Трагедия в Княжичах. Выводы
МВД Украины - орган управления внутренними делами европейского государства или монстр в структуре ее органов исполнительной власти...?
События в селе Княжичи под Киевом, которые произошли утром 4 декабря, когда православная Украина отмечала один из двенадцати ежегодных важнейших праздников церкви - введение Пресвятой Марии в храм, побудили меня к анализу причин трагедии - гибели пяти полицейских от выстрелов своих же коллег по профессии. События, которые по уровню безответственности руководства «спецоперации» в относительно мирное время - на моей памяти не имеют себе равных в Украине...
Не собираюсь пополнять «корзину» комментариев в СМИ относительно этой трагедии своими эмоциональными утверждениями, поскольку ни профессиональные знания и опыт, ни статус ученого не позволяют делать какие-либо выводы, опираясь лишь на информационные сообщения и мнения разных людей. Позволю себе высказать некоторые предположения возможных причин случившегося. Часть таких предположений прозвучала в СМИ.
Во-первых, отсутствие надлежащего планирования, подготовки, организации и координации деятельности соответствующих структур органов МВД относительно проведения операции по обнаружению и задержанию организованной группы грабителей при условии, что информация о наличии такой группы была получена из надлежащих источников, проверена должным образом и была 90-процентная уверенность относительно действий этой группы именно в «это» время и в «этом» месте...
Во-вторых, надлежащая профессиональная подготовка личного состава полиции, который был привлечен к выполнению операции и, возможно, отсутствие основательного инструктажа участников операции до ее начала с определением всех «паролей, условных знаков» и средств спецсвязи между ними.
В-третьих, «утечка» оперативной информации о проведении операции в пользу «заинтересованной стороны (сторон)» для ее «срыва».
В-четвертых, «эксцесс» в действиях исполнителей, которые не смогли своевременно и адекватно оценить оперативную обстановку и принять оптимальное решение на месте происшествия.
В-пятых, неуправляема и разбалансирована властная монополия МВД (точнее - персонально министра) на деятельность Национальной полиции Украины (и других подконтрольных ему центральных органов исполнительной власти).
Замечу, что в подтверждение или опровержение первых четырех версий (предположений) о причинах происшествия, установление которых является не менее важным для предотвращения подобных ситуаций в будущем, чем установка самого механизма такой «убийственной стрельбы» - нужна достоверная исходная информация из первых рук, которой я определенно не владею. Обработка (проверка) этих версий с целью поиска ответов на поставленные вопросы - это прерогатива тех, кто занимает соответствующие должности и получает заработную плату, при условии, что высказанные предположения вообще интересуют руководство МВД, полиции и государства..!
Что касается последнего, пятого моего предположения, то считаю, что имею возможность и основания, пользуясь открытой информацией (официальные сайты КМУ и МВД) более подробно его обосновать. Сегодняшние МВД, на мой взгляд, является образцом концентрации в одном центральном органе исполнительной власти таких полномочий (по количеству и содержанию), которых не имело даже МВД СССР (тоталитарного государства!).
Министру подчинена (формально-документально эта подчиненность названа «ответственностью за государственную политику в сфере...»), кроме сугубо традиционных «внутренних дел», деятельность пяти органов центральной исполнительной власти со специальным статусом: Национальной полиции, Государственной пограничной службы, Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, Государственной миграционной службы, Национальной гвардии. Кстати, в структуре центрального аппарата МВД есть только один департамент, который, исходя из его названия - «Департамент формирования политики в отношении подконтрольных Министру органов власти и мониторинга», занимается именно деятельностью вышеуказанных министерств и ведомств.
Положением «О МВД», утвержденным Постановлением КМУ №878 от 28 октября 2015 года, предусмотрены 4 основные задачи, в том числе - «обеспечение охраны прав и свобод человека, интересов общества и государства, противодействие преступности, поддержание публичной безопасности и порядка, а также предоставление полицейских услуг»; 8 функций; 64 (!) полномочия; 4 базовых (почти всеобъемлющих) права. Министр, в свою очередь, имеет 28 нумерованных полномочий, из которых ОДНО (пп.3 п.11 Положения) - насчитывает дополнительно еще 22 «ненумерованных» полномочия. Итого - 50!
Анализ этих задач, функций, прав и полномочий министерства, особенно министра, неопровержимо свидетельствует об их невероятно большом количестве, разносторонности и одновременно - об интеллектуальной и физической несостоятельности как самого министра (независимо от его фамилии), так и аппарата министерства эффективно и качественно их выполнять... Не знаю, какими мотивами руководствовался предыдущий состав Кабинета Министров Украины, утверждая такую структуру государственного управления в сфере «внутренних дел». Думаю, что не только желанием реформировать систему государственного управления путем ее «такой оптимизации»..!
Таким образом, на мой взгляд, становится понятным, почему ведется политическая «борьба» за кресло министра внутренних дел, почему министр является участником «узкого круга» совещаний в высших властных кабинетах государства, почему эта должность является определяющей в существовании «Коалиции большинства» в Верховной Раде, почему полицейские спецоперации часто становятся неуправляемыми или плохо управляемыми и приводят к трагическим последствиям...
И в конце приведу еще несколько вопросов для размышления: почему глава государства должен «брать под личный контроль» расследование таких трагедий при условии, что есть такое количество политически и профессионально ответственных лиц за государственное управление? И как Президент способен физически реализовывать «такой контроль»... путем проведения оперативных совещаний со следователями прокуратуры, или СБУ, или НАБУ, или МВД и отдавать им процессуальные указания..?
Не лучше ли было бы все же ввести в государстве институт добровольной отставки тех должностных лиц, которые не способны, не в состоянии или не хотят выполнять взятые на себя добровольно служебные полномочия? И такая отставка должна стать проявлением моральной и профессиональной ответственности Личности (а не просто государственного чиновника) за неэффективное государственное управление! А может, надо увольнять с должностей таких чиновников принудительно?
Section
Подробности