Провалы и достижения Обамы
Провалы и достижения Обамы![](/sites/default/files/main/articles/27122016/10obama.jpg)
Буквально через три недели в США состоится инаугурация новоизбранного президента Дональда Трампа. Соответственно, сейчас можно подвести внешнеполитические итоги двух сроков пребывания при власти демократа Барака Обамы, первого темнокожего главы американского государства. «День» обратился к американскому и украинскому экспертам назвать три-пять достижений и провалов главы Белого дома за этот период и дать прогноз, какими могут быть отношения между Украиной и США при президентстве республиканца Дональда Трампа.
«ОБАМА НЕ ПОНИМАЛ, ЧТО РОССИЯ ПОКАЗАЛА НАМЕРЕНИЕ ИЗМЕНИТЬ БЕЗОПАСНОСТНЫЙ ПОРЯДОК»
Джон ГЕРБСТ, директор Евразийского центра им. Д. Патричиу при Атлантическом совете США, Вашингтон:
— Несомненно, наибольшим достижением Обамы во внешней политике стало его ядерное соглашение с Ираном. Хотя оно не решило вопрос поддержки Ираном терроризма на Ближнем Востоке, но благодаря нему Исламской республике значительно сложнее создать ядерное оружие.
Хотя возможно и переоценивается «поворот к Азии» Обамы, но этот шаг стал признанием роста Тихоокеанского региона.
Наибольшим очевидным провалом Обамы стала неудачная интервенция в Ливию. Он устранил тирана Каддафи, после чего наступил хаос не только в Ливии, но и в Мали; исламские экстремисты обнаружили большие новые территории, где они смогли действовать. И в результате ситуация стала хуже, чем за правления Каддафи.
Его вторым провалом стала слабая реакция на российскую агрессию в Украине. Он назвал это региональным кризисом, который требует регионального ответа. Он никогда не понимал, что Россия — вторая в мире наиболее мощная военная сила — показала намерение изменить безопасностный порядок после холодной войны, и война в Украине стала частью этого плана. Именно из-за этого президент ограничил нашу поддержку Украине, никогда не предоставляя летальное оборонное оружие, что наложило большую плату для Кремля за его агрессию и, возможно, сдержало последующую агрессию.
Его третьим провалом стала ситуация, которой сейчас уделяют больше всего внимания. А именно несостоятельность президента Обамы добиться мира в Сирии. Если быть честным относительно президента, то эта цель, возможно, выходит за пределы возможностей Америки. Президент Буш испытал неудачи в Ираке после того, как он сверг Саддама Хусейна; Обама сделал подобную ошибку в меньшем масштабе в Ливии; он не хотел ее повторить в Сирии. Но он должен был бы подумать, перед тем как заявить об уходе Асада, и никогда не заявлять о красной линии относительно Асада за использование химического оружия, если он не был готов действовать.
В конечном итоге, возможно, это могло быть ошибкой для США вторгнуться и устранить Асада, он должен был бы возглавить лидерство вместе с европейскими союзниками и арабскими друзьями в создании безопасной зоны для внутренне перемещенных лиц в Сирии.
Это требовало бы американской авиации, войск от наших друзей и союзников и признания, что наши интересы требуют и наше могущество позволяет установить такую безопасную зону, даже если с этим не соглашается Кремль.
При президенте Обаме ключевой период в американо-украинских отношениях начался с кризиса, который привел к уходу президента Януковича и впоследствии войне Москвы в Украине. В этот период отношения были главным образом хорошими. США оказали важную поддержку для Украины, но они могли предоставить больше. Что касается реформ, то США предоставили миллиарды долларов ссудных гарантий, но могли бы предоставить миллиарды долларов грантовой помощи. Украина вынуждена прибегнуть к болезненным реформам во время войны, и в национальных интересах США, чтобы эти реформы были успешными.
Вице-президент Джо Байден заслуживает особенной похвалы относительно поощрения высшего руководства в Киеве в разработке и имплементации реформ. С другой стороны, мы приняли сильные санкции против России и поощрили сделать то же самое ЕС. И это было важно. Мы также оказали существенную военную помощь. Понадобился почти год боевых действий, пока мы отправили Humvees, контрбатарейные радары для артиллерии и, наконец, контрбатарейные радары против ракет. Но Обама до сих пор не желает помочь Украине нейтрализовать танковое преимущество Москвы, предоставив противотанковые ракеты.
