Трагедия нелюбви
В Днепре поставили моноспектакль о жене Франко Ольге Хоружинской
В новой работе Днепровского городского телевизионного театра из дуэтной пьесы «Тайна бытия» Татьяны Иващенко об истории супружеской жизни Ивана Франко режиссер Людмила Колосович (также сценография и музыкальное оформление) сделала моноспектакль «Женщина, которая шла рядом...», тем самым сосредоточившись на судьбе, переживаниях и трагедии именно жены Ивана Яковлевича — Ольги Хоружинской.
Сценическое пространство спектакля построено так, чтобы максимально избежать ощущения быта. Черный кабинет с большим экраном-окном, закрытый прозрачными белыми занавесками, стул. Слева, словно из дерева, растущего где-то за сценой, виднеется несколько ветвей. Что это за пространство, куда в белом, стилизованном под национальный наряд платье босиком выйдет Ольга Хоружинская — актриса Ольга Бразинская? Можно предположить, что это больница (жена Франко в конце жизни имела нервно-психическое заболевание). Но последующий ход спектакля убедит, что это пространство ее воспоминаний, и собеседниками здесь станут милые сердцу вещи, печальные и радостные воспоминания, голос любимого Ивана...
Актрисе предоставляется возможность прожить жизнь своей героини, мысленно возвращаясь к моменту знакомства, чтобы, вспоминая малейшие подробности, снова мучиться вопросом, почему не ей досталась любовь Франко, почему она так и осталась для него лишь другом и соратницей?
Метафорическая образность в спектакле станет набирать свои эмоциональные обороты с самого начала. Преисполненная надежд и чаяний Ольга-Бразинская, молодая, романтичная девушка, будет спрашивать у карпатского мольфара о своей судьбе и не поверит неутешительным предсказаниям, о которых известят очаг, который «загорится» на экране, и грохот грома. Он контрапунктом будет звучать в самых напряженных моментах драматичного повествования, предостерегая и пугая неотвратимой силой.
Амплитуда колебаний состояний своей героини передается О.Бразинской легко и убедительно. Она органично перевоплощается в возраст, время, место, переживания, эмоции. Письма Франко, перевязанные цветными лентами, Ольга-Бразинская увлеченно читает, вся в предвкушении будущего счастья. Каждую ленту цепляет на веточку дерева, работает метафора ритуала: завязываешь ленту — загадываешь желание. Сколько их навязано, исполнится ли?
Напряженный рассказ Ольги продолжается, воспоминания перескакивают с одного эпизода на другой, из мозаики воспоминаний складывается картина их супружеской жизни, где превалировали труд и борьба Франко, вспоминается безденежье, мытарства, его любовь к другим женщинам. Но еще были стихи, такие проникновенные и печальные. «Чого являєшся мені у сні?..». Исполнением стихов И.Франко актриса демонстрирует глубокое понимание написанного, для нее это не просто рифмованные строки — это судьба ее героини, и в этом чувствуется глубокое погружение в образ О.Хоружинской.
Моменты общения с Франко режиссер строит через вышиванку поэта, которую Ольга-Бразинская любовно кладет на спинку стула, берет за рукав в сцене венчания, с которой общается, будто с живым мужем. Еще одна выразительная метафора: вместо своего первенца она нежно колышет свернутую газету со статьей Ивана Яковлевича. Да, в этой семье все было подчинено творчеству гения. Ольга и Иван, две разные вселенные, которым не суждено было пересечься, они лишь существовали вместе. И все же эмоциональный вывод спектакля «Женщина, которая шла рядом...» уверяет, что на пути к своей Голгофе Иван Франко был не одинок. Ольга Хоружинская была с ним, помогала нести его крест, страдала, любила...
Выпуск газеты №:
№143-144, (2016)Section
Культура