Кто «главный» в Китае?
Такое название текста, видимо, сразу наталкивает на мысль о том, что он посвящен вопросам однопартийной КНР или взаимоотношениям доминирующей народности ханьцев с другими менее многочисленными этническими группами 1,4-миллиардного государства. Но нет, никакой политики — только личные наблюдения за повседневной жизнью китайцев и за способом их сосуществования в людных местах. Мой текст о том, кто в приоритете при передвижении по дорогам и улицам Поднебесной.
Так кто главный в Китае? Первая социальная группа, которая приходит в голову — обычные пешеходы. Как я уже рассказывал ранее, в Пекине вам не уступят дорогу, когда вы идете в сторону, противоположную толпе, перед вами всегда попытаются проскочить, пролезть, подвинуть вас или хотя бы обогнать. В Пекине среди пешеходов никто не заботится о комфорте и интересах других, а передвижение происходит по принципу «Вижу цель — не вижу препятствий».
В общественном транспорте вообще никто не смотрит на пол и возраст друг друга — будь то пожилая женщина или молодой китайский школьник — в борьбе за право сидеть в метро или автобусе побеждает сильнейший и самый ловкий. Большое количество населения предполагает высокую конкуренцию между людьми, поэтому не теряй времени и не медли, если хочешь получить свое!
Хуже, когда портится погода и жители большого города достают свои любимые аксессуары — зонтики, которыми перекрывают путь, все время «пытаются» лишить вас зрения или хотя бы временно оглушить.
Так же, переходя дорогу, никто не обращает внимания на то, какого цвета горит светофор — человек просто идет на другую сторону, не слишком пристально оценивая дорожную ситуацию, потому что ему туда нужно.
Все это может вам часто мешать, раздражать, однако единственный способ выжить — принять эти правила, смириться, потому что возмущаться нет смысла. Китайцы живут так уже несколько тысяч лет и привыкли к подобному отношению друг к другу.
Но пешеходы не являются приоритетными участниками дорожного движения и тем более главными в Китае. Это полное отсутствие деликатности, осторожности, бдительности и чувствительности к окружающим все же уступает продуктам мощного и самого большого в мире китайского автопрома. Припарковать авто поперек тротуара и полностью перегородить движение пешеходов? Почему бы нет?
Конечно, такое случается и в Украине. Но то, что в нашем маленьком (по сравнению с Пекином) и культурном Киеве 10 раз вызвало бы возмущение пешеходов, 5 раз довело бы до драки и до постов в Facebook с тегом # автохам, в Китае воспринимается крайне спокойно.
Не считают китайцы нужным отстаивать свои собственные права и интересы там, где их, казалось бы, ущемляют другие участники городской жизни ... Авто здесь существуют по каким-то своим правилам, которые мне, человеку с водительским удостоверением за более чем три месяца разгадать не удалось. Вообще переходить дорогу в Пекине — это определенное искусство, которое требует чрезвычайной ловкости, решительности и мужества.
Если вы пересекаете дорогу по зебре или на зеленый свет, никто из водителей вам не уступит дорогу, поэтому либо вы ждете, пока все проедут, либо решаетесь идти перед авто, для чего нужны железные нервы. Потому что до последней секунды водитель не будет останавливаться и уступать вам дорогу. Но если его желание сбить будет меньше вашего (перейти дорогу), то он все же остановится, однако не упустит возможности посигналить, будто бы вы заставили прекратить движение президентского кортежа. Вообще китайцы любят сигналить — по поводу и без — им просто нравятся громкие звуки, поэтому они пытаются воспроизводить их как можно чаще.
