Их время уходит...
Империя по имени ФирташСегодня Group DF Фирташа лишена центральной роли в газовой сфере, которая ей принадлежала когда-то. Тем не менее, занимаемый ею сектор довольно значительный. Источник, близкий к «Нафтогазу Украины» сказал «Дню», что структуры Фирташа командуют 22 «облгазами» (из 47) Украины. На вопрос, зачем группе эти, казалось бы, малозначительные структуры, он начал цитировать фразу, которую можно встретить на сайте компании: ...консолидировать активы для более эффективного управления. А на самом деле? «Тот, кто контролирует распределительный сектор, управляет и достаточно весомым сегментом поставки для конечных потребителей, то есть держит в руках оплату», — разъясняет источник. Примерно то же самое, но другими словами написано и в стратегии группы: «...Именно изменения в системе управления и воплощение лучших мировых практик корпоративного управления позволят не только увеличить приток инвестиций в газораспределительную отрасль, но и приведут к существенному росту капитализации активов».
Но газовый бизнес в Украине для Фирташа это, похоже, уже не основа, а периферия. Одним из ключевых направлений для Group DF является бизнес азотный. Холдинговая компанией OSTCHEM, которая объединяет соответствующие активы, занимающиеся производством азотных удобрений, их дистрибуцией и транспортировкой. Холдинг занимает третье место в мире по объему производства нитратов, четвертое по объему производства аммиака и 12-е место по объему производства карбамида. Кроме того, «химия» Фирташа (черкасский «Азот», горловский «Концерн Стирол», «Северодонецкое объединение азот», «Ривнеазот» и эстонский «Nitrofert») производит также продукты органического синтеза и органические кислоты. Дистрибуцией удобрений занимается компания «УкрАгро НПК», которая владеет крупнейшей всеукраинской сетью, состоящей из 28 складов. За рубежи Украины химическая продукция Group DF отправляется изморского специализированного порта «Ника-Тера», инфраструктура которого включает мощности по перевалке минеральных удобрений и других сыпучих грузов.
Медийный бизнес — это, пожалуй, самая известная в Украине сфера деятельности Group DF. На медийный рынок она вышла сравнительно некдавно — в 2013 году, приобретя контрольный пакет акций компании Inter Media Group. Вещательное подразделение этой компании включает в себя телеканал «ИНТЕР», а также телеканал «ИНТЕР+», осуществляющий международное вещание. У медиагруппы есть и другие телеканалы: «К1», «К2», «НТН», «Мега», «Энтер-Фильм», «Zoom» и «Пиксель».
Самый перспективный и динамичный сегмент бизнеса Group DF — добыча и обогащение титаносодержащих руд, а также производство диоксида титана. Этот рынок обеспечивается продукцией Мотроновского горно-обогатительного комбината (Днепропетровская область), Междуреченского горно-обогатительного комбината и комбината «Валки-Ильменит» (оба Иршанск). На металлургическом комбинате Юкрейниан Кемикал Продактс (ранее «Крымский титан». г. Армянск, Украина) производится титановый шлак, титановая губка и титановые слитки. На «Запорожском титано-магниевом комбинате» (Запорожье) Фирташ владеет 49%. Group DF не скрывал, что стремится создать вертикально-интегрированную международную группу компаний, охватывающую всю производственную цепочку от добычи титаносодержащих руд до производства различных видов конечной продукции. Не исключено, что именно подобные заявления («Group DF стремиться стать одним из ведущих игроков на мировых рынках титановой продукции») ранее послужили отправной точкой для обвинений Дмитрия Фирташа в коррумпировании индийских чиновников...
В сравнении с вышеназванными китами бизнеса тепличный комплекс «Синьков Агро» не столь уж впечатляет. Но и он приносит неплохой доход. В хозяйстве установлено современное голландское оборудование, применены передовые израильские технологии выращивания овощей. Он оснащен компьютеризированными системами полива, температурного контроля, подачи удобрений и других питательных веществ. Растения круглосуточно подсвечиваются. Мощности комплекса позволяют выращивать до 4 тысяч тонн томатов, 1,55 тысячи тонн перца и 350 тонн огурцов в год. Его площадь планируется расширить до 40 гектаров. Здесь впервые в Украине стали в промышленных масштабах производить перец.
