Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Подвал невозврата

Аккордом «под занавес» сезона Хмельницкого театра им. М. Старицкого прозвучала премьера «Побег из будущего»
28 июля, 12:26
СПЕКТАКЛЬ «ПОБЕГ ИЗ БУДУЩЕГО» ПОДНИМАЕТ ОДНУ ИЗ САМЫХ СТРАШНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ — НАРКОМАНИЮ, А ГЕРОЯМИ ПОСТАНОВКИ ЯВЛЯЮТСЯ ПОДРОСТКИ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЛИТЧАСТЬЮ ХМЕЛЬНИЦКОГО ТЕАТРА ИМ. М. СТАРИЦКОГО

Спектакль поставлен по пьесе Марины Бортник-Гулеватой. Несмотря на то, что пьеса зачислена в категорию остросоцыальных, актуальность «Побега из будущего» будет лишь расти со временем.

Взявшись за постановку, молодой киевский режиссер Даниил Сарычев вряд ли ставил перед собой стратегическую цель «попробовать» уже известных зрителю хмельницких актеров. Он просто взял тех, кого увидел в образах пьесы, и этим подтвердил известную истину, как полезно иметь свежий взгляд на возможность труппы.

Минималистическое оформление сцены, где натуралистические элементы (кровать-диван, кресло; на переднем плане — импровизированный столик из шин, накрытых деревянной доской) являются неизменными на протяжении всего спектакля (художник — Вита Шаповаленко). На заднем плане — ободранная подвальная стена, зарешеченные окна, массивные входные двери, олицетворяющие замкнутую территорию — безысходность, — вот среда, в которой постоянно будут существовать персонажи, модель мира подростков.

Как комментарий к будущему сюжету, автор прибегает к прямому обращению главного героя пьесы Ромы к зрителям: «...Кто-то мечтал стать великим ученым, кто-то — зарабатывать кучу «бабок», а кто-то — просто любить... Но у каждого были свои проблемы. Кому-то мешали родители, а кому-то... тоже родители. Мы видели в этих людях самое сильное препятствие. Но мы не искали способа достичь взаимопонимания с ними. Мы прятались от них в свою нору».

На первый взгляд, «Побег из будущего» может походить на документальную, даже хроникальную пьесу. Но при дальнейшем рассмотрении проявляется присутствие вечных вопросов психологии еще незрелой личности, терющей непосредственный контакт с реальным миром. Это проблема мира утраченной идентичности, где подростки, управляемые культом наркотиков, спиртного, денег готовы отречься от себя. Зритель находится в состоянии напряженного созерцания процессов разрушения личности пяти героев спектакля, страшнее всего в которой — абсолютная неосознанность героями своего состояния.

Автор показывает своих персонажей в их тесной взаимосвязи. Дрон (Тарас Юровский) — колоритный типаж «теневого мажора» в группе молодых «лузеров», сынок прокурора. Хитрый и коварный, он распоряжается всеми и всем. Именно он наладил систему покупки-продажи и бесплатной «дегустации» наркотиков. Димася (Борис Ковальский) — типичный «мальчик на побегушках», которому присущи черты этакого современного Хлестакова. Кажется, в его мозгах вечно живут фразы: «Чево изволите?» и «Будет сделано!». Героиня Наталии Дяченко — несовершеннолетняя Катя, которую компания окрестила Видиком, немного неловкая, нескладная, она постоянно пытается казаться старше своего возраста, но это ей мало удается.

Единственный персонаж спектакля, вызывающий сочувствие, — Оля — девушка Ромы, которую играет Юлия Кузнецова. В отличие от других персонажей, она из благополучной семьи. В грязный подвал ее привела светлая и безрассудная любовь. Неосознанность ею своего положения приводит к трагическому финалу: Оля получает передозировку, а затем ее насилуют. Режиссер в этот кульминационный момент избегает дальнейшей драматизации событий — из спектакля выпадает «кадр» текста пьесы, в котором Рома отдает любимую на поругание друзьям.

Спектакль смело говорит об одной из наиболее существенных, острых проблем социальных сдвигов. Именно в этом — смысл и пьесы, и режиссерского предупреждения. Но будет ли оно услышано? Хотелось бы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать