Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Эдвард Козак: безжалостный, но и справедливый

21 января исполняется 115 лет со дня рождения выдающегося украинского художника, мультипликатора, писателя, редактора и издателя, гениального карикатуриста
20 января, 11:47

«Чоловіки, які народилися у січні, визначаються великим талантом і завжди добрим гумором. А що і з одного, і з другого сьогодні важко жити, тому  битимуть ціле життя бриндзю. Зате матимуть величавий похорон і вдячне громадянство виголосить їм над могилою безконечно довгі промови». Так извещал в далеком 1946 году шутливый гороскоп альманаха-календаря, который выходил в Мюнхене и распространялся среди украинцев в лагерях для «перемещенных лиц». Иллюстрации, как и, гипотетически, текст этого гороскопа создал сам Эдвард Козак, который не удержался от искушения прошаржевать себя даже таким радикально ироническим способом. Острым умом и отвагой художника-интеллектуала, патриота он завоевал признание Украинства всего мира, а его искусство еще и до сих пор воюет с внешними врагами и нашими национальными слабостями.

Родился Эдвард Козак в селе Гирне около Стрыя, в предгорье Карпат. Впоследствии украинско-немецкая многодетная семья проживала в соседних Дулибах, где ребенок получил начальное образование. «Отец был военный человек, и у него на стене висела настоящая сабля, - вспоминал он впоследствии. – Если мы, дети, были послушными, отец рисовал нам разные загадки и остроумные ребусы или сочинял маленькие стишки с разным выдуманным персонажем». Юношеские годы провел в Стрыйской, а также — эпизодически — Венской гимназиях. В годы украинской национально-освободительной борьбы 16-летним юношей записался в Стрыйский пластовый кош, который входил в Третий корпус Украинской Галицкой Армии. Стрелецкие впечатления навсегда осели в его сознании, раскрывшись позже в сотнях рисунков и картин.

В первые послевоенные годы Эдвард Козак вынужден был скитаться с родителями по многим городам Польши (Краков, Люблин), занимаясь рисованием. В 1927 году поступил  учиться в Художественную школу Олексы Новакивского в Львове, одновременно зарабатывая на жизнь иллюстрированием украинских журналов. Именно с этого времени и определяется основное его творческое амплуа — карикатурный жанр, в котором станет скоро королем. «Это первый на Украине Козак, который носит имя английских королей и романтичных трубадуров: Эдвард, - писал уже в 1930 году известный литературовед Михаил Рудницкий. - В другом гражданстве, которое понимает перлы юмора, он мог бы вести королевскую жизнь и играть на гитаре; у нас пусть скажет спасибо всем, кого обессмертил в «Зизе», что до сих пор у него не выбиты зубы».

«ОТСТУПЛЕНИЕ УКРАИНЕ КРЫМА», 1952 г.


 

«Зиз» — первый из сатирически юмористических журналов, который разнес по всей Галичине славу о новом даровании в сфере шаржа и карикатуры. Здесь Эдвард Козак начинал оттачивать свое мастерство в молниеносности оценочных реакций на определенные общественно-этические проявления, шаг за шагом вырабатывая и свой собственный пластический почерк. Почти одновременно художник осваивал и политический «фронт» сатиры, просматривая все резонансные события по оси Москва - Берлин - Париж. Еще занимаясь в школе авторитетного педагога, рисуя этюды и выполняя учебные задания, Эдвард Козак (больше известный как Эко, по графеме авторской подписи) входил в коллизии соответствующей исторической эпохи как вполне зрелый характеролог и политолог, занимая морально ответственную позицию в отношении всего разнообразия общественной жизни и международных взаимоотношений европейских наций.

«АМЕРИКАНСКАЯ ОХОТА НА СТАЛИНА», 1952 г.

 

Чтобы хотя бы приблизительно охватить поле творческой деятельности Эдварда Козака (Эко) во Львове конца 1920-х — конца 1930-х годов, нельзя обойти его сотрудничество с крупнейшим украинским издателем Иваном Тиктором, владельцем большого издательского концерна. Для его периодических изданий (журналы «Новий Шлях», «Народня Справа», «Наш Прапор», «Наш Лемко», «Дзвіночок») и книг серий «Українська бібліотека» и «Бібліотека для молоді» он выполнил сотни графических заставок, иллюстраций, рисунков обложек. Иллюстрировал он и военно-исторический журнал «Літопис Червоної Калини» с его ежегодными календарями-альманахами. Именно здесь бывший сечевой стрелок помещал свои графические реконструкции событий 1917—1920 годов, а также рисунки по мотивам популярных в народе стрелецких песен. Кроме того Эдвард Козак был активным членом «Асоціації Незалежних Українських Мистців», принимая участие в ее выставках и других организационных мероприятиях.

