«Счастливый выбор... из шапки»
Как вынужденные переселенцы, поселившиеся в Виннице, за два года не просто интегрировались в местную общину, но и открыли собственные делаС начала оккупации Крыма и боевых действий на востоке страны на Виннитчину переехало 12 тысяч переселенцев. Все эти люди практически начали жизнь с чистого листа. Каждому из них пришлось искать жилье, работу и... нести этот унизительный ярлык «переселенец». Одни из них еще мечтают о возвращении домой, а другие уже адаптировались и не планируют возвращаться.
МЕЧТА О СОБСТВЕННОМ ПОЛИГРАФИЧЕСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Светлана Дмитриева покинула Луганск в июне 2014 года. Жили с семьей у родственников в Житомире, потом полгода в Киеве, а когда мужу (который работает оператором одного из центральных телеканалов) предложили работу в корпункте Винницы, переехали не раздумывая, потому что столица оказались слишком дорогой для семьи переселенцев.
«Винница понравилась сразу — уютный и тихий город. Но найти жилье было сложно. Переселенцам не сдавали принципиально. Поэтому искали через знакомых. С работой было еще сложнее, одни отговорки — «что-то украдете, где мы вас будем искать» или «мы вас научим, а вы переедете». От безвыходного положения я пошла работать в сетевой маркетинг, там нашла «подругу по несчастью», такую же переселенку. Потом познакомилась с другими донбассовцами, вместе решили создать организацию, которая объединила бы нас. Так появилось «Спільна справа», — делится воспоминаниями Светлана. — Это общественное объединение придало нам сил и расширило возможности для самореализации. Мы стали смелее, увереннее и начали собственные дела, на которые до сих пор не решались».
В Луганске Светлана работала исполнительным директором в рекламном агентстве. Мечтала о собственном полиграфическом предприятии. Говорит, что уже и деньги собрала, и помещение нашла, но муж сбил, посоветовал подождать, потому что в столице «кипел» Майдан. Реализовать свою мечту Светлана смогла уже в Виннице. С помощью грантов от общественных организаций и центра адаптации переселенцев она закупили необходимое оборудование для изготовления полиграфической продукции. В настоящий момент открыла собственный магазин канцтоваров и предоставляет полиграфические услуги.
«С дизайном помогают друзья из Луганска. Они разрабатывают макеты, а я их поддерживаю материально. Знаете, у них там сейчас настоящая украинская партизанщина, тайком проводят проукраинские акции — ночью вешают бигборды «Луганськ — це Україна», разрисовывают в национальные цвета заборы, памятники, украшают украинскими флажками двери квартир в подъездах. Но открыто выражать свою позицию люди боятся. Им сложно, да и нам нелегко, — сознается женщина. — В Виннице комфортно, но даже через два года я не чувствую себя дома. В Луганске остался уютный дом, друзья, моя мама... Мы до сих пор делящиеся на «своих» и «не своих», держимся отдельно, «кучимся», потому что ту боль, которую мы пережили, можем понять только мы и такие, как мы».
ХОББИ, КОТОРОЕ ПЕРЕРОСЛО В СОБСТВЕННОЕ ДЕЛО
Светлана Солдатко в прошлом — менеджер по проектам и маркетолог мощной донецкой компании. В ее подчинении были десятки людей. Жизнь состояла из постоянных командировок, презентаций, встреч. Но когда в Донецк ворвалась война, Светлана не раздумывая оставила любимую работу и вместе с мужем и тремя детьми переехали в Винницу. После нескольких месяцев поиска работы по специальности поняла, что придется открывать собственное дело — зарабатывать на жизнь пошивом одежды и вышивкой. Раньше шитье было для нее просто хобби, а вышивку считала — релакс-терапией.
