Перейти к основному содержанию

Замужем за миром

Об архитектуре междинастических браков киевских князей рассказывает экскурсовод Александр ТИТОЧКА
15 февраля, 10:57
СЕМЕЙСТВО КНЯЗЯ, НО КАКОГО? ЭТА ФРЕСКА В СОФИЙСКОМ СОБОРЕ, ЕСЛИ СТОЯТЬ ЛИЦОМ К ОРАНТЕ, РАСПОЛАГАЕТСЯ СЛЕВА, С СЕВЕРНОЙ СТОРОНЫ. БОЛЬШИНСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ СЧИТАЕТ, ЧТО НА ФРЕСКЕ ИЗОБРАЖЕНЫ РОДСТВЕННИКИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО, ХОТЯ, НАПРИМЕР, ИСТОРИК НАДЕЖДА НИКИТЕНКО ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ МНЕНИЯ, ЧТО ЭТО — СЕМЬЯ ВЛАДИМИРА ВЕЛИКОГО

В рейтингах самых завидных невест мира нередко встречаются представители монарших родов. Например, британская принцесса Беатрис и ее двоюродный брат принц Гарри, принц Лихтенштейна Йозеф Венцель, кронпринц Иордании Хусейн, принц Греции и Дании Филипос, принц Йоахим Бельгийский. Если бы такой перечень составляли в ХІ веке, первые строки там заняли бы киевские князья и княжны.

Ко Дню святого Валентина Национальный заповедник «София Киевская» подготовил подарок для тех, кто интересуется историей. Накануне ведущий экскурсовод заповедника Александр Титочка провел экскурсию «Невеста для короля» о многочисленных междинастических союзах киевских правителей. Несколько интересных историй Александр рассказал «Дню».

АЛЕКСАНДР ТИТОЧКА

ВМЕСТО НОРВЕГИИ — В РУСЬ

Мы с Александром стоим около саркофага Ярослава Мудрого. В прошлом году специалисты медицинского университета в Познани в рамках проекта телеканала «1+1» исследовали скелет женщины, обнаруженный в саркофаге, и сделали ее вероятный портрет. Допускают, что это Ингигерда, жена Ярослава Мудрого, дочь шведского короля Олофа Шетконунга. На изображении, созданном польскими специалистами, — голубоглазая и золотоволосая женщина с грубыми чертами лица.

Об Ингигерде известно больше, чем о многих других киевских княжнах. Сначала ее просватали за норвежского короля Олафа ІІ Святого, брак должен был урегулировать споры между странами из-за пограничных территорий. «Правители договорились о браке осенью 1018 года. Они должны были сойтись на берегу пограничной реки и провести эту церемонию. Когда Олаф ІІ вовремя приехал на место, он никого не увидел. Тогда он отправил посланцев в столицу Швеции и узнал, что еще летом прибыли послы «конунга Ярицлейва» из Гардарики, то есть из Киевской Руси, и Ингигерду выдали замуж за Ярослава», — говорит Александр Титочка. Впрочем, чтобы не оскорбить соседа, Олаф Шетконунг отдал за Олафа свою другую дочку — Астрид.

Интересно, что впоследствии Олаф ІІ с сыном Магнусом спасались во владениях Ярослава. В 1028 году Олаф проиграл междоусобную борьбу за норвежский трон, и они нашли убежище в Новгороде. «В некоторых более поздних кодификациях норвежского и шведского эпосов упоминается, что, возможно, у Ингигерды потом были достаточно лирические отношения с Олафом», — добавляет Александр Титочка.

БЫЛА ЛИ КНЯЖНА?

Что касается дочерей Ярослава, то более-менее известно разве что об Анне Киевской, жене французского короля Генриха I. «История Анны выделяется, если говорить о небольшой роли женщины в тогдашней Западной Европе, особенно в политике, — отмечает Александр Титочка. — До нашего времени сохранились документы, подписанные королем Генрихом I вместе с Анной. Она могла писать и читать на нескольких языках, тогда как Генрих I подписывался крестиком, потому что ни писать, ни читать не умел».

МРАМОРНЫЙ САРКОФАГ ЯРОСЛАВА МУДРОГО. В 2009 ГОДУ УЧЕНЫЕ ОТКРЫЛИ ЕГО И НАШЛИ СКЕЛЕТ, КОТОРЫЙ, ПРЕДПОЛАГАЮТ, ПРИНАДЛЕЖИТ ЖЕНЕ КНЯЗЯ ИНГИГЕРДЕ

Впрочем, об остальных дочерях Ярослава сведений — крохи, подобранные в западных источниках. В летописях Руси какую-то информацию можно найти только о мужчинах. Поэтому до сих пор неизвестно точно, действительно ли у Ярослава Мудрого была дочь Агата, которая обручилась с английским королем Эдуардом Изгнанником. «Есть упоминания об Агате Киевской, но ее степень родства с княжеским домом в Киеве не выяснена. Допускают, что она могла быть дочкой Ярослава, но точное количество его детей мы не знаем», — говорит экскурсовод «Софии Киевской». И только какие-то новые очень убедительные источники помогут поставить точку по этому делу.