Что касается новой Администрации США, то еще рановато говорить, какими будут ее действия. Вместе с тем заявления избранного президента во время избирательной кампании не были ободрительными. Избранный вице-президент Пенс и большинство известных чиновников, предложенных на должности в сфере национальной безопасности, понимают важность поддержки Украины против кремлевской агрессии. Кроме того, и республиканцы, и демократы в Конгрессе до сих пор сильно поддерживают Украину. Одним из названных чиновников на должности в сфере безопасности, взгляды которого относительно России и Украины выглядят неуверенными, является Рекс Тиллерсон. И, по-видимому, ему будут задавать трудные вопросы во время сенатских слушаний.
«УКРАИНЕ НУЖНО РАСШИРЯТЬ СПЕКТР КОНТАКТОВ С АМЕРИКАНСКОЙ СТОРОНОЙ»
Александр ЦВЕТКОВ, американист, профессор, Дипломатическая академия МИД Украины, Киев:
— К своим достижениям сам Обама относит Парижское соглашение относительно конвенции ООН по изменению климата. Это было осуществлено по его личной инициативе и госсекретаря.
Немногие говорят, но другим его достижением стало возобновление дипломатических отношений с Кубой. За этим стояла очень большая дипломатическая работа. Больше пяти лет велись кулуарные, очень тяжелые дипломатические раунды переговоров. Между прочим, помогал в этом и Папа Римский, и некоторые сенаторы, которые повлияли на процесс, чтобы он положительно решился. Можно было увидеть, какой была реакция российской стороны на это. Это был фактически прорыв.
И следующим достижением можно назвать соглашение с Ираном об ограничении возможностей создания ядерного оружия в этой стране. А это может иметь незаурядное значение для этого региона. Существуют критические выпады, что было разморожено 150 млрд. долларов, которыми теперь пользуется Иран. Но условия этого соглашения позволяют американцам контролировать и следить за тем, как происходит этот процесс.
А что касается провалов или просчетов. Наибольшим внешнеполитическим провалом Обамы является ситуация в Сирии и доведение этой страны до гуманитарной катастрофы.
К провалам относится и усиление «ИГ», которое стало угрозой номер один не только для Америки, а фактически для всего развитого мира.
Третий провал касается Украины. Идет речь в частности о неполном использовании Обамой шансов для урегулирования конфликта и недостаточном внимании со стороны США к развитию этого конфликта и его урегулированию.
— Что касается новоизбранного президента Дональда Трампа...
— Первая реакция — потенциально непредсказуемые действия новой администрации.
Но все же по его выступлениям как кандидата в президенты можно понять, что его основной принцип подхода к внешним делам и, особенно к конфликтным ситуациям — это достижение мира путем силы. И судя по составу команды, которую он подобрал на должности в сфере национальной безопасности и в госдепе, и в министерстве обороны, политическое внимание будет сосредоточено на компоновке силы за Америкой.
Нарушение принципов международного права, что проявляется со стороны внешнеполитических действий России, ссылки Трампа на то, что этим должны больше заниматься европейские страны, не отвечает духу времени. Еще новые факторы обнаруживаются в свете запланированных новых назначений, в том числе выдвижение Рекса Тиллерсона на должность госсекретаря все еще критически воспринимается истеблишментом республиканцев и тем более демократов. Ведь такие назначения свидетельствуют о непредсказуемости общего курса администрации.
И стало известно, что вновь назначенные люди из команды Трампа, которые официально еще не утверждены, просят министерство энергетики передать списки людей, что занимались проблемами изменений климата. Здесь просматривается сокращение специалистов, что не отвечает американским стандартам и характеризуется как не совсем выверенный и не совсем профессиональный курс на этом этапе. Это свидетельство больше волевого подхода, чем рационального анализа на этом этапе. Но все это может измениться на протяжении первых полгода, когда новая команда займет место в администрации. В настоящее время чувствуется больше волевых подходов, чем традиционных или классических для изменений американских администраций.
— Как Украине нужно позиционировать себя в отношениях с новой администрацией?
— Не может быть сомнений, что Украине нужно расширять всеми возможностями спектр контактов с американской стороной. Нельзя обходиться только усилиями дипломатов и посольства. Нужны связи между парламентом и американским конгрессом. И особенно между гражданскими объединениями. Я думаю, нужно донести до американской стороны наши опасения и наше виденье проблемы в ежедневной работе. Очень необходимы прямые связи между медиа. Думаю, что наша главная задача — установить новые коммуникационные связи с Америкой в широком спектре: от президента и его команды до масс-медиа, членов парламента и гражданских организаций.
Выпуск газеты №:
№237, (2016)Section
Мировые дискуссии