СВЕТЛАНА СОЛДАТКО СЕЙЧАС ИМЕЕТ ПОЛНОЦЕННОЕ АТЕЛЬЕ, А ВСКОРЕ ПРЕДСТАВИТ СОБСТВЕННУЮ НЕБОЛЬШУЮ КОЛЛЕКЦИЮ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ
«Когда мы переехали в Винницу, то тяжелее всего было снять жилье. Как раз в то время в город съехались студенты Донецкого университета, и цены на аренду жилья взлетели вверх. Мы арендовали квартиру за пять тысяч гривен, дешевле не было. Уже теперь я понимаю, что это супервысокая цена, — рассказывает Светлана. — Первое, что я сделала, это зарегистрировалась в центре занятости, там научилась писать бизнес-проекты. Потом узнала об общественных организациях, которые помогали таким, как я, подала документы на получение гранта, выиграла и приобрела швейную машинку. Впоследствии получила еще один грант и закупила все необходимое для работы — еще одну машинку, гладильные доски, манекены, фурнитуру, ткани. Теперь у меня полноценное ателье. В декабре на выставке в Экпоцентре буду презентовать свою первую небольшую коллекцию женской одежды».
В настоящий момент ателье Светланы обслуживает и взрослых, и детей, правда, только женского пола. Подавляющая часть ее клиентов — из числа переселенцев. Портниха перешивает им старую одежду, украшает ее разными аппликациями и элементами. Ее ателье расположено в неотапливаемом помещении, высидеть целый день за машинкой нереально. Поэтому работает до обеда, а в свободное время ищет подходяще теплое помещение, поближе к центру.
Возвращаться в Донецк Светлана с семьей не собирается, говорит, что «не тянет», самые дорогие люди рядом — и это самое важное. Все, что в было в Донецке, осталось в прошлом, его не вернуть, а потому не стоит об этом думать. Сейчас Светлана живет планами на будущее. Мечтает о создании собственных коллекций одежды, которые будет украшать вышивкой. Самостоятельно овладевает компьютерной вышивкой и учится на курсах по пошиву верхней одежды. А по ночам, признается, тоскует по матери, которая осталась в Горловке.
«ТЕПЕРЬ Я НЕ ОДИН»
Александр Верюханов приехал в Винницу, как говорят, «наобум» — бросил в шапку бумажки с названиями 24-х областных центров Украины, вытянул «Винница» — и поехал. Первые две ночи провел на вокзале, потому что не мог снять жилье. Потом нашел квартиру и месяц ничем не занимался — впал в сильную депрессию. Когда понял, что ждать «манны небесной» нет смысла, начал хвататься за любую работу. А потом рискнул и открыл собственный бизнес. Теперь у него малое предприятие по перетяжке и изготовлению мебели.
АЛЕКСАНДР ВЕРЮХАНОВ ПОСЛЕ СИЛЬНОЙ ДЕПРЕССИИ РИСКНУЛ И ОТКРЫЛ СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС. ТЕПЕРЬ У НЕГО МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ПО ПЕРЕТЯЖКЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЮ МЕБЕЛИ
«Я не бедный человек, в Луганске у меня было свое агентство недвижимости, имел цех по перетяжке мебели, уютный дом и бурную молодую жизнь. Но когда город заполонили сепаратисты, понял, что оставаться там не смогу, «сыграл в шапку» и поехал в Винницу. Раньше никогда здесь не был, даже не думал, что когда-то придется посетить этот город. Но не жалею, потому что Винница подарила мне второй шанс на самореализацию, — говорит Александр. — Было нелегко, долго не знал чем заняться, куда не звонил, везде отказывали. У друга на даче перетянул старый диван, этим ремеслом занимаюсь 19 лет. Увидев, он предложил мне свой гараж под мастерскую. Так все и началось. Теперь у меня цех по перетяжке и изготовлению мебели. Вскоре планирую расширение. На сегодняшний день у меня работает восемь сотрудников, после Нового года будет до двух десятков. На средства от Евросоюза приобрел «Газель». Но ценнее всего то, что ко мне переехал родной брат — теперь я не один».
У братьев Верюхановых впереди много планов. Сейчас они овладевают технологией обивки салонов автомобилей, изучают возможности изготовления итальянской мебели, обустройства мягких стен в квартирах и домах. А еще мечтают о собственном доме на берегу озера и о собственном заводе по производству мебели.
Выпуск газеты №:
№229, (2016)Section
Общество