Последняя зима Гостиного двора?
Суд оставил памятник у арендатора, который довел его до разрушения и отказывается от консервации
В Хозяйственном суде города Киева на днях прошло финальное заседание по «делу Гостиного двора». Напомним, оно рассматривалась по иску Фонда государственного имущества, который требовал вернуть памятник архитектуры в государственную собственность. Сейчас двор арендует ПАО «Укрреставрация», адвокаты компании в суде убеждали, что государству ничего не будут отдавать, потому что сами ведут там ремонтные работы. Однако активисты предоставили судье убедительные доказательства — сотни фотографий из Гостиного двора, сделанные в середине сентября во время специальной общественной экспертизы от Украинского общества охраны памятников истории и культуры.
На фотографиях зафиксировали, что на территории памятника нет ни рабочих, ни строительной техники, ни завезенных стройматериалов. Стоит идеальная тишина, а сам Гостиный двор медленно разрушается. Однако эти доказательства не убедили суд. Окончательное решение — памятник остается в руках арендатора, который фактически довел его до разрушения и отказывается от консервации. Фонд госимущества готовится подавать апелляцию, но выдержит ли Гостиный двор еще одну зиму?
«СОСТОЯНИЕ ПАМЯТНИКА УЖАСНОЕ»
Экспертиза от УООПИК проводилась неспроста. Во время предыдущего заседания суда адвокат «Укрреставрации» заявил, что компания собирается восстановить в Государственной архитектурно-строительной инспекции разрешение на строительство. Ранее активисты через суды отменили договор об аренде земли, таким образом у арендатора нет законных оснований для продолжения строительства. Поэтому выводы комиссии должны были стать контраргументами, которые убедили бы суд, что памятник нуждается в защите и его лучше вернуть государству.
«Я была в составе общественной экспертной комиссии, мы сделали тысячи фотографий. Там никакие работы не ведутся, по сути, сидит один охранник, но состояние памятника ужасное, в подвале стоит вода, целый бассейн образовался, стены замокают ... Как можно было не заметить, что двор разрушается, а работы не ведутся? — жалуется на предвзятость судьи член УООПИК, активистка общественной организации «Андреевско-Пейзажная инициатива» Ирина Никифорова. — Эту экспертизу мы проводили 22 сентября, в составе комиссии были архитекторы и другие специалисты. Мы надеялись, что судья примет эти аргументы. Решение судьи свидетельствует о ее ангажированность — она не видит документов, а верит на слово адвокату».
«ДОМ НУЖНО ЛЕЧИТЬ»
«В составе этой комиссии была вся наша рабочая группа, созданная ранее, чтобы следить за состоянием памятника, — отмечает депутат Киевсовета Виктория Кустова. — Стена, которая расположена справа от Киево-Могилянской академии, вся мокрая, не высыхает. Если все это заморозится и разморозится несколько раз — это разрушение. Все сооружение нужно лечить, сушить от воды, сделать отмостки, чтобы вода не затекала дальше. Это уже больной дом, который нужно восстанавливать. Они вырыли большой котлован, глубиной метров на четыре, прямо над метрополитеном, который во время дождей и снегов заполняется водой. У меня есть письма от метрополитена, в которых просят решить данный вопрос, демонтировать этот котлован, потому что у них из-за этого аварийная ситуация на Куреневско-Красноармейской линии».
Несколько лет назад депутаты Киевсовета совместно с «Андреевско-Пейзажной инициативой» открыли благотворительный счет, на который собрали средства, необходимые для консервации памятника, заказали проект спасательных работ, закупили необходимые материалы, однако арендатор просто не пустил никого на территорию памятника. Хотя консервацию обязана была провести именно «Укрреставрация» — когда прекратила строительные работы и преобразование двора в торгово-развлекательный центр. Произошло это под давлением общественности и с началом судебного разбирательства.
«Они не хотели консервировать объект, поскольку считали отмену договора аренды незаконной, — продолжает Виктория Кустова. — Наш проект выполнили профессионалы, он был очень лояльным: нигде мы не касались стен, это все были приставные отмостки, чтобы отвести воду от сооружения, в проекте было учтено накрытие торцов стен. Предполагалось отведение воды из котлована. Но арендаторы не пустили нас на объект, лично мне угрожали, что на меня повесят миллионы, которые они вложили в это строительство. Поэтому мы не смогли выполнить работы по консервации. На тот момент объект никто не забирал, и еще тогда необходимо было сесть за стол переговоров и изменить проект в соответствии с законами архитектуры. Поскольку дом — яркий пример архитектурного классицизма».
РЕШЕНИЕ ЗАКРЫТЫХ ГЛАЗ
Вероятно, именно из-за вложенных средств арендатор готов продолжать борьбу за Гостиный двор. Сделали здесь действительно немало, правда, отнюдь не в пользу памятника: застеклили фасады, застроили внутренний двор, была предусмотрена парковка на Контрактовой площади для почти 400 автомобилей. По словам Виктории Кустовой, из девяти тысяч квадратных метров арендатор создал здесь 27 тысяч. Это все арендные площади, за которые планировалось получать немалые прибыли. Хорошим компромиссом могло бы стать соглашение о компенсации вложенных средств, однако у города таких денег нет, и «Укрреставрация» все эти годы отказывается от любых переговоров.
«Двор продолжает находиться в аренде у коммерческих структур Андрея Кравца, завхоза Януковича, доверенного лица бывшего президента («Укрреставрацию» связывают именно с Кравцом — Авт.), — прокомментировал в Facebook судебное решение народный депутат Украины, активист Игорь Луценко. — Проблема не только в наличии морально неприемлемой ситуации, когда органы прокуратуры ничего не делают, чтобы защитить интересы государства, и позволяют холуям Януковича и дальше хозяйничать на самых лакомых объектах недвижимости, украденных при предыдущей власти. Проблема в том, что эти холуи демонстративно уничтожают памятник градостроительства, которым на сегодняшний день является Гостиный Двор. Суд принял решение, поскольку НЕ ЗАМЕТИЛ, что Гостиный разрушен. Суд считает, что с Гостиным все в порядке, арендатор (Кравец) обращается с арендованной собственностью нормально, как следует. Суд принял решение, которое можно было принять только с широко закрытыми глазами, поскольку факт разрушения Гостиного двора как памятника, а следовательно основания расторгать договор с Кравцом, очевидны для всех».
Несмотря на проигранный суд и определенное неравенство сил, активисты вместе с Фондом госимущества готовы отстаивать памятник и дальше. «День» будет следить за развитием ситуации.
Section
Общество