Что ждет эту империю в случае экстрадиции Фирташа в Соединенные Штаты, где он, вполне возможно, повторит судьбу бывшего премьер-министра Украины Павла Лазаренко? Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский уверен, что Group DF будет работать так же, как и раньше, и не видит для нее форс-мажора. Но политические риски для бизнеса Фирташа, по мнению эксперта, безусловно, существуют. «Любой бизнес у нас не может существовать без политического прикрытия, — говорит Землянский. — С операционной точки зрения компании ничего не угрожает, ее менеджмент знает свое дело — правовые вопросы и проблемы недвижимости. А в целом за бизнес DF я спокоен: с тех пор, как DF в Австрии, попыток что-либо у него отнять не было. Какие-то разговоры в социальных сетях возникали, но они закончились ничем. Возможны изменения в газовом бизнесе, но для этого нужны решения на законодательном уровне». Правда, с Землянским можно поспорить: еще 25 января Специализированная антикоррупционная прокуратура подала в суд второй иск о расторжении договора ФГИ со структурами DF Group по созданию ООО «Запорожский титано-магниевый комбинат (ЗТМК)».
«Если Фирташа ожидает судьба Лазоренко, то можно прогнозировать передел олигархической собственности в стране, — отмечает бывший прокурор, а ныне руководитель общественной организации «Публичный аудит» Максим Гольдарб. — Есть два пути. Это могут сделать либо его «коллеги» по клану, в числе которых и наш президент, либо состоится какое-то внешнее вмешательство. Но я искренне не считаю, что это дело не может закончиться для Фирташа плохо. Повторения судьбы Лазаренко не будет. Международная конъюнктура изменилась. В мире есть люди, заинтересованные в его благополучии и в том, чтобы он не стал Лазоренко №2».
Но Фирташа могут повести и совсем по другому пути, по тому, который прошел еще один недавно «раскулаченный» олигарх — Игорь Коломойский. Его Приватбанк, как известно, национализировали. Но бывший глава Фонда госимущества Украины Александр Бондарь такую возможность полностью исключает. «У Коломойского отобрали только банк, — говорит эксперт, — а вся его остальная собственность пока что остается нетронутой. Во-вторых, с Коломойским договорились, что он будет молчать... при определенных условиях. Да Коломойский и не знает столько о действующей власти, как Фирташ. Так что я думаю, что Фирташа не будут сильно доставать... как бы он что-нибудь не то, что нужно, не рассказал».
«А если его экстрадируют в Америку, — продолжает Бондарь, — то там он начнет рассказывать, независимо от того, будут ли тут отбирать его имущество или нет. Мы же до сих пор не знаем цели американского правосудия — что оно собирается сделать с Фирташем. Его могут использовать и против России. А рассказать он может многое. Потому что находился возле руководства нашего государства и предыдущего, и сегодняшнего. Вы помните, как Кличко снимал свою кандидатуру на пост президента. Тогда он встречался с Порошенко при участии Фирташа. Так что он может знать такие вещи, о которых мы и не догадываемся».
Отвечая на вопрос «Дня» о вероятности национализации собственности Фирташа в случае его экстрадиции и затем осуждения в США, президент Центра экономического развития и советник Президента Украины Александр Пасхавер подчеркнул, что Украина за 25 лет независимости не прибегала к национализации. Приватбанк, по его словам, это совершенно другая история — там была взаимная договоренность, да и активов по сути не было. «Что касается господина Фирташа, то там будут решать банки, и это будет касаться каких-то отношений собственности. А кроме того, претензии к Фирташу и его собственности могут быть и у других стран. А что касается Украины, то я о таких претензиях не слышал. Так что для национализации его собственности нет причин, и непонятно, как может возникнуть такая идея. Тогда в стране должна быть новая левая революция, которая говорит: давайте забирать у богатых».
«В то же время я думаю, что мы сегодня являемся свидетелями исторического процесса ослабления крупнейших олигархов, — добавил эксперт, — просто их время уходит».
Выпуск газеты №:
№32, (2017)Section
Подробности