Бомбардировки в Сирии, Украина и визит Керри в Москву

На фоне попытки военного переворота в Турции Сирия и Украина сошли в первых полос газет и экранов телевизоров. Тем не менее, ситуация на Ближнем Востоке достаточно динамична и в значительной мере отражается на других регионах. В особенности на тех, в которых непосредственно задействованы основные геополитические игроки.
Военная ситуация в Сирии сильно зависит от хода операций против ИГ в Ираке. После захвата правительственной армией стратегически важного города Эль-Фаллуджа следующей целью является Мосул. Этот крупный город с населением почти 1,5 млн человек является второй неофициальной столицей ИГ наряду с сирийской Раккой. Добавим, что Мосул к тому же крупный центр добычи нефти.
По всему видно, что боевики ИГ в Ираке терпят серьезные поражения и несут значительные потери. Они потеряли 12% территории и это далеко не конец. В своем сложном положении признаются сами исламисты. Как заявил газете The Washington Post представитель ИГ, «Нашу ключевую инфраструктуру в Ираке и Сирии атакуют, но нам удалось расшириться. Часть командной сети, медиаресурсов и финансовых запасов мы перевели в другие страны».
Последнее подтверждается последними терактами во Франции и Турции. ИГ усиленно преобразует свою вертикальную структуру в горизонтальную. Хотя военный потенциал террористов далеко не исчерпан. Об этом говорит ход боев в Сирии.
Несмотря на поддержку российской авиации войска президента Асада не могут переломить ход сражений. Широко разрекламированное наступление на Ракку захлебнулось. Есть проблемы на севере страны в районе Алеппо. Оппозиционеры начали получать более современное оружие от монархий Персидского залива и из других источников.
В частности, Сирийская свободная армия (ССА) и Новая сирийская армия (НСА), вооруженные по программе Пентагона на сумму в $500 млн, часть своего оружия весьма вероятно передали боевикам ИГ. Некоторые арабские государства, закупая через посредников оружие у США, потом его передали противникам Асада. Количество поставок противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) TOW составляет более 10 тыс. единиц. Осенью прошлого года газета The New York Times писала о том, что Саудовская Аравия закупила 13 тыс. ракет для этих комплексов и передала их бойцам ССА. Недавно контракт на покупку крупной партии этих ПТРК подписала Иордания, наиболее активно помогающая ССА и НСА.
Характерно, что это начала испытывать на себе и российская группировка. Недавно в районе Пальмиры боевиками был сбит вертолет Ми-35 с летчиком-инструктором полковником Ряфагатем Хабибуллиным и лейтенантом Евгением Долгиным. Как сообщает Газета.Ру, полковник Хабибуллин возглавлял группу из пяти вертолетов на боевом задании в провинции Хомс. В группе было по два Ми-35 и Ми-24, а также один вертолет Ми-8 поисково-спасательного обеспечения. Один из Ми-35 (модернизированная модификация экспортного Ми-24В приборами ночного видения) и был тем вертолетом, который сбили террористы предположительно комплексам TOW.
В ответ началась акция возмездия. Российские дальние бомбардировщики Ту-22М3 совершили два налета на объекты в Сирии. Ту-22М3 — советский дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик, по кодификации НАТО — Backfire (Ответный огонь). Аэродромом вылета для шестерки дальних бомбардировщиков Ту-22М3 является авиабаза в Моздоке в Северной Осетии. При вылете с этого аэродрома для нанесения удара по целям в Сирии, боевая нагрузка этого самолета не должна превышать 8–9 тонн, иначе топлива не хватит для возвращения на базу. С полной боевой нагрузкой (24 тонны) радиус боевого применения Ту-22М3 составляет около 800 км.
Отсюда следует, что никакой военной необходимости применять дальние бомбардировщики не было. Тем более, что такая акция весьма дорого стоит. Как отметил российский военный эксперт Виктор Мураховский, «С военной точки зрения применять ее (дальнюю бомбардировочную авиацию — Авт.) по так называемым тапочникам (так военные называют ближневосточных террористов, которые ходят в основном в национальных тапочках), представляющих собой негосударственные вооруженные формирования, оснащенные легким вооружением или захваченными в боях единицами танков и БМП, нецелесообразно. Конечно, это символическая акция». По его словам, для пресечения торговых путей, предотвращения перевозки нефти и горюче-смазочных материалов, а также пополнения боеприпасов террористами вполне хватает состава российской авиагруппы на базе Хмеймим. Тем не менее, Кремль пошел на это из пропагандистских соображений для внутренней аудитории. К тому же мероприятие довольно дорогостоящее.
Перспектива увеличения потерь в Сирии весьма беспокоит Кремль. Однако просто так уйти оттуда невозможно без потери лица. Поэтому в Москве согласились на предложения американского государственного секретаря Джона Керри по разработке ряда мер по усилению взаимодействия в Сирии.
Как представляется, в ответ американцы потребовали прекращения вмешательства России на Донбассе. Судя по высказываниям Керри, в российской столице согласны уйти из Донбасса при условии каких-то уступок со стороны Киева.
Конкретно эти факторы должны быть учтены при разработке так называемой дорожной карты по донбасскому урегулированию. Судя по настрою американских дипломатов, Вашингтон рассчитывает до конца года урегулировать донбасский кризис и восстановить контроль Украины над оккупированной территорией.
Москва со своей стороны всеми силами будет стараться сохранить в том или ином виде своих марионеток во власти в Донецке и Луганске и получить для них максимально возможную автономию.
Проблема в том, что добиться одновременно своих целей в Сирии и Украине не получается. В Белокаменной это понимают, но согласиться с объективными обстоятельствами не могут.
К ним не в последнюю очередь относится банальная нехватка средств. Причем даже на священную корову — расходы на оборону и безопасность. К тому же ряд предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) допустили срыв сроков выполнения контрактов. Как заявил начальник Главного управления вооружения Вооруженных сил России Анатолий Гуляев, «Мотовилихинские заводы» не выполнили заказ на поставку и модернизацию реактивных систем залпового огня «Торнадо-С». Отстают от графика ремонт и модернизация Дальней авиации, выполняемых компанией «Туполев». Наряду с организационными проблемами, сложности в ВПК связаны и с нехваткой средств. Если они и выделялись, то результата нет. О чем недавно откровенно заявил куратор ВПК в правительстве Дмитрий Рагозин.
Важнейшим результатом визита Керри в Москву является сдвижка в московской позиции по Сирии и Украине. Насколько это так можно будет определить довольно скоро. Вашингтон спешит и долго ждать, не намерен.
Section
День Планеты