяне еще были готовы воспринять заверения руководителя Волынского областного управления водного хозяйства и водных ресурсов Ростислава Кравчука о том, что спорный Жировский канал никогда не был на балансе Украины, а только Беларуси, то согласиться с тем, что так называемый безымянный канал - тоже белорусский, они не хотят. А именно по южной линии этого безымянного канала и проходит сейчас граница. Яков Ярмолюк говорит, что этот безымянный канал строили именно украинцы, в частности Камень-Каширский лесхоз. Но, как удалось определить по данным того же Ростислава Кравчука, и этот канал не был на балансе Украины. Он был просто ничей. Конечно, люди, которые его строили, в этом не виноваты, но получается, что при демаркации границы соседи просто воспользовались бесхозяйственностью украинцев? И прибрали безымянный канал к своим рукам. Сейчас они углубились на прежнюю украинскую территорию где на сто метров, а где и больше. И даже «случайно», как объяснили, вырубили сотни деревьев (среди них дубы) на землях Гирковского сельсовета. Любовь Павлик удивляется: если волынская женщина забредет случайно за черникой в Беларусь и ее поймают пограничники, то домой она вернется только из Пинска со штрафом, наложенным судом. А тут срезали столько кубов леса (что-то вернули), ни техника не арестована, ни какого-либо наказания не было.
Болезненной же для волынских крестьян является даже не потеря земли, а потеря воды, а следовательно, и дальнейшей жизни в регионе. Осуществленная именно так демаркация дает белорусам доступ к озерам Волыни. Недалеко от Ветел белорусы строят мощное водохранилище на 700 гектаров. Наполнять его они могут лишь водой из наших озер через систему каналов, существующих и новых, которые планируют. Сейчас Полесье уже страдает от нехватки воды, а что будет, когда белорусы «откроют» Белое озеро близ Ветел? Местные видят это только в темных тонах.
Межведомственную комиссию в далекие волынские Ветлы привел запрос народного депутата Тараса Батенко. Он представляет УКРОП, а так как волынская организация УКРОПа не имеет своего представителя в парламенте, но к ней обратились ветловчане, то Батенко и подал запросы в инстанции по вопросам демаркации границ. Потому что областному совету, который обращался с запросами к Президенту, Правительству и Верховной Раде, ответа так и не дали. Сплошные отписки получает и Ветловский сельсовет. Межведомственная комиссия была в составе и.о. начальника отдела правового оформления государственной границы МИД Украины Сергея Бобошко, помощника председателя Госпогранслужбы Украины Сергея Вороного, начальника отдела демаркации и делимитации Департамента геодезической и картографической деятельности Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра, заместителя директора Научно-исследовательского института геодезии и картографии Ивана Зайца, начальника отдела энергосбережения, механизации и охраны труда Государственного агентства водных ресурсов Украины Игоря Серого. В совещании принял участие председатель Волынского областного совета Игорь Палица. Но напрасно ехали чиновники из столицы на край света. Они разводили руками, не имея полномочий что-то изменить, а карты и протоколы заседания комиссии по демаркации, чего и требуют уже девять месяцев волыняне, просто... не привезли. А Ветлы, говорит Любовь Павлик, просят одного: представить, как и положено, копии документов, заверенные соответственно, чтобы люди убедились, что их не обманули, что все по закону. То, что документы и карты не показывают, больше всего и настораживает.
Председатель Волынской ОГА Игорь Палица предложил создать комиссию, которая будет выяснять ход проведения делимитации и демаркации границы на участке Волыни. Также сессия областного совета планирует дать запрос специалистам, чтобы выяснить: есть ли основания у волынян бояться нового водохранилища в Беларуси, как его деятельность повлияет на состояние водоемов Волыни (а следовательно Украины). Конечно, межгосударственные соглашения - вещь серьезная, но правильно говорит Любовь Павлик: «Из Ветел и сейчас в так называемой АТО - 40 человек, а сколько отвоевали и вернулись. Что я должна им сказать, когда спрашивают: мы там украинскую землю отстаиваем, а здесь что - свою же отдаем?»
Выпуск газеты №:
№122, (2016)