И все же карикатура стала для него ведущим направлением художественной деятельности, которая наложила отпечаток и на его живописное творчество, а в дальнейшем и на анимацию. С 1933 года вместо «Зиза» во Львове начал выходить «Комар» — главное «детище» И. Тиктора в его  издательской «империи». Здесь полным хозяином стал Эко — безжалостный, но и справедливый. Именно на страницах «Комара» интеллектуальное напряжение отношений в кругах украинского гражданства Львова 1930-х годов достигло апогея. Без боязни нажить врагов «среди своих» Эдвард Козак «каждую неделю, в воскресенье» осуществлял виртуозные художественные «укусы» тех современников, которые в той или иной степени компрометировали национальные дела, имитировали патриотизм, проявляли жажду наживы, пресмыкались перед польскими властями и т.д. Еще решительнее художник развенчивал московско-большевистскую власть в советской Украине, карая своей кистью и пером кровожадного Сталина, мерзких чекистов, демаскируя сущность ментальности московской орды. Со временем в эту компанию преступников в карикатурах Эка попадут Гитлер и Муссолини.

«СОВЕТЫ МЕНЯЮТ СВОЙ ВЗГЛЯД НА АМЕРИКУ», 1955 г.

 

Вот лишь отдельные мотивы политической сатиры Эко 1930-х годов: «На Украине ГПУ уже ненужно. Народ сам стреляется», — говорит большевик на рисунке, выполненном художником после самоубийства М. Хвилевого и М. Скрыпника. В карикатуре «Маневры на Украине» смоделирована ироническая сцена с арестом невиновных украинских крестьян. С 1933 года художник обращается к теме искусственного голода в Украине. «Приходите, ребята, приходите! Я сделаю вам место на Украине», — призывает переселенцев из России аллегорическая фигура смерти в буденовке... Остро саркастически изобразил автор атмосферу жизни в Советском Союзе в композициях «Внутренняя ситуация в Советах» (где двое мужчин  тянут друг друга  в ГПУ), «Конституция в Советах» (из разговора у виселицы: «Ах, ты сволочь! Не знаешь, что теперь конституция и каждому положен одинаковый шнурок?»), «В красном царстве» (одна напротив другой стоят шеренги красноармейцев: «Сволочь! Почему не стреляете? — Виноват, товарищ, но мы не знали, мы их или   они нас должны расстрелять»), «В Советах недостает кандидатов для выборов в верховную раду» (Сталин с удочкой: «Вот чертовая рыба! Занюхала, чем оно пахнет и не берет...») и многих других.

Интеллектуальная проницательность и точность попадания Эдвардом Козаком в суть тех или иных политических событий и процессов, как и доброта его юмора с национальным колоритом, сделали его чрезвычайно популярным не только в украинском обществе, но и в масштабах мультикультурной жизни Галичины и Центрально-Восточной Европы в целом. Некоторые его произведения из «Комара» перепечатывали авторитетные журналы «Назустріч», «Напередодні», польские газеты и журналы. Его мастерство сравнивали с лучшими карикатуристами Европы, а редактируемый им «Комар» иногда ставили рядом со знаменитым немецким Simplicissimus. О роли Эка в духовно-культурной и политической жизни Львова этого исторического отрезка времени лучше всего сказал его близкий друг, поэт и художник Святослав Гординский: «Он же долго был "один в поле воин", просто страшно подумать, что было бы в Галичине без него!»

Интересно, что после установления в Западной Украине большевистской власти (конец сентября 1939 года) новая, оккупационная, администрация «освободителей» захотела сразу же покончить с общественной памятью о феноменально популярном издании «Комар», навязав ему альтернативу — московское пропагандистское «детище» — журнал «Крокодил на Западной Украине». Но этот идеологический трюк не удался — слава о журнале «Комар» и его творце надежно задержалась в сознании жителей, а кое-кто из старшего поколения львовян приветствовал в Львове уже легендарного Эка весной в 1990 году, когда он лично прибыл из эмиграции на открытие своей индивидуальной выставки.

