О внутреннем «валовом счастье»
Богдан ГАВРИЛИШИН: Человечество и Украина нуждаются в иной жизненной философии
Встречи Богдана Гаврилишина с участниками Летней школы «Дня» претендуют на то, чтобы стать еще одной традицией сотрудничества газеты и Богдана Дмитриевича. После прошлогоднего общения с молодежью, стажировавшейся в «Дне», он еще до начала работы школы позвонил по телефону главному редактору с предложением встретиться еще раз. Читателям нашей газеты излишне напоминать, что Богдан Гаврилишин — специалист-экономист с мировым именем, глава Международного института менеджмента, член Римского клуба, основатель экономического форума в Давосе. Он чрезвычайно хорошо понимает механизмы тех процессов, которые имеют место в современном мире.
Собственно, участникам Летней школы журналистики Богдан Дмитриевич предложил пообщаться о том, почему сегодня глобальная цивилизация оказалась над пропастью. Впрочем, в разговоре коснулись и тех процессов, которые теперь происходят в украинском обществе. Поэтому предлагаем вниманию читателей «Дня» наиболее интересные фрагменты дискуссии с Богданом Гаврилишиным.
— Существующая мировая экономическая система быстро приближается к концу своего полезного жизненного цикла, — убежден Богдан Дмитриевич, — потому что сегодня капитализм функционирует в искаженном виде. Финансовая система существует сама для себя: одни и те же игроки забавляются между собой, торгуются, но не инвестируют. Богатые страны стали богаче, а бедные — еще беднее, и разница между ними углубляется. Во время кризиса в первую очередь потрясение переживают не миллионеры, а малообеспеченные. Человек в такой экономической системе не представляет никакой ценности. Он — лишь ресурс. Вместе с тем в нормальном гуманном мире человек должен быть целью.
Рост внутреннего валового продукта не является хорошим показателем развития стран. В первую очередь потому, что рост ВВП не всегда связан с улучшением уровня жизни.
Например, чем больше пробок в Киеве, тем больше сжигается бензина и возникает потребность в работе регулировщиков. Тот, кто выполняет эту работу, создает дополнительную стоимость, и это и есть вроде бы ВВП. Но счастливы ли от этого люди? В Канаде бюро статистики наняло одного экономиста, чтобы как-то прорабатывать индикатор счастья. Это нелегко сделать. Но когда я писал свою предыдущую книгу «Указатели в будущее», то говорил там, что необходимо три приблизительных мерила: не только рост валового продукта, но и какие-то политические и социальные индикаторы.
Еще одной неотложной проблемой сегодняшнего мира является наше сосуществование с природой. Мы приблизились к настоящей экологической пропасти, потребляя воздух, воду, землю и полезные ископаемые слишком быстрыми темпами, истощая и загрязняя окружающую среду. Для того, чтобы человечество могло продолжать существовать, должны научиться рассматривать биосферу как уставный капитал, а не как годовую прибыль.
В кризисном состоянии находится и демократия, где так или иначе деньги играют ключевую роль. Законодательный процесс в демократических странах должен быть направлен на то, чтобы превращать личные и групповые интересы в общее добро, а у нас этого нет. Напротив, развитое лобби довольно часто играет негативную роль. Хороший пример в этом смысле — Соединенные Штаты Америки. Несмотря на частые случаи, когда подростки в школах или колледжах расстреливали своих коллег и учителей, каждый гражданин, которому исполнилось 16 лет, имеет право носить оружие. А все потому, что в США действуют тысячи зарегистрированных лобби, что продвигают интересы компаний, которые производят или продают оружие. Более того, под их давлением даже прозвучало предложение от Республиканской партии, что студенты университетов должны ходить на учебу с револьвером...
Все эти проблемы — своеобразный вызов человечеству, которое срочно нуждается в другой жизненной философии. Нам, как никогда, нужны новые идеологи, новые архитекторы общественного строя. И я думаю, что они скоро появятся.
«МЫ МОЖЕМ ИЗМЕНИТЬ СТРАНУ БЕЗ РЕВОЛЮЦИЙ»
— В ситуации, когда мир переживает глобализационный кризис, наша страна нуждается в тотальной трансформации. Практически мы должны создать новую Украину — это единственный способ что-то изменить. Нынешнее состояние нашего государства — катастрофическое, как в социальной сфере, так и в политической и экономической. Чтобы превратиться в страну по-настоящему демократическую, где есть полная свобода, где есть определенный уровень экономического достатка, чтобы удовлетворить человеческие потребности, необходима справедливость, прежде всего социальная. Нужны изменения в системе образования, здравоохранения, чрезвычайно важно, чтобы люди научились сосуществовать с природой. Впрочем, тем, кто сегодня при власти, социальная справедливость не нужна — это противоречит их интересам. Сомневаюсь, что такие системные реформы смогли бы реализовать представители оппозиции — не потому, что они органично злые, а потому, что слишком долго варятся в существующих политических соусах и думают теми же властными категориями.
Вместе с тем в том факте, что Украина сегодня переживает не наилучшие времена, я вижу что-то позитивное, ведь мы много перетерпели, и это может вызвать определенную реакцию. А реакция уже понемногу начинается, особенно среди молодежи. Я осознаю, что еще год назад была большая часть молодежи, которая только и искала способ выехать из этой страны. Но уже во второй половине года ситуация начала меняться. Существует целая генерация молодых людей, которые изменили вектор своего мышления. Могу привести пример: Благотворительный фонд Богдана Гаврилишина, миссией которого является помощь перспективной молодежи, ищет интересных людей, не обязательно младшие 30 лет, среди них есть и те, кто уже знает что-то об этом мире. Большинство из тех, с кем мы сотрудничаем, намереваются овладеть профессией советника, а не ключевого актера в процессах трансформации, то есть у них есть искреннее желание что-то сделать для Родины, а не только заботиться о собственном интересе. Теперь этим людям, чтобы превратиться в критическую массу, нужно начинать с работы в местных органах власти и самоуправления, постепенно поднимаясь наверх. Также важно понимать, что двигаться они должны небольшими группами, которые будут задавать тон. Пример того, как небольшая по численности, но целостная в своем виденье группа определила судьбу страны, у нас уже был. После выборов в Верховную Раду в марте 1990 года одну треть парламентариев составляли бывшие политзаключенные, поэты, писатели, мечтатели. У тех людей было ясное виденье, чего они хотели, а хотели они действительно независимого, демократического и справедливого государства. Они имели то виденье и были искренни в этом. Хотя статистически они были меньшинством, однако они были большинством моральным. Обанкротившимся идейно коммунистам оставалось тогда лишь поддержать этих людей, поэтому Декларацию о государственном суверенитете Украины приняли фактически абсолютным большинством. Это пример того, что мы можем изменить страну без революции, ведь люди, которые делают революцию, как показывает история, потом являются плохими управленцами.
ЭЛИТА И АНТИЭЛИТА
— Люди, которые сегодня при власти, называют себя элитой, хотя в действительности — это антиэлита. Что такое элита для меня? Это люди, которые сознательно берут на себя больше ответственности и обязательств, чем обычные граждане, тем более чем те, которые имеют определенные привилегии или пользу из своего социального положения. Я не раз давал советы, как наши люди, усваивая опыт демократических стран, должны усовершенствоваться сами, чтобы вскоре улучшить положение украинского общества. С моей точки зрения, это возможно лишь путем объединения таких инициативных людей в группы. Я, кстати, не поддерживаю никаких программ школ лидеров. У нас много лидеров, но мы так и не научились работать в команде. В действительности лидеры возникают, если этому способствует среда и этого требует ситуация. Так было в Европе после Второй мировой войны, когда появился такой себе Аденауэр или де Голль. Личностей такого масштаба сегодня в Западном мире нет. Потому что на такого лидера должен быть спрос.
«УКРАИНСКОМУ ОБЩЕСТВУ НЕ ХВАТАЕТ КОЛЛЕКТИВНОЙ МУДРОСТИ»
— Информация — это отдельные факты. Факты — это также знания. Но есть еще высшая форма — понимание того, что эти факты значат и как они между собой связаны. Нашему обществу не хватает коллективной мудрости для улучшения дел в стране. Например, в настоящий момент технологическое развитие достигает безумных темпов, однако каждая новая технология имеет две стороны. Одна — позитивная, производительная, полезная для человечества. Другая несет что-то разрушительное, деструктивное, как вот ядерная энергия или появление химикатов. Наступило время, когда человечество должно стать мудрее, чтобы преумножить достижения и минимизировать потери.
К мировым глобализационным процессам мы должны относиться с осторожностью, каждый раз задумываясь, не происходит ли «затирание» национальных особенностей. Как сохранить свою коллективную идентичность — это вызов и для отдельных людей, и для целых стран. Опасным является то, что украинское общество не объединено общим для всех ощущением страны и собственной идентичности. Наилучше здоровый корень народа проявился во время Помаранчевой революции, когда люди требовали от власти лишь правды и свободы.
Украина могла бы дать очень много европейской цивилизации. У нас говорят о «сказочной Швейцарии». Но там недостает такого поведения, таких черт в национальном характере, которые для нас являются нормальным явлением. Например, общение между ними больше похоже на трансакцию: они вежливы и корректны, но у нас в разговоре между людьми обязательно присутствуют чувства и эмоции. С другой стороны, украинцам нужно иметь больше веры в себя. Нам не хватает твердости характера. С одной стороны, это хорошо: мы достаточно мягкий и сентиментальный народ, для которого важны не только знания, но и чувства. Но, возможно, именно поэтому чаще доминировали над нами, чем мы доминировали над кем-то. Главное — уметь достойно оценить себя.
Выпуск газеты №:
№120, (2012)Section
Медиа