В целом, что касается дорожного движения в Китае, то вблизи оно выглядит достаточно хаотичным. Повернуть направо из третьего ряда? Не проблема! Остановиться посреди дороги, чтобы свериться с GPS? Да запросто! Более того, водители в Пекине почти никогда не сигнализируют о повороте на дороге, а если и сигнализируют, то этому вы бы не обрадовались, потому что очень часто это не соответствует самим маневрам авто. Конечно, не следует забывать, что за рулем китайских авто сидят те же китайцы, которые ходят по улицам, поэтому такого понятия как пропустить, уступить дорогу и вообще считаться с интересами других участников дорожного движения в Пекине нет. Наверное, наши украинские нервные водители здесь бы просто поседели.
Однако в этом хаосе есть некая «гармония» и «порядок», который понимают только сами китайцы, поскольку увидеть аварию в китайской столице — настоящая редкость (или я так мало пользуюсь автотранспортом, что за четыре месяца в Китае видел только 3-4 ДТП).
И все же водители авто — не доминирующая социальная группа на китайских дорогах. Кто же тогда?
Велосипедисты и мотоциклисты! Известно, что Китай — это страна велосипедистов, но вы не постигнете масштабы этого явления, пока не увидите его своими глазами. Вообще велосипеды и мопеды занимают едва ли не ключевое место в жизни городов.
С мопедов и велосипедов с кузовами торгуют всеми возможными продуктами, на грузовых мотоциклах доставляют посылки и еду. На моторикшах вас за 10 юаней быстро и вопреки всем правилам доставят от метро к вашему дому. Мопеды — это основной вид сбора мусора из урн и мусорных свалок во дворах. Что уж говорить о том, что
2-3-колесный транспорт является самым популярным средством передвижения в Китае.
Несмотря на невысокую цену (минимальная — примерно 200 юаней), я до сих пор не знаю, кого в Китае больше — людей или двухколесного транспорта. Но везде на тротуарах разбросаны стихийные велоостановки, на которых стоят как яркие новенькие, так и ржавые, давно покинутые велосипеды и мопеды.
Казалось бы, как и во всем мире, зимой использование велосипедов и мопедов должно уменьшиться из-за холодных погодных условий. Каким же сильным было мое удивление, когда я узнал, что зимой китайцы не изменяют своей любви к железным коням. Проблему холода они решают достаточно простым, хотя и крайне забавным способом — цепляя спереди себя одеяло. Для этого даже существуют специальные одеяла, которые закрывают ноги, туловище и руки водителя мотосредства, чтобы тот не обледенел от холодного воздуха в лицо.
Для велосипедистов и мопедистов — правила не писаны вообще. Они здесь в абсолютном приоритете, поэтому двигаются где, как угодно и в каком захотят направлении. Десятки раз я видел, как в произвольном порядке они пересекали сложные перекрестки, несмотря на движение автомобилей, и думал, что я являюсь свидетелем трагедии на дороге, но почему-то все уступают этим равнодушным к собственной жизни (такое складывается впечатление) участникам дорожного движения.
А увидеть семью из 3-4 человек (2 взрослых и 2 детей) на небольшом мотороллере — не такое уж необычное явление. Так же как и двое друзей, которые с непробиваемым спокойствием на лицах и прижавшись друг к другу быстро мчатся в нужном направлении — так теплее.
Без ограничений владельцы этого вида транспорта спокойно двигаются по тротуарам, а если пешеходы не уступают дорогу, они нагло звенят и сигнализируют о своем приближении.
Еще одной диковинкой является то, что в темное время суток они крайне редко включают фары, хотя движутся с той же скоростью. Поэтому я до сих пор удивляюсь, как до сих пор уцелел, ни разу не встретив такого сумасшедшего водителя. И что наиболее необычно для всех иностранцев — что всех, даже самых пешеходов, такая ситуация на дорогах устраивает и абсолютно не возмущает.
С тем, что вы не способны изменить, приходится мириться. Поэтому и я понемногу привыкаю к этим безумным дорожным правилам и размышляю над приобретением двухколесного транспортного средства, чтобы не быть в наиболее дискриминируемой социальной группе жителей Пекина — пешеходов.
Section
Путешествия