СКОЛЬКО ПРОДОЛЖАЕТСЯ ЛЮБОВЬ КОНУНГА

Больше сведений о другой дочери Ярослава Мудрого — Елизавете. Александр Титочка говорит, что ее славянское имя могло быть Олисава, скандинавы называли ее Элисиф.

«В середине ХІ века вся Европа знала о любви норвежского конунга Гаральда, будущего короля Гаральда ІІІ Сурового, к дочери киевского князя, — рассказывает Александр. — В Норвегии постоянно проходила борьба за престол. Тогда эту страну захватил датский король Кнуд Великий, и Гаральд отправился в Киевскую Русь. Он возглавлял большой отряд наемников, предложил свою службу Ярославу, и тот согласился. Гаральд служил киевскому князю около трех лет, и в это время попросил руки Елизаветы. Ярослав тактично отказал, потому что тот не имел соответствующего статуса».

Гаральд покинул Киев, продолжил службу в Константинополе при дворе византийских императоров и завовевал большую военную добычу и славу. По словам экскурсовода, Гаральд воевал на всех границах Византии, на территориях от Сицилии до Сирии. И в то же время сочинял «Весы радости», поэтический сборник, из которого до нас дошло до восьми стихотворений. «Гаральд интересно описывает битвы, свои подвиги и победы, а в последней строчке каждого стихотворения вспоминает о том, что не пользуется благосклонностью женщины из Гардарики», — отмечает Александр Титочка.

Около 1044 года норвежский конунг вернулся в Киев, все-таки женился на Елизавете, и они уехали в Норвегию. Вскоре Гаральд стал единоличным правителем страны. А еще через несколько лет у короля появилась любовница. Он добивался Елизаветы  значительно дольше, чем хранил ей верность.

В 1066 году Гаральд погиб в битве у Стамфордского моста. Она, кстати,  положила конец «эпохе викингов». О конце жизни Елизаветы свидетельств мало. По одним из них, она умерла именно в тот день, когда погиб муж. По другим — закончила жизнь позже, где-то в Норвегии. В открытых источниках можно найти информацию и о том, что она  второй раз вышла замуж и стала королевой Дании.

СКАНДАЛ В ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬЕ

Своеобразно повлияла на историю Евпраксия Всеволодовна, внучка Ярослава Мудрого и сестра Владимира Мономаха. Юной ее отдали замуж за маркграфа Северной Саксонии, который вскоре умер. Тогда Евпраксию просватали за императора Священной Римской империи Генриха ІV. Отношения в семье не сложились.

«Тогда императоры Священной Римской империи вступили в конфликт с папским престолом. Евпраксия, которую в Германии называли Адельгейдой (в 1086-м она приняла католицизм. — Авт.), была как почетный узник в Вероне, городе, который находился под контролем императора. Оттуда ее похитили сторонники Папы Римского и отвезли в безопасное место. Она давала свидетельства во время нескольких церковных соборов, где осуждали императора, обвиняла Генриха ІV в сексуальных извращениях, в которых он заставлял ее принимать участие. Можно сказать, против императора собрали компромат и отлучили от церкви», — констатирует Александр Титочка. Допускают, что потом Евпраксия вернулась на родину. Несмотря на фактический разрыв со вторым мужем, только после его смерти она смогла уйти в монастырь. Считают, что Евпраксия умерла в Киеве и была похоронена в Киево-Печерской лавре.

ВАЛЬДЕМАР ПРИШЕЛ ИЗ КИЕВА

Связи правящих домов Северной Европы и Киевской Руси влияли на традиции тогдашнего общества. Имя Вальдемар в Украине воспринимается как иностранное. Оказывается, в Северной Европе оно появилось благодаря правителям родом из Киева.

Князь Мстислав I Великий, сын Владимира ІІ Мономаха, в 1090-е годы обручился с шведской принцессой Христиной. В этом браке родились две дочки, и одна из них, Ингеборга, вышла замуж за датского правителя Кнуда Лаварда. Когда она забеременела, то поехала рожать в Киев. Ингеборга родила мальчика, после чего до нее дошла весть, что мужа убили на охоте, началась гражданская война. Поэтому она осталась в Киеве, сына назвала Владимиром — в честь деда. Впоследствии Владимир получил датский трон и стал прославленным королем Вальдемаром I Великим. «А имя правителя быстро распространяется среди его подданных», — резюмирует Александр Титочка.

ПОЛИТИКА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

Самым выдающимся междинастическим браком Александр называет союз Владимира Великого и Анны Порфирогенеты, византийской царевны, ведь благодаря ему состоялось крещение Руси. Сотрудник «Софии Киевской» добавляет: «Анна родилась в законном браке императора Византии. До этого история не знала случая, когда византийскую царевну выдавали замуж за иностранца. Но это было продиктовано политикой».

Собственно, в многочисленных браках киевских властителей с иностранными правящими родами о любви не было речи. Это было неким скреплением политического союза разных государств. Александр Титочка смеется: «Как говорил известный скандинавист Федор Успенский, тогдашний брак в Европе — это всегда дело двух мужчин. Обязательно — отца невесты и или ее будущего мужа, или отца ее будущего мужа».

А вот чтобы откапывать информацию о таких событиях, годами изучая старинные летописи на вымерших языках и другие экзотические источники, нужна большая любовь, даже страсть, к истории.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать