Родители и дети
Белоцерковский Театр им. П. Саксаганского напомнил о семейных связях и обязанностях
Истину неумолимого закона жизни — «Уступи место завтрашнему дню» американская писательница Вина Дельмар вынесла в заголовок своей пьесы, которая имеет широкое сценическое прочтение на мировых сценах. Недавно это произведение появилось в репертуаре Киевского областного музыкально-драматического театра им. П. Саксаганского. Здесь спектакль назвали «Коли птахи відлітають...». Постановку осуществил Вячеслав Стасенко, он же автор сценографического и музыкального решений. Своей новой работой режиссер стремится всеобъемлюще выразить собственное понимание драматургической темы, подчеркнуть ее актуальность, сделать определенное художественное обобщение относительно затронутых в пьесе нравственных сентенций.
Идея режиссерского решения В. Стасенко начинает действовать еще до начала спектакля. Заходя в зал, зрители сразу попадают в действие, занавес отсутствует, на сцене что-то происходит. Зрители подглядывают в воображаемое окно семейного очага, где главенствует традиционный старый фамильный диван. Подобным соединением сцены и зрительского зала постановщик подчеркивает причастность всех присутствующих к тому, о чем будет идти речь в спектакле. Он хочет сказать, это все — о каждом из нас и касается всех. Объединение сценического пространства и зала будет поддерживаться на протяжении всего спектакля. Из зала будут выходить действующие лица, они же будут спускаться сюда со сцены, и зрители будут физически ощущать рядом живое, эмоциональное напряжение психологической драмы героев.
Вечный шекспировский сюжет о Короле Лире, который на старости лет оказался ненужным собственным дочерям, американский драматург трагедизирует еще больше. Супругов Куперов, проживших вместе долгую счастливую жизнь и имеющих пятерых детей, обстоятельства лишают собственного дома, а взять их к себе дети отказываются. В результате безжалостных выяснений они договариваются разлучить родителей, забрать их по отдельности, что уже само по себе смерть для стариков, а потом и вовсе похоронить надежду на встречу, отдав мать в приют. Таков сюжет американской жизни. И В. Стасенко ставит пьесу о заокеанских страстях, он максимально приближает события к реалиям нашей жизни. Поэтому и становятся такими ментально и внешне (художник по костюмам Ирина Рыбак) узнаваемыми герои спектакля украинскому зрителю.
Идея окон, как элемента уютного семейного гнезда, становится основной в создании сценографического образа. Передвижные плоскости-окна трансформируют пространство сцены, превращая его в разные комнаты, холл ресторана, улицу, железнодорожный вокзал. Созданию нужного настроения помогает переменная световая окраска окон. Видеопроектор воспроизводит на белой плоскости калейдоскопом лица пожилых людей, вид их печальных и мудрых глаз усиливает драматизм ситуации. А визгливый спор детей о том, кому бы спихнуть родителей, заканчивается видеоизображением отлета птиц. Метафора самостоятельности детей, которые вылетели из семейного гнезда, очевидна, но почему-то кажется, что с птицами из их сердец улетают человечность и доброта.
Дуэт Куперов, Люси (Людмила Мерва) и Барклея (Александр Шевчук) проходят через весь спектакль. На исполнителях лежит значительное психологическое напряжение, и они несут этот щемящий, тяжелый и трагический градус чувств от счастья до разлуки. Первая сцена, где родители встречают детей в родном доме. Все члены семьи возбужденные, радостные, объединены воспоминаниями, песней, которую пели вместе в детстве и в восторге от предвкушения маминого яблочного пирога. Все светло, празднично и вдруг новость о потере родительского дома совершенно меняет психологический настрой собравшихся, происходит эмоциональный перелом, актеры ощутимо и убедительно демонстрируют момент разрушения ценных родственных связей. В образах взрослых детей: Джорджа (Борис Пономаренко), Нелли (Елена Кралева), Роберта (Виталий Святослав), Коры (Наталья Синькова) актеры выстраивают определенные узнаваемые человеческие характеры, создают рельефные портреты: муж-подкаблучник, затурканная жена, беззаботный молодой человек, помешанная на деньгах дамочка. Все эти качества в гипертрофированном виде проявляются в спорах, что выглядит уж слишком непривлекательно. Делая акцент на душевной глухоте, черствости, лицемерии, отсутствии каких-либо моральных качеств у детей, режиссер хочет, чтобы зрители увидели апогей бездушия отношение к родителям, когда дети кладут свою жизнь на то, чтобы избавиться от самых родных людей.
Контрастом отношения к судьбе Люси и Барклея становятся сцены с соседом-евреем Левиным (Святослав Фехтел), который со своей колоритной Сарой (Лидия Дяченко) проявляет такую отзывчивость и понимание, которые, казалось бы, не присущи чужим людям.
Самыми лирическими оказываются моменты, где Куперы, втайне от детей, общаются по телефону. Расстояние между ними на сцене подчеркивает состояние разлуки, тоски. С какой нежностью спрашивает Люси-Мерва о здоровье мужа, сколько любви и заботы в ее голосе. И кульминационно-финальная сцена их прощания. За столиком в ресторане они вспоминают прожитую жизнь, танцуют вальс, как когда-то в молодости ... Вокзал становится последним пунктом назначения, из которого для них поезд тронется в никуда, в небытие, в память о жизни и любви. Одинокие фигуры Куперов сдержанно-трагические, они смирились с судьбой, жертвенность Люси вызывает восхищение. И все же жестокость не завладела их сердцами, они не возненавидели своих детей и стойко воспринимают вот такой конец жизни. Грохот поезда, нужно идти…
Люси-Мерва застыла, с глазами, полными слез, остается на сцене, а Барклей-Шевчук спускается в зал и движется мимо рядов, прощально глядя на жену. Опять режиссер наглядно соединяет сцену и зал, героев и зрителей. Это дает возможность выйти на обобщение о состоянии общества, в котором нет уважения, обязанности и сочувствия друг к другу, детей к родителям. Такое общество глубоко больно. И искусство театра в его лечении едва ли не последний оплот.
Спектакль «Коли птахи відлітають...» может стать действенным инструментом в деле «оздоровления» морали. Отношения чужой семьи способны спроецироваться на мировосприятие зрителей, их собственные судьбы. Есть надежда, что будут теплеть сердца, исчезнет равнодушие, будет появляться ответственность, и уместно вымышленная инсталляция в фойе театра с телефоном и надписью «Позвони родителям!» эмоционально будет срабатывать.
Section
Культура