При «первых советах» художник с семьей находился в Кракове, активно сотрудничая с «Українським Видавництвом» как графический дизайнер и иллюстратор. Там же он избран почетным председателем общества украинских художников «Зарево». При немецкой оккупации Львова семья Козаков проживала в Львове, а сам Эдвард часто показывал свои картины и графику на выставках. После окончания Второй мировой войны Козаки вместе с тысячами других украинских семей оказались в лагерях для перемещенных лиц на западе Германии. Опять выставки, членство в украинских художественных союзах, а также учреждение нового издательского проекта, который стал для него главным на всю дальнейшую жизнь. Имя ему — «Лис Микита» — прямой наследник «Комара» уже в другой исторической перспективе.

Первый номер нового журнала юмора, сатиры и карикатуры «Лис Микита» вышел в баварском Мюнхене в 1948 году.  «Надійшла пора неясна, / Многогрішна, темна, гасла / Войовничі світом йдуть… / Ожили сварні, роздори, – / Повно докорів і спорів, / Негодувань там і тут». (…) Сміх, це райський корм чудовий, / Гумор – розум це здоровий, / З ним прожийте много літ! / Хай же сум увесь пропаде! / А тим, хто нам коїть зради, / Хай зійдеться клином світ!» - такими перефразированными с Ивана Франко куплетами родился уникальный литературно-художественный проект, который объединил украинство всего мира для мобилизации национального духа в обстоятельствах вынужденной эмиграции. В Германии журнал выходил неполные два года, до времени переезда Э. Козака с семьей в США, а с 1 ноября 1951 года он продолжил выходить уже по новому редакционному адресу — г. Детройт, штат Мичиган — город, где остановилась семья редактора и издателя. На титуле двух первых выпусков символично расположились три города — Детройт, Нью-Йорк и Торонто, символизируя общее интеллектуальное и духовное пространство украинского континентального зарубежья.

В создании этого нового, синтетического творческого чуда Эдвард Козак - тот же Эко - мобилизовал свои лучшие профессиональные качества, а также и круг коллег, которые могли постичь цели и задачи двухнедельника. С «Лисом Микитою» сотрудничали такие известные литераторы, как Иван Керницкий, Богдан Нижанкивский, Николай Понедилок, Роман Купчинский, публицистка и уважаемый деятель Союза украинок Ульяна Старосольская, широко признанные художники Яков Гниздовский, Михаил Дмитренко, Любослав Гуцалюк, сыновья Эка Юрий Козак (Юрко) и Ярема Козак (Ярко). Наряду с ежедневником «Свобода» и журналом «Сучасність» «Лис Микита» языком особого жанра говорил миру о духовной мощи украинской нации, которая даже в условиях вынужденных скитаний сохраняла идейный стержень борьбы за государственную перспективу Украины, одновременно очищая свой национальный организм от всякой скверны.

Художественная сила журнала была поразительной, лучшие политические сатиры и остроты быстро распространялись среди различных локаций Украинства в США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Австралии, на европейском континенте. Тексты и рисунки из «Лиса Микити» становились популярным при проведении различных общественных собраний, а также в большинстве украинских семей. Со страниц журнала выделился отдельный литературный персонаж Эка - Григорий Зозуля – которому автор посвятил свои две книги рассказов, а также немало фельетонов. Этот собирательный народный типаж Эдвард Козак вывел из живой реальности, наделив его отличительными чертами характера этнических украинев через призму собственного мировоззрения.

Тематика карикатур Козака в «Лис Микиті» нуждается в отдельном и обстоятельном разговоре. Но тысячи рисунков — шаржей и карикатур — на его страницах (сорок лет за американский период, последний номер вышел в 1991 году, по возвращении из Украины) — это лишь малая часть всего, что создал этот выдающийся сподвижник украинской культуры. До смерти, которая наступила 22 сентября 1992 года, он создал сотни живописных полотен, выполнил мозаичные панно для административных сооружений, росписи храмов, проиллюстрировал много десятков книг и журналов (больше всего его рисунки украшают детский журнал «Веселка»). Еще в начале 1950-х годов он выступал на телестудии WWJ — TV Channel 4, г. Детройт, как иллюстратор детских сказок, а за анимационные работы студии Jam Handy Film Studio (1952—1957) он получил знак отличия First Prize for Educational Films by American Teachers association.

В ознаменование очередного юбилея выдающегося Украинца предлагаем читателям «Дня» лично оценить силу художественного таланта и глубину аналитического ума Эдварда Козака (Эка), Почетного гражданина Львова прежде всего на карикатурах политического содержания на актуальную и для современности, и для будущего тематику.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать