Сегодня 110-я годовщина со дня рождения кинорежиссера Игоря Савченко

Савченко Игорь Андреевич, кинорежиссер, сценарист. Родился 11.10 1906 года в Виннице, умер 14.12 1950 года в Москве.
В 1934 году он ставит в Москве музыкальную кинокомедию «Гармонь», которую очень невзлюбил Сталин. «Случайная встреча» (1936) — еще одна комедия, которую зачислили к неудачам (несправедливо, как мне кажется) ... Впоследствии Савченко проявляет куда больший интерес к эпическим жанрам. 1937 экранизировал рассказ А. Гайдара «РВС» (фильм «Дума про казака Голоту»), подав приключенческую фабулу в романтической стилистике.
В 1939 году ставит первый фильм в Украине, на Киевской киностудии. Это экранизация романа Ю. Яновского «Вершники». Отчетливо талант эпического рассказчика раскрылся в следующем фильме Савченко, «Богдане Хмельницком» (1941). В годы войны режиссер ставит фильмы «Партизаны в степях Украины» (1942, Киевская и Ашхабадская студии), «Иван Никулин — русский матрос» (1943, «Мосфильм») и другие. После войны в Киеве осуществляет постановку картины «Третий удар» (1948) — о победной операции советских войск в Крыму.
Последней работой мастера стала лента «Тарас Шевченко» (вышла в прокат в 1951 году). Цензурные требования сделали невозможным создание стереоскопического, художественно выразительного образа великого поэта (эта роль принесла признание актеру С. Бондарчуку). Нужно было подать «революционера-демократа», который послушно движется в русле «указаний» старших русских братьев. Несмотря на это фильм имеет несомненные достоинства — прежде всего в эпизодах, повествующих о годах ссылки, солдатчины. Пейзажи, снятые камерой Д. Демуцкого, средствами пластики воспроизводят политический и психологический пейзаж времен Российской империи.
Савченко умер в возрасте 44 лет, не закончив «Тараса Шевченко». По сути дела его убили требованиями по переработке фильма, который заканчивали уже без него. Вот пример требований к ленте, выдвинутых уже после смерти режиссера:
«Предложения Министерства кинематографии СССР по исправлению фильма «Тарас Шевченко»
14 февраля 1951 г.
проект
Секретарю Центрального Комитета ВКП (б)
товарищу Сталину И. В.
В соответствии с Вашими указаниями Министерство кинематографии намечает провести следующие исправления по фильму «Тарас Шевченко»:
1. Шире представить Шевченко как поэта. Для этого намечается заснять несколько новых сцен, две из которых будут основными: одна в начале фильма перед художественной мастерской Шевченко, вторая — в хате его сестры Ярины, во время приезда поэта на Украину. [...]
2. Полнее и ярче показать роль Чернышевского как великого русского мыслителя и революционного демократа и его влияние на Шевченко. [...]
Кроме того, в фильм вводится новая сцена на берегу Невы, где Шевченко рассказывает о значении эстетических взглядов Чернышевского для всего творчества поэта.
В фильме также будет расширена роль Добролюбова. Исполнители ролей Чернышевского и Добролюбова будут заменены.
3. Для правильной трактовки Кулиша как украинского националиста будут переработаны отдельные сцены, в которых Кулиш представлен излишне карикатурным. [...]
6. Переснять встречу Шевченко в Петербурге после его возвращения из ссылки.
Вместо сцены встречи Шевченко на квартире у Толстых в узком кругу будет заснята новая сцена встречи поэта в Петербурге с представителями прогрессивных слоев русского общества.
7. Исключить, как неудачную в художественном отношении, сцену ночных полевых работ украинских крестьян.
Исправление сценария и написание новых сцен Министерство кинематографии СССР предполагает поручить писателю А. Е. Корнейчуку.
Дополнительные съемки и исправления фильма намечается поручить съемочной группе картины «Тарас Шевченко», под художественным руководством народных артистов СССР, кинорежиссеров
И. А. Пырьева и М. И. Ромма.
Министр кинематографии СССР
И. Большаков
Кремлевский кинотеатр. 1928-1953: Документы. М., 2005.
Section
Культура